Рефераты. Особенности организации учета на малом предприятии

• затрат на производство по форме № В-3;

• денежных средств и фондов по форме № В-4;

• расчетов и прочих операций по форме № В-5;

• реализации (оплата и отгрузка) по форме № В-6;

• расчетов с поставщиками по форме № В-7;

• заработной платы по форме № В-8;

• шахматная ведомость по форме № В-9.

Без использования регистров (простая форма) бухгалтерского уадта имущества малого предприятия (книга учета хозяйственных операций по форме № К-1) (приложения 4).

Обе формы основаны на системе двойной записи. Кроме дан­ных форм малые предприятия могут применять и полную жур-нально-ордерную форму бухгалтерского учета (приложение 2).

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ малые предприятия второй группы могут применять упрощен­ную систему налогообложения, учета и отчетности, которая пре­дусматривает замену уплаты совокупности установленных зако­нодательством Российской Федераций федеральных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по ре­зультатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

Перейти на упрощенную систему могут те малые предпри­ятия, которые в течение года, предшествующего кварталу, в кото­ром произошла подача заявления на право применения данной сис­темы, имели совокупный размер валовой выручки не выше стоты­сячекратного минимального размера оплаты труда, предусмотрен­ный законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления, и не имеют про­сроченной задолженности по уплате налогов за предыдущий от­четный период. При этом они ведут бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов без использования счетов бухгалтерского учета и системы двойной записи (приложения 4).

Порядок налогообложения и освобождение малых предпри­ятий от уплаты, отсрочки и рассрочки уплаты налогов осущест­вляется в соответствии с налоговым законодательством. Если изменения налогового законодательства создают менее благо­приятные условия для малых предприятий по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности они подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной ре­гистрации.

Государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утвержденном правительст­вом Российской Федерации порядке, предусматривающем упро­щенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложе­ния.

Правовое регулирование бухгалтерской деятельности пред­ставлено в четырехуровневом блоке законодательных и норматив­ных документов.

1. Закон Российской Федерации "О бухгалтерском учете" от 21.10.96 г. № 129-ФЗ, который подтверждает обязанность ведения в организации бухгалтерского учета во всех коммерческих органи­зациях.

2. Положения (стандарты) бухгалтерского учета, раскрываю­щие основные принципы бухгалтерского учета (№ 1 "Учетная по­литика", № 2 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строи­тельство", № 3 "Учет имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте" и др.). К дан­ному уровню относится также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

3. Методологические указания (инструкции, рекомендации) по бухгалтерскому учету различных видов имущества, денежных средств и обязательств. Важным документом здесь являются Ука­зания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и примене­нию регистров бухгалтерского учета для субъектов малого пред­принимательства от 22.12.95 г. № 131.

3. Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях

В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бух­галтерского учета для субъектов малого предпринимательства (20) малым предприятиям рекомендуется вести учет по единой журналь-но-ордерной форме учета для предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.69 г. № 63, и для небольших предприятий, утвержденной письмом Минфина СССР от 06.06.60 г. № 176. На ма­лых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяйствен­ных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуще­ствляться по упрощенной форме учета.

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложно­сти и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.

При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании себестоимости продукции малые предприятия руководствуются отраслевыми указаниями, разрабо­танными министерствами и ведомствами на основе типовых по со­гласованию с Минфином РФ для предприятий подведомственных отраслей.

Для организации учета по упрощенной форме учета малым пред­приятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов (Приложение 1).     

В связи с переходом на сокращенный план счетов малым пред­приятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый по­рядок учета производственных ресурсов, затрат на производство про­дукции и финансовых результатов.

На счете 01 “Основные средства” рекомендуется обособленно учи­тывать нематериальные активы. Амортизация нематериальных акти­вов учитывается обособленно на счете 02 “Амортизация основных средств”.

Выбывающие основные средства списываются со счета 01 “Ос­новные средства” в дебет счета 02 “Амортизация основных средств”. Расходы, связанные с выбытием основных средств, а также недоамор-тизированная часть основных средств списываются в дебет счета 90 “Продажи”. В случае продажи основных средств их остаточная сто­имость и расходы по продаже списываются в дебет счета 90 “Прода­жи”. Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90.

Все производственные запасы на малых предприятиях рекомен­дуется учитывать на одном синтетическом счете 10 “Материалы”.

Все затраты на производство продукции, выполнение работ и ока­зание услуг на малых предприятиях рекомендуется учитывать на сче­те 20 “Основное производство”. При этом затраты на проведение всех видов ремонтов основных производственных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим стать­ям затрат (материалы, заработная плата и др.).

Если ремонтные работы выполняются подрядным способом, то затраты на ремонт рекомендуется включать в состав общехозяйствен­ных расходов.

При кассовом методе учета доходов и расходов затраты, связан­ные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отра­жаются на счете 20 “Основное производство” только в части оплачен­ных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, на­численных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (ра­бот, услуг) отражается обособленно на дебете счета 41 “Товары” до момента поступления денежных средств.

При поступлении денежных средств дебетуют счета учета денеж­ных средств и кредитуют счет 90 “Продажи”, после этого списывают себестоимость проданной продукции (работ, услуг) с кредита счета 41 в дебет счета 90.

В случае выполнения своих обязательств покупателем иным спо­собом (по договору мены, зачету взаимной задолженности и т.п.) кре­дитовая запись по счету 90 “Продажи” корреспондируется с дебетом счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”.

Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета, недлительный цикл производственного процесса и учитыва­ющие общехозяйственные расходы обособленно от прямых, могут спи­сывать общехозяйственные расходы на затраты по продаже продук­ции (счет 90 “Продажи”). При таком списании производственная се­бестоимость продукции исчисляется без учета общехозяйственных расходов и будет несопоставима с производственной себестоимостью предприятий, не учитывающих общехозяйственные расходы на отдель­ном синтетическом счете.

Учет готовой продукции и товаров осуществляется на счете 41 “То­вары”.

Товары, приобретаемые для продажи, принимаются к учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной себестоимости.

Учет продажи продукции (работ, услуг) и любого другого иму­щества малого предприятия, а также определение финансового результата по этим операциям осуществляются на счете 90 “Про­дажи”.

Финансовые результаты и их использование могут учитываться непосредственно на счете 99 “Прибыли и убытки”.

В течение года суммы прибыли и ее использование отражаются в соответствующем регистре развернуто: по кредиту счета нарастающим итогом показывают прибыль, а по дебету счета — ее использование.

По окончании года на дату составления бухгалтерской отчетности оставшаяся часть прибыли перечисляется со счета 99 на счет 84 “Не­распределенная прибыль (непокрытый убыток)”.

Учет всех видов дебиторской и кредиторской задолженности осу­ществляется на счете 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами”. Расчеты производятся в развернутом виде: по дебету — воз­никновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту — возникновение кредиторской задолженности и погаше­ние дебиторской.

Учет ссуд банка, заемных и целевых средств осуществляется ма­лым предприятием на счете 66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам” по их видам и срокам погашения.

При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета фактов хозяйственной деятельности (ф. № К-1 — табл. 4, § 17 главы 1), а в качестве регистров аналитичес­кого учета — следующие ведомости:

учета основных средств, начисленных амортизационных отчис­лений (ф. №В-1);

учета производственных запасов и товаров, а также НДС, упла­ченного по ценностям (ф. № В-2);

учета затрат на производство (ф. № В-3);

учета денежных средств и фондов (ф. № В-4);

учета расчетов и прочих операций (ф. № В-5);

учета реализации (ф. № В-6 (оплата) и В-б (отгрузка));

учета расчетов с поставщиками (ф. №> В-7);

учета оплаты труда (ф. № В-8);

шахматную (ф. № В-9).

Ведение Книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведо­мости учета заработной платы является обязательным, остальные ве­домости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только син­тетического, но и аналитического учета.

В Книге учета фактов хозяйственной деятельности по каждой хо­зяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. Форма Книги

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.