Рефераты. Особенности организации учета на малом предприятии

Кроме того. Закон установил, что если изменения налогового за­конодательства создают менее благоприятные условия для малых пред­приятий по сравнению с ранее действовавшими условиями на момент регистрации предприятия, то прежние условия сохраняются в тече­ние первых 4 лет деятельности организации.

Указанный Закон несколько изменил порядок начисления ускорен­ной амортизации на малых предприятиях. Они вправе применять уско­ренную амортизацию основных производственных фондов с отнесени­ем затрат на издержки производства, в два раза превышающие нормы, которые установлены для соответствующих видов основных средств.

Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

В случае прекращения деятельности малого предприятия до исте­чения одного года с момента ввода его в действие суммы дополни­тельно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли (дебет счета 02 “Амортизация ос­новных средств”, кредит счета 99 “Прибыли и убытки”).

В соответствии с Законом кредитование малых предприятий осу­ществляется на льготных условиях с полной или частичной компенса­цией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фон­дов поддержки малого предпринимательства.

Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская от­четность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, который преду­сматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообло­жения.

2. Правовые основы функционирования малых преприятий и общие принципы организации бухгалтерского учета.

Малые предприятия - это юридические лица, создаваемые в форме хозяйственного общества (ЗАО, ОАО, 000) или в форме хозяйственного товарищества. Некоммерческая фирма не может иметь статус малого предприятия*.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской дея­тельностью без образования юридического лица, но особенности ведения учета для них не являются предметом исследования в дан­ной работе.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов дея­тельности (многопрофильные), классифицируются по тому виду деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объе­ме оборота или годовом объеме прибыли.

Правовые основы функционирования малых предприятий и общие принципы организации бухгалтерского учета в них отраже­ны в следующих документах:

• федеральный закон РФ "О государственной поддержке ма­лого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 г. №88-ФЗ.

• Приказ Минфина РФ "Об указаниях по ведению бухгалтер­ского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства" от 22.12.95г. №131;

Федеральный закон РФ "Об упрощенной системе налогооб­ложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринима­тельства" от 29.12.95 г. № 222-ФЗ;

• Приказ Госналогслужбы РФ "Об утверждении форм доку­ментов, необходимых для применения упрощенной системы нало­гообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринима­тельства" от 28.01.96 г. № ВГ-3-02/5;

• Приказ Госналогслужбы РФ "О порядке применения феде­рального закона об упрощенной системе налогообложения" от 06.02.96 г. № НП-6-02/7;

• Федеральный закон РФ “О внесении изменений и дополне­ний в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль пред­приятий и организаций"” от 31.12.95 г. № 227-ФЗ;

В соответствии с вышеуказанными документами можно выде­лить два основных критерия, которым должны удовлетворять ма­лые предприятия.

à Среднесписочная численность работников за отчетный период не должна превышать (по отраслям), человек :

промышленность                                                                 100

строительство                                                                       100

транспорт                                                                              100

научно-техническая сфера                                                    60

сельское хозяйство                                                                 60

оптовая торговля                                                                     50

 другие отрасли производственной сферы                           50

розничная торговля ибытовое обслуживание населения    30

в остальных отраслях и при  осуществлении других видов деятельности 50

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособ­ленных подразделений указанного юридического лица.

Если малое предприятие в какой-либо период своей деятель­ности превысит эту численность, оно лишается льгот, предусмот­ренных действующим законодательством для субъектов малого предпринимательства на данный период и на последующие три месяца.

à В уставном капитале коммерческих организаций доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федера­ции, общественных и религиозных организаций, благотворитель­ных фондов не должна превышать 25% и доля, принадлежащая од­ному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъек­тами малого предпринимательства - 25 %.

Регионы Российской Федерации и органы местного само­управления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поэтому субъект мало­го предпринимательства с момента подачи заявления установлен­ного правительством Российской Федерации образца регистриру­ется и получает соответствующий статус в органах исполнитель­ной власти, уполномоченных действующим законодательством.

Уклонение от государственной регистрации субъектов малого предпринимательства или необоснованный отказ в государствен­ной регистрации могут быть обжалованы в суде в установленном порядке с возмещением первоначально уплаченной государствен­ной пошлины истцу в случае решения в его пользу. Взыскание указанной пошлины производится с ответчика.

В случае признания судом незаконности действий органов ре­гистрации последние возмещают расходы после регистрации на основании решения суда и перечисляют на счет субъекта малого предпринимательства.

Федеральный закон РФ от 14.06.95 г. № 88-ФЗ определяет также основные направления в области государственной поддерж­ки субъектов малого предпринимательства:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития ма­лого предпринимательства;

• создание льготных условий использования малыми пред­приятиями государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

• установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятель­ности, сертификации их продукции;

• представление государственной статистической и бухгал­терской отчетности;

• установление льготного кредитования субъектов малого предпринимательства коммерческими банками;

• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие разви­тию их торговых, научно-технических, производственных связей с зарубежными государствами;

• развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров малых предприятий.

С точки зрения организации бухгалтерского учета малые предприятия можно условно разделить на две группы:

• со среднесписочной численностью свыше 15 чел.;

• со среднесписочной численностью до 15 чел. Организацию бухгалтерского учета предприятия первой груп­пы осуществляют в соответствии с указаниями по ведению бухгал­терского учета и отчетности и применению регистров бухгалтер­ского учета, учрежденные приказом Министерства финансов РФ от 22.12.95 г. № 131. В них предлагается рабочий план счетов бухгал­терского учета, позволяющий малым предприятиям ориентиро­ваться в методике его составления и применения. Данные указания содержат две системы регистров бухгалтерского учета, которые позволяют малым предприятиям правильно регистрировать и обобщать информацию о совершенных хозяйственных операциях, а также составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность. Уни­версальность указаний заключается в том, что, с одной стороны, они учитывают объемы хозяйственной деятельности малого пред­приятия и предусматривают две системы, одна из которых предна­значена для очень маленьких организаций, а другая - для малых организаций, имеющих нормальный производственный процесс с использованием собственных основных средств, осуществляющих расчеты в течение продолжительного времени, но также с незначи­тельным объемом производства продукции (работ, услуг).

С другой стороны, данные системы по мере необходимости могут быть трансформированы на использование компьютернойсистемы счетоводства отдельных регистров бухгалтерского учета из других систем счетоводства (журнально-ордерные системы для крупных или небольших организаций), на изменение объемов дан­ных регистров с учетом потребностей организации.

При этом малое предприятие может самостоятельно приспо­сабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфи­ке своей работы при условии:

• соблюдения единой методологической основы бухгалтер­ского учета, предполагающей ведение бухгалтерского уче­та на основе принципов начисления и двойной записи;

• взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

• сплошного отражения всех хозяйственных операций в реги­страх учета на основании первичных учетных документов;

• накапливания и систематизации показателей из первичных документов, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Малые предприятия, относящиеся к первой группе, могут осуществлять бухгалтерский учет по одной из двух форм учета.

С использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия - ведомостей учета:

• основных средств, начисленных амортизационных отчис­лений (износа) по форме № В-1;

• производственных запасов и товаров, а также НДС, упла­ченного по ценностям по форме № В-2;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.