Рефераты. Переходная экономика Беларусии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Специфика переходного периода в белорусской экономике. Белорусский феномен.

 

В мире нет исторического прецедента успешной борьбы с бедностью, построения социально справедливого государства и обеспечения устойчивого роста страны на основе госсобственности, дискриминации частного и иностранного капитала, монопольных практик и ценового регулирования. Беларусь 12 лет экспериментирует в рамках именно этой модели, беспрестанно твердя о мире, стабильности и процветании. Но, как говорится, все познается в сравнении. Тем-то и хороши доклады различных международных организаций, что позволяют взглянуть на себя со стороны и проверить, в нужном ли направлении развивается страна. Насколько уникально развитие Беларуси? Можно ли при помощи универсальных индикаторов диагностировать наше «экономическое чудо»?

Белорусское экономическое чудо опережает, наверное, даже самые смелые прогнозы. На январь – ноябрь 2005г. показатель ВВП вырос на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом 2004г. Промышленность дала прирост в 9,9%, сельское хозяйство - 1,3%. Правительство добилось роста инвестиций в основной капитал на 24,2%. Розничный товарооборот вырос на 19,6%, экспорт - на 17%, импорт - на 4,8%. Короче, сплошной бум.[11]

БЕЛАРУСЬ НА ФОНЕ МИРА

Белорусские власти считают одним из самых больших своих достижений успехи сельского хозяйства. Качество работы этого сектора весьма хорошо иллюстрирует такой показатель, как производительность. Сравним добавленную стоимость на одного труженика села в долларах в 2001-03гг. в Беларуси и в других странах. При несравнимо более существенных дотациях, чем в других странах экс-СССР, и чрезвычайно льготном статусе сельхозпроизводства у нас этот показатель составляет 2259 долларов США - лучше, чем в Азербайджане (1026 долларов США), на Украине (1442 долларов США), в Польше (1358 долларов США), но хуже, чем в Армении (2646 долларов США), Латвии (2385 долларов США) и Литве (4071 долларов США). Мы находимся практически на одном уровне с Россией (2204 долларов США). Так что, судя по статистике, белорусский АПК не стал конкурентным даже в своем регионе.
Валовой национальный доход (ВНД, или gross national income) Беларуси в 2004г. составил 20,9 млрд. долларов США, или 2120 долларов США на душу населения. Этот же показатель по паритету покупательной способности (ППС) - 68 млрд. долларов США, или 6900 долларов США на человека. Беларусь опережает Азербайджан и Армению (как и в последние 40 лет), но на фоне партнеров по ЕЭП, не говоря уже о странах Центральной и Восточной Европы, заметно отстает. Казахстан имеет ВНД 2260 долларов США на душу населения (на 6,6% больше, чем у нас), а по ППС – 6980 долларов США; Россия – 3410 долларов США (на 60,8% больше), по ППС – 9620 долларов США. Беларусь обгоняет Украину по ВНД на душу населения более чем на 40%, но ППС у двух стран практически на одном уровне.
Зато ВНД Польши в 2,9 раз больше белорусского, по ППС - в 1,8 раза. Литовцы обогнали нас в 2,7 раза, по паритету - в 1,8 раза. Наши соседи гораздо быстрее приближаются к социальным и экономическим стандартам Запада, где, например, ВНД на душу населения Германии в 14,2 раза выше белорусского уровня, а в США - в 19,5 раза. Более того, мы все еще почти в 3 раза отстаем от среднего показателя ВНД на душу населения по мировой экономике в целом. Доля Беларуси в ней ничтожно мала - 0,05%, а по ППС - 0,1%. По ВВП доля Беларуси в мировой экономике в 2004г. составила 0,06%, как и 5, и 15 лет назад. Так что, судя по ВНД, белорусское чудо на фоне остальных стран мира пока не обнаружено [5, c. 21-22].

Опубликованный Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в конце 2004 года ежегодный доклад о состоянии дел в переходных экономиках нашего региона показал, что при всех недостатках реформ страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) справились с задачами построения основ рыночной экономики. Из девяти критериев ЕБРР (шкала от «1» - отсутствие реформ, полный социализм до «4+» - стандартная промышленная развитая рыночная экономика) Чехия имеет три оценки «4+», две четверки, остальные - «3+». Польша имеет четыре «4». Все остальные - «3+», за исключением «3» за политику в области создания конкуренции. Венгрия к концу 2004г. имела сразу семь четверок - лучший результат среди всех 27 стран.
По сравнению с ЦВЕ страны Балкан и СНГ вели себя гораздо хуже. Приватизация стала синонимом грабежа в особо крупных размерах. Под видом защиты интересов потребителя набирала власть бюрократия, шло удушение конкуренции госрегулированием. Неудивительно, что у людей сформировалось стойкое отвращение к тому, что пришло ему на смену. Если это рынок, то нам такой не нужен. Правда, то, что создано в России, на Украине, в Молдове и в Беларуси, с рынком имеет очень мало общего.
С точки зрения ЕБРР, по итогам 2004г. Беларусь имеет три единицы, пять двоек с разными знаками и всего лишь одну тройку с минусом по фактору «ценовая либерализация». Хуже только у Туркменистана (семь единиц, одна двойка, тройка с минусом по ценовой либерализации). Даже Узбекистан опередил Беларусь по темпам и глубине реформ, не говоря уже о России или Украине[8, c. 17].

С точки зрения реструктуризации и реформирования данного сектора Беларусь выглядит очень бледно: наша страна получила самую низкую оценку «1» за приведение к современным стандартам электроэнергетики, железных дорог, водоснабжения и канализации. За дороги и телекоммуникацию нам поставили два балла (максимальная оценка «4+»). У нас практически нет участия частного сектора в инфраструктурных проектах. Украина и Россия обходят Беларусь по реформам в области энергетики, железной дороги и водоснабжения. Торможение реформ инфраструктуры увеличивает риски не только техногенных аварий, но и грозит постоянным ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) [8, c. 17-19].

Нефть, стремительный рост спроса со стороны России и ее щедрость в отношении цен на энергоресурсы вкупе с благоприятными условиями торговли помогали Беларуси увеличить темпы роста ВВП и решать текущие финансовые и социальные проблемы.
Однако они отнюдь не уникальный: в 2003-04гг. темпы роста ВВП на душу населения составили 11,5%. Приличный показатель, но почти столько же продемонстрировали Армения и Азербайджан. Украина за эти же годы с низкого старта увеличила свой ВВП на 12,9%, Туркменистан - на 15,4%.
В 2000-04гг. темпы роста ВВП Беларуси (6,7%) вообще аналогичны показателям десятков стран мира. Они значительно выше у тех же Армении, Азербайджана и Казахстана, нас опережают Украина (8,6%), Китай (8,7%) и Молдова (6,9%). Даже вступившие в ЕС Литва и Латвия демонстрируют более высокие темпы роста (7,5%). Так что и здесь следов экономического чуда не видно.
Еще один приоритет - экспорт. При крайне удачном географическом положении страны признаков умелой игры этим козырем пока не просматривается. Доля белорусского экспорта в мировом оставляет 0,1%, импорта - 0,2%. Страны с гораздо меньшим или аналогичным белорусскому населением имеют больший объем внешней торговли. Еще можно смириться с тем, что Польша экспортирует в 6,7 раза больше (разница в численности населения - в 3,9 раза), но Литва с населением почти в 3 раза меньшим имеет экспорт, который только на 18% ниже по стоимости. По экспорту на душу населения эта страна опережает нас в 2,4 раза. [5, c. 21]

Доля высокотехнологичных товаров в общем объеме производства в РБ в 2003г. составила только 4%. По этому показателю гораздо лучше выглядят Казахстан (9%), Россия (19%), Чехия (13%).
Еще один результат политики добровольной изоляции - мизер международной помощи: 3 доллара США на душу населения. В 2003г. армяне получили в 27 раз больше помощи на душу населения, чем мы; богатые нефтью азербайджанцы - в 12 раз, ставшие членами ЕС латыши - в 16 раз, литовцы - в 36 раз. Даже Россия получила в 3 раза больше помощи на душу населения, чем мы. И это после Чернобыля и шока от перехода плановой экономики к «рыночному социализму». Взять хотя бы такой показатель, как объем чистых прямых иностранных инвестиций (ПИИ), привлеченных в 1989-2003гг. Беларусь получила всего 200 долларов США на душу населения, Чехия - в 19 раз больше, Венгрия - в 17 раз, Польша - в 7 раз. Если бы мы пошли по пути стран ЦВЕ, то у нас в стране было бы не 2 млрд. долларов США ПИИ, а около 27 млрд. долларов США. Т.е. потеряны сотни тысяч новых рабочих мест, законсервирована старая структура производства [8, c. 17 - 18].

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

Авторитетный американский фонд Heritage совместно с Wall Street Journal опубликовал очередной рейтинг экономической свободы на 2004г. Беларусь оказалась на 145-м месте. В 2003 году мы были 151-е. Улучшение иллюзорно - в 2004 году шесть стран по разным причинам выпали из рейтинга (война или отсутствие данных). Беларусь получила оценку «4,1», улучшив свой показатель на 0,15 пункта.

Лидеры по индексу экономической свободы (ИЭС) - Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия и Люксембург - глубоко уважают права собственности и свободно торгуют со всем миром. Самый большой прогресс в 2003г. отмечен у Словакии, которая гигантскими прыжками вскочила в уходящий поезд расширения ЕС. Здесь были сокращены налоги, либерализованы цены, ускорена приватизация, проведена реструктуризация банковского сектора.
Особое место в Европе занимает Ирландия. Имея очень благоприятный инвестиционный климат и относительно низкие налоги (ставка подоходного налога на юридические лица - 12,5% гораздо ниже средней по ЕС в 30%), она активно привлекает инвестиции как из США, так и из Азии. 30 из 42 африканских стран региона Сахары относятся к категории «в основном несвободные», что и предопределяет их уровень развития и доходов. Самыми свободными в Африке являются Ботсвана (38) и Уганда (48). Среди бывших советских стран лидерами является Эстония (6-е место с индексом 1,8), Литва - 22-е место с индексом 2,2 и Латвия (29-е место, индекс 2,4).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.