Рефераты. Особенности экономики Франции

Среди других государственных сборов, относящихся к группе налогов на собственность, нужно сказать о налоге на автотранспортные средства предприятий и компаний. Его уплачивают юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей.

Важное место в налоговой системе Франции занимают местные налоги. Местные органы формируют около 80 тыс. самостоятельных бюджетов (коммуны, объединения коммун, департаменты, регионы и т.д.). Эти органы власти являются важными субъектами экономической жизни. Общие затраты местных административных органов в начале девяностых годов составляли более чем 10% от валового внутреннего продукта (ВВП). Общая величина местных бюджетов доходит до 60% государственного бюджета страны. Из системы местных налогов следует выделить четыре основных: земельный налог на застроенные участки; земельный налог на незастроенные участки; налог на жилье; профессиональный налог. Ставки этих налогов определяются местными органами власти (генеральными советами, муниципальными советами) при разработке бюджета на будущий год.

Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости – зданий, сооружений, резервуаров. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка. От данного налога освобождается государственная собственность, здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие пособия по инвалидности.

Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, участки под застройку и т.д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80% от кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности.

Налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов. Малообеспеченные лица могут быть освобождены целиком или частично от уплаты данного налога по их основному месту проживания.

Профессиональный налог вносится юридическими и физическими лицами, постоянно осуществляющими профессиональную деятельность, не вознаграждаемую зарплатой. Для расчета налога берется сумма трех элементов, умножаемая на установленную местными органами власти налоговую ставку. Эти три элемента: арендная стоимость недвижимости, которой располагает налогоплательщик для нужд своей профессиональной деятельности; 18% зарплаты, уплачиваемой налогоплательщиком своим сотрудникам, а также полученного им дохода (10%); 16% стоимости всего оборудования, используемого в производстве, независимо от того, является оно собственностью или арендовано предприятием. Рассчитанный по этим элементам размер налога не должен превышать 3,5% от произведенной добавленной стоимости. Это законодательное ограничение.

Налоговая система Франции помимо фискальной функции успешно выполняет функции регулирования внутреннего рынка, социального развития и внешнеэкономических связей. Эти цели преследуют таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость, местные налоги. [  ]

        

2.3. Бюджетная практика в стране.

Бюджетное устройство страны. Правительство Э. Балладюра (глава кабинета министров с марта 1993 г. до мая 1995 г.), считавшее основной задачей снижение дефицита бюджета, ограничило расходы в 1993 г., повысило в 1994 г. налоги, приняло долгосрочную программу, предусматривающую замораживание реальных доходов и постепенное снижение дефицита бюджета. С осени 1993 г. сокращение дефицита частично проходило за счет средств от приватизации. Низкие учетные ставки банковского процента облегчали погашение долгов. При Балладюре дефицит бюджета сократился с 320 млрд. фр. (4,5% ВВП) в 1993 г. до 301 млрд. (4% ВВП) в 1994 г. Правительство беспокоил нарастающий дефицит системы социального обеспечения, включающей медицинское и пенсионное страхование и страхование по безработице. Финансирование системы осуществлялось за счет выплат предпринимателей и взносов трудящихся. С 1990 г. ситуация ухудшилась из-за сокращения поступлений вследствие роста безработицы. В 1993 г. накопленный дефицит социального обеспечения (100 млрд. фр.) по решению правительства Балладюра был присоединен к центральному бюджету и включен в госдолг для погашения.

В мае 1995 г. президентом страны стал Ж. Ширак, а кабинет возглавил А. Жюппе. Новое правительство выразило намерение сокращать дефицит государственного бюджета до уровня, предусмотренного Маастрихтским соглашением, и одновременно увеличить расходы на обеспечение занятости. Этой цели была подчинена бюджетная политика с середины 1995 г. Циклическое увеличение поступлений в казну позволило в проекте бюджета на 1996 г. сохранить прежний уровень налогообложения и, не урезая расходов, запланировать дефицит на уровне 286,9 млрд. фр. (4% ВВП). В проекте бюджета на 1996 г. предусмотрено субсидирование предпринимателей в случае найма работников более чем на один год и освобождение их от социальных налогов. Составители проекта бюджета рассчитывают на повышение поступлений (до 40 млрд. фр.) от НДС.

Правительство приступило к осуществлению резких и болезненных реформ всей системы социального страхования: увеличение прямых и косвенных налогов, обязательных выплат в фонды социального страхования. В результате этих мероприятий пострадали прежде всего государственные служащие. Дефицит системы социального страхования составил 62 млрд. фр. в 1995 г. Правительства Балладюра и Жюппе рассчитывали за счет дополнительных поступлений от приватизации (в 1995 г. они должны составить 55 млрд. фр., или 0,75% ВВП) финансировать государственный долг. В результате госдолг к концу 1995 г. снизился до 320 млрд. фр. В 1993-1994 гг. были успешно приватизированы улучшившие финансовое состояние "Банк носьональ де Пари", два более мелких банка и химический концерн "Рон-Пуленк", нефтяной концерн "Эльф-Акитен", страховая группа "ЮАП". Приватизация других государственных компаний задерживалась из-за их убыточности, неблагоприятной конъюнктуры в стране и ситуации на бирже, нежелания премьера вступать в открытую борьбу с профсоюзами крупнейших государственных гигантов. Среди 17 самых убыточных компаний - компьютерная группа "Бюль", автомобилестроительная "Рено", металлургическая "Пешине", авиационная "Эр Франс" и банк "Креди лионне". 

Дефицит бюджета и источники его покрытия. Государственный бюджет Франции на 1996 г. направлен на то, чтобы выполнить рекомендации европейской экономики и валютного фонда. Проект бюджета, представленный премьер-министром в сентябре 1995 г. содержал дефицит в размере 3,55% от ВВП. Требования Маастрихтских соглашений о допустимом дефиците в размере 3% от ВВП будет выполнен Францией в 1997 г. Дефицит бюджета, который в 1995 г. составлял 322 млрд. фр. В 1996 г. снизится до 290 млрд. фр. 15% поступлений пойдут на погашение государственной задолженности. В конце 1996 г. задолженность составит 3485 млрд. фр. Для погашения задолженности будет израсходовано 226,4 млрд. фр., что на 8% больше 1995 г. Значительная часть доходов пойдет на образование и воспитание. В 1996 г. 138,3 млрд. фр. Будет израсходовано на создание новых рабочих мест. В 1996 г. дефицит расходов на социальную сферу составит 30 млрд. фр. В 1997 г. социальный бюджет будет сбалансированным. Социальный бюджет не входит официально в государственный бюджет страны. С 1 августа 1995 г. на 2% до 20,6% увеличится налог на добавленную стоимость, что является основным пополнением бюджета. Он еще даст 35 млрд. фр., еще 2 млрд. фр. Будет получено от увеличения цен на табак и бензин, 22 млрд. фр. даст приватизация.

 

2.4.         Финансовые группы и центры.

Слияние финансового капитала с промышленным и образование на этой основе финансово-промышленных групп (ФПГ) отражает объективные устойчивые тенденции современной индустриально развитой экономики. Взаимозависимость основных видов капитала достигла такой степени, что на только их автономное существование не представляется возможным, но в своем движении они устремлены к созданию единых организационных центров, регулирующих его. Прямое сращивание этих двух видов капитала особенно бурно протекает последнее столетие и сопровождается формированием национальных и транснациональных конгломератов. ФПГ сложились и функционируют как базис экономики Франции и сотрудничества ее с зарубежными странами.

Замкнутый производственный капитал не сможет далеко продвинуться в своем развитии без цивилизованного обслуживания финансовым капиталом. В свою очередь денежный капитал как выразитель материального богатства при падении производства последнего просто теряет силу. Растущее число банкротств финансовых учреждений свидетельствует о том, что денежный капитал пока далек от выполнения своей “производительной” функции через связь с промышленным капиталом.

Изначально ФПГ замышлялись как заменители упраздненных отраслевых министерств. Но практика их формирования сразу внесла свои коррективы. Так, вхождение в состав ФПГ банков, страховых компаний, бирж, транспортных и консалтинговых организаций, торговых и гостиных домов, научно-исследовательских центров свидетельствует о том, что эти формирования не укладываются в традиционную схему отраслевого министерства. В отличие от министерств, которые так и останутся надстроечными структурами над предприятиями, как их не совершенствуй, руководящие органы ФПГ выступают собственными рабочими управленческими органами предприятий. Тем самым преодолен барьер между администрированием и исполнительством. После жесткого отраслевого министерского контроля предприятия своим объединением в ФПГ стремятся восполнить наиболее слабые места меняющейся системы хозяйствования. А ими по-прежнему являются горизонтальные связи, особенно межотраслевой направленности, что объяснимо с точки зрения углубления разделения труда и усиления товарно-денежного характера отношений в длительных технологических цепях.

Если на потенциал ФПГ взглянуть с позиций их внутреннего устройства, то следует отметить, что они могут позитивно изменить основные положения рыночных экономических отношений и сгладить их известные недостатки. В рамках ФПГ, фигурирующих на правах единого юридического лица, появляется возможность преодоления экономической обособленности, приобретшей на ранних стадиях становления рынка проявления отчужденности, жестокого противостояния и противоборства экономических интересов.

При сегодняшнем устойчивом росте соответствие цены как издержкам производства, так и полезности производимой продукции отошло на второй план. Между тем эти несоответствия являются скрытой основой инфляции, а их ликвидация оказывается в центре поиска эффективной модели хозяйствования. Очевидно, что члены ФПГ в рамках единого внутрикорпоративного оборота перестают стремиться к взаимному взвинчиванию цен, так как в масштабе группы это ничего не дает и напоминает перекладывание денег из одного кармана в другой. Предприятиям-членам ФПГ ничего не остается как заняться рационализацией структуры издержек в целях получения выгоды всеми участниками группы. В результате в рамках ФПГ становится возможным преодоление кризиса и уменьшение сферы его рапространения. ФПГ позволяет отладить механизм приведения в соответствие цены реализации продукции и получаемого эффекта от ее потребления. Рыночные рычаги для этого даже в условиях товарной насыщенности ограничены. Неизбежность временных различий между движением товарной массы и осуществлением банковских расчетных операций, как бы оперативно не выполнялись расчеты, делает баланс не в пользу рыночного оценочного механизма. Широко практикуемая ныне предоплата в принципе ничего здесь не решает. Необходимо, чтобы партнеры осуществляли и реальную, и ценовую оценку по линии производство – реализация – потребление. И такая возможность представляется в рамках ФПГ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.