Рефераты. Ответы на вопросы ГОС экзамена по Президентской программе 2004г. (менеджмент, экономика, финансы, ма...

5.     Расчет эластичности спроса. Различия в значениях коэффициентов эластичности и их значение для принятия экономических решений.

Расчет коэффициента эластичности спроса

     Успешное ведение коммерческой деятельности невозможно без изучения рынка. Основными элементами рынка являются спрос, предложение (их соотношение, динамика), цены и конкуренция. Для организации коммерческой деятельности можно выделить следующие опорные моменты:

Оценка конъюнктуры рынка, определение точки равновесия, (равновесного объема спроса и предложения и соответствующей равновесной цены).

Определение степени реакции платежеспособного спроса на изменение конъюнктурных факторов, расчет эластичности спроса.

Характеристика структуры рынка, типа конкуренции и, на этой основе, выбор тактики и стратегии ценообразования.

     Понятие конъюнктуры рынка включает в себя соотношение спроса и предложения, уровень цен, товарные запасы, денежные сбережения и другие показатели, характеризующие сложившуюся на рынке экономическую ситуацию.

Рис.1 Кривые спроса и предложения

     Оценить соотношение спроса, предложения и цен можно с помощью кривых спроса и предложения. Кривые спроса и предложения - это графическое изображение зависимости объемов сбыта и производства продукции от уровня цен. Рассмотрим построение кривых спроса и предложения на условном примере. Предположим, что при цене 10 000 руб. объем спроса составляет 100 единиц продукции, а объем предложения - 200 единиц. Снижение цены на 1 000 руб. привело к увеличению спроса до 120 единиц продукции и к снижению объемов производства на 190 единиц. Как показывает рис.1, снижение цены не достигло точки равновесия (точки равенства спроса и предложения), и на рынке сохранилось состояние перепроизводства.

     Снижение цены приводит к увеличению спроса за счет того, что увеличивается потребление данной продукции у отдельного покупателя и одновременно расширяется число покупателей. Изменение предложения пропорциональное динамике цен идет также по двум направлениям: изменение прибыльности у отдельного производителя и колебание числа производителей на рынке.

     Подобную зависимость объемных показателей от уровня цены (обратную для спроса и прямую для предложения) будем называть классической. Однако существуют и исключения из данной зависимости. И исключений тем больше, чем более несбалансирован рынок и выше инфляция. К подобным исключениям можно отнести влияние инфляционных ожиданий, которые приводят к тезаврации средств в материальные и нематериальные активы. В зависимости от дифференциации денежных доходов, направления тезаврации могут варьироваться от покупки недвижимости и валюты до закупки товаров первой необходимости впрок.

     Существуют и не зависящие от экономической ситуации исключения из классической зависимости спроса от цен:

так называемые “товары Гиффена” - товары первой необходимости, спрос на которые в условиях роста цен и ограниченности потребительского бюджета увеличивается;

товары престижной группы (снижение цен на них может привести к спаду продаж).

     Применительно к этим исключениям динамика цен и спроса оказывается, как правило, однонаправленной: цены растут - спрос увеличивается, цены снижаются - спрос падает.

     В современных условиях российской экономики предложение также может реагировать на изменение цены не по классической кривой: с ростом цен предложение не расширяется, а наоборот, снижается.

     Для правильной организации коммерческой деятельности в первую очередь необходимо определить, к какой группе принадлежит рассматриваемый товар: к классическим товарам или к исключениям. Сделать это и построить кривые спроса и предложения помогут маркетинговые исследования. Порядок и методы проведения маркетинговых исследований подробно описаны в специальной литературе по маркетингу. Приведем лишь важнейшие направления этой работы.

Исследование рынка и продаж: оценка емкости рынка; определение характеристик рынка и его сегментов; анализ тенденций изменения рынка; прогноз объема продаж; получение информации о существующих и потенциальных потребителях; выявление системы предпочтений потребителей; получение информации о конкурентах. Исследование  продукта: генерация идей о новых продуктах; разработка концепции тестирования продукта;

тестирование продукта; организация маркетинга тестируемых продуктов; исследование и испытание различных видов упаковки. Исследование цен: исследование взаимосвязей между ценой на продукт и спросом; прогнозирование ценовой политики для разных стадий жизненного цикла продукта. Исследование продвижения продукта: исследование эффективности рекламной деятельности; исследование эффективности различных средств массовой информации; испытание различных вариантов рекламы; комплексный соотносительный анализ различных средств и методов продвижения продукта.

Доведение продукта до потребителя: исследование месторасположения складов;  исследование месторасположения точек розничной торговли; исследование месторасположения сервисных служб

6.     Потребительский выбор

представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.


7.   Бюджетное ограничение потребителя. Анализ кривых «доход-потребление» и «цена-потребление». Эффект дохода и эффект замещения.

Любой потребитель обладает определенными финансовыми средствами, на которые он может приобрести определенное количество того или иного товара. Если рассматривать всего два возможных товара: X  и Y, то бюджетные возможности (ограничения) потребителя можно представить в виде следующего уравнения:

I=PxX + PyY,

где I - доход (бюджет) потребителя в единицу времени,

Px, Py - цены соответствующих товаров.

Выразив переменную величину У через величину Х, получим уравнение бюджетной линии:        У=I/Py - (Px/Py)X , смотрите рисунок

Кривые «доход – потребление» и «цена – потребление»

 













График «Доход-потребление» показывает, что с ростом дохода (бюджета), потребитель  может позволить большее количество товаров с максимальной полезностью более высокого уровня, например TU3. Линия G , это кривая Энгеля, которая показывает изменение максимального возможного оптимального потребления в зависимости от дохода.

График «Цена-потребление» показывает зависимость потребляемого объёма  от изменения цены данного товара. По мере снижения цены товара Х  (PX3<PX<PX2) уменьшается наклон бюджетной линии (I) к оси Х, а оптимальное потребление данного товара растёт.

Изменение цены воздействует на потребляемый объём (объём спроса) двояко. Например, снижение цены какого-либо одного товара позволяет без изменения полезности высвободить часть бюджета для дополнительного приобретения обоих товаров. Это явление получило название “эффект дохода”.   Кроме того, снижение цены может привести к тому, что потребитель будет склонен изменить структуру потребления, отказываясь от покупки относительно подорожавшего товара, и на высвободившиеся средства покупая относительно подешевевший товар. Это есть эффект замещения.



8.   Закон предложения и роль издержек производства в его формировании

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ - экономический закон, согласно которому с ростом цены товара увеличивается объем его предложения на рынке, а со снижением цены сокращается предложение при прочих равных условиях

Закон предложения и роль издержек производства в его формировании

Закон предложения – при прочих равных условиях с ростом цены  растет объем производимой (предлагаемой) продукции (товаров).

С повышением цен  соответственно возрастает и величина предложения, со снижением цен сокращается также и предложение. Закон предложения показывает, что производители хотят  изготовить и предложить к продаже большее количество  своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Это диктует здравый смысл.

            Цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены  означает, что потребитель, оказавшийся в роли плательщика, будет покупать  по этой цене относительно небольшое количество продукта, чем ниже ценовой барьер,  тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта,  а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и  предлагать свой продукт к продаже на рынке.

            Роль издержек производства:

Рассмотрим предприятие в обрабатывающей промышленности. На каком-то этапе  промышленники обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции. А поэтому для покрытия возросших издержек необходимо повысить цену продукта. Почему возрастают издержки? Потому, что определенные производственные ресурсы, особенно производственные площади и машинный парк, невозможно  увеличить за короткое время. Поэтому, по мере того, как  фирма наращивает кол-во более мобильных ресурсов (рабочей силы, сырья, комплектующих изделий) – стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными,  в результате чего эффективность пр-в снижается, а издержки пр-ва каждой последующей ед-цы продукта возрастают. Для пр-ва этих требующих больших издержек ед-ц  продукта производители должны получить более высокую цену. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.


Таблица 1. График спроса

Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.