Рефераты. Переходная экономика Беларусии

Часто в посткоммунистических странах выбирается чековая приватизация. А ведь быстрое создание класса реальных собственников затрудняет в дальнейшем отказ от реформ или их ревизию. Кроме этого, актуальными являются вопросы социальной справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.    Роль государства в переходной экономике

 

Известно, что даже экономика свободной рыночной конкуренции не работает без государства, которое берет на себя ответственность за правильное денежное обращение, удовлетворение части коллективных потребностей, защиту окружающей среды и прав потребителя и за многие другие функции, необходимые для нормальной жизнедеятельности общества.

Необходимость вмешательства государства в экономику переходного периода, роль и значение его в этой экономике обусловлены в основном, как мне кажется,  тем, что рынок и рыночная экономика требуют длительного времени для своего становления. Поэтому государственное управление, особенно на первоначальном этапе, должно скомпенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов. Во-вторых, государство само выступает инициатором реформ макроэкономического характера, и они не могут быть осуществлены без его активного участия. В-третьих, государство, несмотря на все недостатки командно-административной системы, накопило огромный опыт макроэкономического регулирования. В-четвертых, только государство способно обеспечить привлечение иностранных инвестиций, обеспечение социальной защиты и др.

Таким образом, основная проблема переходной экономики — это не вопрос о необходимости вмешательства государства в экономику, а определение границ этого вмешательства, его (способов и методов, уточнение роли государства в экономике.

Нужно учитывать, что в переходной экономике роль государства меняется принципиально и отличается как от командной, так и от рыночной экономики. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс разгосударствления значительно уменьшает как размеры государственного сектора, так и всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике. Во-вторых, рынок в переходном периоде, как отмечалось, находится в стадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности еще низки. Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмешательства в экономику здесь меньше, чем в командной экономике. С другой стороны, она должна быть более интенсивной, чем в развитой рыночной экономике.

Вместе с тем, необходимость усиления регулирующей роли государства в переходной экономике ни в коей мере не следует представлять как восстановление его прежней роли и функций, характерных для камандно - административной системы (КАС). Государственное управление экономикой не может и не должно подменять собой рынок и его регулирующие функции. Если государственное вмешательство в экономику перейдет определенные границы, то его деятельность превратится в администрирование, а переходная экономика может вернуться к административной модели. В этом случае государственная монополия может вытеснить механизм конкуренции.

Государство влияет на экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия государства на деятельность хозяйственных субъектов. Этот механизм включает в себя:

1)      цели государственного регулирования;

2)      методы регулирования: административные, правовые, организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые;

3)      формы реализации: индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы-прогнозы;

4)      субъекты регулирования: банки, предприятия, домашние хозяйства;

5)      объекты регулирования: сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.[4, c. 83 – 98].

Государство в формирующейся рыночной экономике выступает как партнер в хозяйственной деятельности и как арбитр, устанавливающий «правила игры». В роли партнера оно осуществляет производство общественных товаров и услуг (т.е. таких товаров и услуг, в потреблении которых участвуют все члены общества — оборона, государственное управление, охрана общественного порядка и т.д.), оплату которых не могут осуществлять отдельные юридические или физические лица. Кроме того, часть благ (образование, здравоохранение) потребляется отдельными лицами без возмещения ими затрат на производство этих благ. Финансированием этих благ занимается государство.

Государство в переходной экономике выполняет те же функции, что и в другой. Во-первых, как отмечалось, оно осуществляет производство «общественных благ». Во-вторых, защищает общество от «внешних эффектов» (охрана природной среды). В-третьих, регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь). В-четвертых, корректирует неравенство в доходах.

В-пятых, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста.

Государство в рыночной экономике также реализует производственные программы по выпуску различных видов продукции, контролирует перераспределение доходов от более богатых слоев населения к менее обеспеченным слоям, регулирует бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую деятельность, осуществляет многочисленные направления социального развития и реализует другие программы регулирования экономики.

Одной из основных функций государства в переходной экономике является целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений.

Вместе с тем, госсектор в переходной экономике претерпевает коренные изменения. Нет директивных плановых заданий. Они, в лучшем варианте, заменяются государственными заказами. Нет директивно прикрепленных поставщиков ресурсов и комплектующих и гарантированного сбыта продукции. Поэтому предприятия самостоятельно изучают спрос и ищут покупателей и заказчиков своей продукции. Разрыв сложившихся связей, нехватка оборотных средств, взаимные неплатежи — эти и другие трудности переходного этапа предприятиям предстоит преодолевать самостоятельно, учась на ходу, на пути к рыночной экономике и коммерциализации своей деятельности.

Важнейшим направлением деятельности государства является выбор приоритетов. От правильности выбора приоритетов зависят как направление социально-экономического развития, так и темпы экономического роста. Определение приоритетов — многофакторный процесс, в котором учитываются масштабы страны, ее геополитическое положение, соблюдение экономической безопасности страны, экономическая эффективность национального производства, сбалансированность внешней торговли и другие факторы. Четко определенные национальные цели и приоритеты являются устойчивыми ориентира-ми для экономической политики.

Мировой опыт свидетельствует, что прямое вмешательство государства в экономику с целью преодоления глубокого кризиса имело место во многих странах мира. Однако цель такого вмешательства (за исключением государственного регулирования военной экономики) состояла в том, чтобы восстановить условия для нормального функционирования рыночной экономики. Очевидно, что в условиях переходной экономики усиление государственного вмешательства в экономические процессы допустимо, но в определённых пределах: если оно выйдет за них, то произойдёт смена экономической модели. [3, с.12 – 21]

Важнейшей функцией государства в выработке и реализации экономической политики является обоснование и выбор целей и ограничений в развитии, их приоритетов, последовательности и сроков реализации. Совокупность целей образует своеобразную, иерархически упорядоченную систему, в которой цели расположены по степени их значимости и по времени реализации.

Так, стратегической целью реформирования экономики Беларуси является повышение благосостояния населения до уровня высокоразвитых европейских государств. Стратегическим же направлением социально-экономического развития является движение к обществу постиндустриального типа для достижения высокого уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной рыночной экономики.

Все эти цели должны быть взаимоувязаны как между собой, так и с необходимыми для их достижения ресурсами. Вместе с тем следует отметить, что сложность и новизна стоящих перед государством задач объективно препятствуют разработке детальной программы долгосрочных рыночных преобразований в экономике. С большей или меньшей степенью достоверности можно наметить только общие контуры этой программы. Поэтому движение к рынку в большинстве постсоциалистических стран, в том числе и в Беларуси, осуществляется в известной степени фрагментарно, иногда противоречиво, чаще всего методом проб и ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.