Рефераты. Отражение человека как объекта профессионального менеджмента в доктринах "Х", "Y", "Z"

Отражение человека как объекта профессионального менеджмента в доктринах "Х", "Y", "Z"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Управление персоналом»

На тему: Отражение человека как объекта профессионального менеджмента в доктринах «Х», «Y», «Z».

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Розанова Е. В.

                                                                                                группа Э-42

                                                                    Проверил: Туваев С. Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Череповец

2001 г.


Оглавление


Введение............................................................................................................. 3

Теоретическая часть


Теории X, Y......................................................................................................... 5

Диагностика теорий X, Y и их внедрение........................................................... 8

Человеческий аспект предприятия.................................................................... 10

Теория Z............................................................................................................. 14

Практическая часть


Опыт управления  компанией IBM.................................................................... 18

Адаптация теорий в российских условиях........................................................ 26

Заключение...................................................................................................... 40

Список литературы......................................................................................... 43

Приложение...................................................................................................... 45





























Введение


          Актуальность проблемы: Нестабильность экономической, социальной, политической и производственной среды, стремительное развитие научно-технического прогресса, высокая конкурентность и рискованность ставит руководителей коллективов и организаций перед необходимостью адаптации к изменяющемуся контексту управленческой деятельности. Выход многих предприятий из государственного сектора, образование новых негосударственных структур повышает степень личной ответственности руководителя или менеджера за деятельность  сотрудников и организации.  Возросшая интенсивность, интеллектуальность, эмоциональная напряженность  труда требует от менеджера организации высокого профессионализма.

          В современный период отечественная наука управления переживает своеобразный этап интенсивного развития и обновления. Проистекает это по многим, как внутренним, так и внешним причинам: осуществление реформ в обществе, переход к рыночным отношениям, критика авторитарных методов управления, поиск ранее неизвестной информации с Запада и необходимость ее творческой переработки, поиск национальной модели управления и т. д.

          Главной задачей науки управления является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.

          Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов  повышения производительности,  путей роста творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация работников.

          Обращение к человеческому фактору – это революционный переворот в науке управления и менеджмента. Понятие «человеческий фактор» ныне используется в разных науках. Под «человеческим фактором» понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании – это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т. д.

          Именно «человеческий фактор» определяет ныне конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать. Поэтому такая система управления, где основное внимание уделяется человеческому фактору, является наиболее оптимальной в условиях рынка.

          Цель исследования – выявить сущность человеческого фактора в теориях X, Y, Z и возможность эффективного применения этих теорий в практическом менеджменте.

Объект исследования – деятельность менеджера руководящего составом организации.

          Предмет исследования – отражение человека как объекта профессионального менеджмента в доктринах X, Y, Z.

          Проблемы исследования:

1.     Увязка целей развития каждой отдельной организации с целями развития общества.

2.     Выявление особенностей отечественных систем, закономерности их развития – общие и специфические – и степень применимости зарубежных теорий и опыта.

3.     Введение в практику принципов, подходов и методов управления персоналом.

4.     Создание эффективных систем управления персоналом на всех уровнях экономики.

5.     Введение в теорию и практику управления персоналом более адекватного, системного представления об объекте как социально-психологическом явлении, отход от упрощенного «кадрово-ресурсного понимания персонала».

Задачи исследования: 

1.     Выявить основные положения, определяющие теоретическую основу доктрин X, Y, Z.

2.     Проанализировать и обосновать эффективность разработанных теорий в практике деятельности менеджера.

3.     Сравнить действующие теории X, Y, Z и их влияние на культуру организации и общества.

4.     Опираясь на результаты исследования, сформулировать практические рекомендации по применению.

Методика исследования основана на изучении и анализе научной литературы по проблеме исследования, наблюдении.

Данное исследование охватывает широкий спектр проблем, связанных с перечисленными выше составляющими персонального менеджмента и, главным образом, с мотивацией подчиненных. Работа представляет собой попытку синтеза нескольких популярных теорий и их применение на практике.


Теории X, Y


          Одной из наиболее последовательных современных теорий мотивации деятельности человека, ориентирующихся на активизацию человеческого фактора, является концепция профессора Мичиганского университета Д. Макгрегора, который анализирует две условно называемые теории: теорию Х и     теорию Y.

Теория Х  была первоначально разработана  Ф. Тейлором, а затем развита и дополнена Д. МакГрегором, который  добавил к ней теорию Y. «Теория Х» воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем. «Теория Y» соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.

          Вообще, теории X, Y,  – это совершенно разные модели мотивации, ориентированные на разный уровень потребностей, и, соответственно, руководитель должен применять весьма различные стимулы к труду.

Рассмотрим теории более подробно.

Дуглас МакГрегор, проанализировав деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

-         задания, которые получает подчиненный;

-         качество выполнения задания;

-         время получения задания;

-         ожидаемое время выполнения задания;

-         средства, имеющиеся для  выполнения задания;

-         коллектив (окружение), в котором работает подчиненный;

-         инструкции, полученные подчиненным;

-         убеждение подчиненного в посильности задания;

-         убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;

-         размер вознаграждения за проведенную работу;

-         уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.

Все эти факторы, которые зависят от руководителя, в той или иной мере влияют на работающего и определяют качество и интенсивность его труда. На основе этих факторов МакГрегор сформулировал два различных подхода к управлению, которые назвал теорией X и теорией Y.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.