Рефераты. Переходная экономика Беларусии

Важнейшую роль в переходной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Роль либерализации не ограничивается только освобождением цен, она включает целый комплекс широкомасштабных мероприятий: отмену системы государственных заказов и поставок, ликвидацию государственных производственных и торговых монополий, предоставление экономической свободы предприятиям в выборе ассортимента продукции и поставщиков, отказ от централизованного распределения иностранной валюты.

Основными направлениями внешнеэкономической деятельности должны стать ее дальнейшая либерализация, государственная поддержка экспорта и импортных поставок для проведения структурной перестройки экономики, защита интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции.

Успешная интеграция нашего народного хозяйства в мировую экономику даст значительные экономические преимущества. В частности, она позволит более широко получать иностранные кредиты, более эффективно развивать хозяйственную международную кооперацию, значительно увеличить объем иностранных инвестиций.

Формирование рыночной экономики требует решения ряда других задач. К ним относятся:

ограничение прямого вмешательства государства в экономику. Должен произойти отказ государства от большинства функций, выполняемых им к командной экономике, то есть регулирование всего и вся.

демонополизация экономики — ликвидация преобладания на рынке отдельных товаров одного либо небольшого числа производителей;

введение института частной собственности, гарантированной законом, в том числе в сельском хозяйстве;

обуздание инфляции, неизбежной после проведения либерализации цен.

развитие рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения; финансового рынка, создание регулируемого рынка труда;

формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовую, валютную, товарные биржи и др.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.    Преобразование отношений собственности в переходной экономике

 

Ключевой момент переходного периода — реформирование отношений собственности. Собственность, как известно, выступает основой не только экономических, но и всех общественных отношений. Поэтому от хода реформ собственности, их темпов и масштабов зависит ход всей рыночной трансформации народного хозяйства.

Необходимость реформирования отношений собственности обусловлена разным статусом собственников и коренными различиями в отношениях собственности в рыночной и командной экономике. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности. В командной экономике господству ют только один субъект собственности — государство, и только одна форма собственности — государственная. Отношения, возникающие между многими независимыми собственниками в рыночной экономике, требуют четких имущественных прав. В огосударствленной экономике такой четкости нет. Здесь ни один производитель не может полновластно распоряжаться средствами производства и готовым продуктом. Рыночная экономика требует того, чтобы предприятия, как самостоятельные субъекты хозяйствования, несли полную ответственность за конечные результаты деятельности. В огосударствленной же экономике фиктивному праву владения имуществом соответствует фиктивная ответственность. Поэтому результаты убыточной работы перекладываются на все общество.

Отсюда следует, что переход от сложившейся в социалистических странах командно-административной системы экономики к рыночной может быть осуществлен только на базе перестройки отношений собственности, путем децентрализации экономических отношений и прав собственности.

В странах с переходной экономикой приватизация выступает как развитие нового частного сектора и как преобразование государственной собственности (отчуждение в пользу граждан и юридических лиц). Формируя в экономике частную форму собственности, приватизация создает условия и предпосылки перехода к рыночной системе управления предпринимательской деятельностью, где управленческая система не подавляет предприятия, а поддерживает их, создавая и формируя благоприятную рыночную среду функционирования предприятия.

Меняется мотивация руководителей, изменяются направления финансовых и ресурсных потоков, что имеет своим следствием рост эффективности экономики в целом.

Независимо от формы и техники проведения, приватизация преследует несколько целей:

·        пополнение доходов бюджета и (или) сокращение бюджетных расходов на поддержание нерентабельных и низкодоходных компаний;

·        повышение эффективности работы и производительности соответствующих предприятий путем создания рыночной модели структуры предприятия (улучшения организации и внедрения современных принципов управления) и введения ответственности субъектов хозяйствования за неудачный выбор инвестиционных решений;

·        формирование правовой основы становления и развития рыночной экономики, качественное изменение инфраструктуры рынка и введение рыночных механизмов контроля и регулирования экономических процессов;

·        облегчение доступа к капитальным ресурсам, ноу-хау, новым технологиям;

·        обеспечение конкурентоспособности предприятия за счет разработки новых или улучшения качества существующих товаров и услуг, выхода на новые рынки;

·        улучшение условий труда работников  занятости, увеличение заработной платы путем выполнения обязательств новых инвесторов;

·        возвращение национализированной собственности ее прежним владельцам, отстранение от управления собственностью бывшей партийно-номенклатурной элиты и пр.

Эти цели иногда могут противоречить друг другу. Например, если ставится цель широкомасштабного привлечения инвестиций, то правительству следует отказаться от больших бюджетных доходов по продаже госсобственности и политики сохранения новыми собственниками занятости и других социальных гарантий. Продажа собственности за деньги, индуцирующая наибольший рост будущей эффективности предприятия, может противоречить целям «социальной справедливости» и равного деления национального богатства. В странах с переходной экономикой также имеются различные скрытые цели. Например, обогащение части элиты или получение персональных выгод от проведения приватизации отдельными чиновниками.

Поскольку реформирование собственности сопряжено со значительными политическими, экономическими асоциальными издержками, так как сталкиваются интересы различных групп, то динамику и интенсивность процесса реформирования собственности определяет ряд факторов:

·        качество законодательной и нормативно-правовой базы;

·        отношение и выбор методой оценки стоимости приватизируемого имущества (часто преобладает затратный метод на основе балансовой стоимости, что завышает оценочную стоимость и привлекательность объекта);

·        количество средств у потенциальных инвесторов;

 

·        развитость рыночной инфраструктуры и рыночного механизма приватизации собственности;

·        наличие рыночного механизма доступа иностранного капитала к приватизации собственности;

·        качество профессиональной подготовки управленческих кадров.

Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также приоритетов в каждой конкретной стране. Весь спектр методов можно свести к двум моделям. Это широкомасштабная массовая приватизация, предполагающая через механизм бесплатной передачи госсобственности создание «народного капитализма», и точечная приватизация государственных объектов стратегическим инвесторам, выкуп имущества посредством конкурсов, аукционов и тендеров, банкротство и другие формы продажи собственности за деньги [2, c. 97 – 103].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.