Рефераты. Особенности организации учета на малом предприятии

Особенности организации учета на малом предприятии

Финансовая Академия при правительстве РФ

Кафедра бухгалтерского учета

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по теме:

Особенности организации учета на малом предприятии

 

 

 

Cтудент группы У-3-1 Галкин А.Н.

Руководитель: Шмакова И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва. 2002 год.

ПЛАН

Введение……………………………………………………………………………….3

1.     Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий……..7

2.     Правовые основы функционирования малых преприятий и общие принципы организации бухгалтерского учета………………………………………..10

3.     Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях……17

4.     Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий…………………………………………………………………………….24

Заклллючение………………………………………………………………………...29

Список литературы………………………………………………………………….32

Приложение…………………………………………………………………………...33

1.     Введение.

Малый бизнес - одна из наиболее актуальных тем сегодняш­них предпринимателей. Объясняется это, прежде всего, тем, что именно малый бизнес во многих областях деятельности может обеспечить реальные условия для подъема экономики и выхода России из экономического кризиса. Необходимо отметить, что ма­лый бизнес в России- это уже состоявшееся явление. Только в Москве в 1997 г. было зарегистрировано более 200 тыс. предпри­ятий малого и среднего предпринимательства с общей занятостью в них более двух миллионов человек, которые устойчиво работают в экономике города.

Несмотря на сложность общеэкономической ситуации, дина­мика показателей развития малых предприятий в отдельных регио­нах свидетельствует о высоком потенциале и жизнеспособности этого сектора экономики.

Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капитала, сглаживания острых социальных конфликтов, характерных для переходного состояния российской экономики. Однако в развитии малого предпринимательства со­храняется ряд негативных тенденций. Значительное число про­шедших регистрацию предприятий либо не приступают к хозяйст­венной деятельности, либо быстро ликвидируются. Кроме того, особое беспокойство вызывают недостаточные темпы развития ма­лых предприятий в промышленности, строительстве и инноваци­онной сфере. В отдельных регионах не уделяется должного внима­ния и не оказывается обязательной поддержки развитию малых предприятий.

В условиях нынешней жесткой конкуренции малому предпри­ятию достаточно трудно функционировать без хорошо прорабо­танной долгосрочной стратегии. Сделать свою продукцию конку­рентоспособной - значит сделать ее, с одной стороны, более деше­вой, а с другой - более качественной.

Снизить себестоимость продукции (работ, услуг), сделать производство более эффективным- цель любой хозяйствующей коммерческой организации. А без создания потока экономической информации в целях управления, контроля, анализа и планирова­ния хозяйственной деятельности, другими словами, без правильной организации бухгалтерского учета этого добиться практически не­возможно.

На большинстве малых предприятий руководством не уделя­ется должного внимания организации бухгалтерского учета. Учет­ная политика разрабатывается чаще всего непродуманно, без все­стороннего анализа, то есть делается это исключительно для нало­говой инспекции. Себестоимость продукции не только не планиру­ется, но и в принципе не рассматриваются вопросы о ее снижении. Дело в том, что при действующей системе налогообложения руко­водство малых предприятий использует большой арсенал способов регулирования себестоимости, направленных на ее увеличение, и таким образом, на уменьшение прибыли.

Эти и многие другие причины приводят к тому, что бухгал­терский учет на предприятии перестает выполнять свои основные

задачи, а именно:

• формирование полной и достоверной информации о хозяй­ственных процессах и результатах деятельности предпри­ятия, необходимой для оперативного руководства и управ­ления, а также для использования налоговыми и банков­скими органами, инвесторами, поставщиками, покупателя­ми и иными заинтересованными организациями и лицами;

• обеспечение контроля за наличием и движением имущества и за рациональным расходованием производственных ре­сурсов;

• своевременное предупреждение негативных явлений в фи­нансово-хозяйственной деятельности;

• выявление внутрипроизводственных ресурсов, их мобили­зация и эффективное использование;

• оценка фактического применения выявленных ресурсов. Множество вопросов возникает у руководства малого пред­приятия в связи с выбором системы организации бухгалтерского учета на своем предприятии. С принятием указаний по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бух­галтерского учета для субъектов малого предпринимательства от 22.12.95 г. № 131 малые предприятия получили право самостоятельного выбора формы бухгалтерского учета, исходя из потребно­стей своего производства и управления, их сложности и численно­сти работников. В этих условиях они сталкиваются с проблемами разработки своего рабочего плана счетов, состава и видов приме­няемых форм первичных учетных документов, системы докумен­тооборота.

Как правило, бухгалтерский учет на малых предприятиях не разделяется на отдельные участки, закрепленные за конкретным бухгалтером, да и численность самой бухгалтерии колеблется от одного до трех человек. Таким образом, бухгалтер должен иметь высокую квалификацию, знать все участки учета, а также уметь анализировать полученные данные и формировать отчетность.

Сам факт, что предприятие относится к категории малых, а следовательно, имеет ряд льгот как в части налогообложения, так и в части организации и ведения бухгалтерского учета, часто толкает бухгалтеров на санкционированные ошибки. Так, принимая реше­ние о сокращении счетов бухгалтерского учета, необходимых для отражения своих хозяйственных операций, руководство забывает о том, что неприменение отдельных бухгалтерских счетов не осво­бождает его от знания их функций и порядка использования.

Многие малые предприятия помимо своей основной деятель­ности выполняют работы, оказывают услуги, прибыль от которых облагается по разным ставкам. Тем не менее на предприятии чаще всего не ведется аналитического учета, а все затраты необоснован­но списываются в "общий котел".

При действующей налоговой системе часть предприятий соз­нательно искажает учетные данные, влияющие на размеры объема реализации, прибыли, а следовательно, и налогов.

Таким образом, организация бухгалтерского учета на малом предприятии нуждается в дальнейшем совершенствовании, в при­ближении ее к международным стандартам. И зависит это не толь­ко от высокой квалификации и компетентности бухгалтеров, но и от решения методологических, организационных и технических вопросов, а также от совершенствования налоговой системы.







1. Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий

По российскому законодательству до 14 июня 1995 г. малыми в разных ситуациях могли считаться предприятия с различными харак­теристиками.

Окончательное юридическое определение понятия “малые пред­приятия” дано в Федеральном законе “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”. В соответствии с этим Зако­ном под субъектами малого предпринимательства (малыми предпри­ятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капита­ле которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций или объеди­нений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не яв­ляющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 че-;

ловек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным зако­ном для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внима­ние два критерия: численность работников и участие других органи­заций в уставном капитале предприятия.

В международной практике для отнесения соответствующих объек­тов к малым предприятиям используют три показателя: численность работников (обычно до 50 человек), объем продажи продукции и ба­лансовую стоимость имущества.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельнос­тью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятель­ности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годо­вом объеме прибыли.

Средняя численность работников малого предприятия определя­ется по новому Закону с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по со­вместительству с учетом реально отработанного времени, а также ра­ботников представительств, филиалов и других обособленных под­разделений указанного юридического лица. В случае превышения ус­тановленной численности малое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в те­чение которого было допущено превышение численности работников, и на последующие три месяца.

Федеральным законом “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” определено, что порядок налогообло­жения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается нало­говым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.