Рефераты. Организация учета движения производственных запасов

6.                  Акт о приемке материалов.



2.2. Учет материально производственного запаса на складах и в бухгалтерии.


2.2.1. Учет материально производственных ценностей на складах

Для обеспечения правильной и рациональной организации учета материалов, необходимо применять номенклатурный ценник который разрабатывается на предприятие самостоятельно.

Применение этого документа вызывает необходимость производить группировку материалов в однородные группы называемые учетными группами материалов. Каждой учетной группе присваивают номенклатурный номер, и по каждой учетной группе устанавливается учетная цена. В дальнейшем по учетной цене производится таксировка всех первичных документов по движению материалов.

Номенклатурный номер при обработке первичных документов проставляется на всех документах.

Количественный учет на складе осуществляется следующим образом. Поступившие материальные ценности приходуются на склад. Выписывается приходный ордер (или акт о приемке материалов) на основании приходного ордера производятся записи в карточку складского учета материалов, форма № М-17 (форма карточки приведена в приложении 3) , которая открывается на каждое наименование материальных ценностей.

В установленные сроки материально ответственное лицо предъявляет в бухгалтерию:

1.        Или реестры по приходу и расходу с первичными документами под расписку бухгалтера материального отдела;

2.        Или материальные отчеты.


2.2.2. Учет материалов в бухгалтерии.

В конце месяца из бухгалтерии материально ответственному лицу передается сальдовая ведомость. Этот документ кладовщик обязан заполнить в течение не более двух дней. В этой книге отражаются – наименование материально производственных запасов и остаток их на начало, и конец отчетного периода.

Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек учета материалов лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данных всех карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.

При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражении по каждому складу отдельно по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам. 

Этот вариант значительно уменьшает трудоемкость учета, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Однако учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

Более прогрессивным и основным методом учета материальных ценностей принято считать оперативно бухгалтерский, или сальдовый, метод учета материалов. Сущность этого метода заключается в том, что сальдовый учет осуществляется в количественном выражении и на его основе в бухгалтерии ведется суммовой (стоимостный учет).

Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках.

В конце месяца заведующий складом переносит количественные данные об остатках на первое число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода).

После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по учетным ценам и выводят их итоги по отдельным группам материалов и в целом по складу.

При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу с учетом складов и номенклатурных групп материалов. По данным контрольной картотеки составляют ежемесячную статистическую отчетность о движении и остатках важнейших видов материалов и топлива. Кроме того, по истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей по каждому складу в отдельности. Таких групп бывает несколько десятков (вместо тысяч наименований материалов). Данные этих ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

Синтетический учет движения материальных ценностей организуется в ведомости № 10, в которой находят отражение следующие показатели :

1.      Сальдо на начало месяца.

2.      Приход.

3.      Расход.

4.      Сальдо на конец месяца.

Все эти показатели в ведомости № 10 отражаются в учетных ценах и по фактической себестоимости. Ведомость состоит из следующих разделов:

1.      Движение на общезаводских складах (по учетным ценам);

2.      Поступление на общезаводские склады и остаток по предприятию по синтетическим счетам и группам материалов;

3.      Расчет фактической себестоимости окончательного расхода материалов  (расход и остаток материалов на конец месяца по синтетическим счетам и учетным группам);

4.      Справка № 1. Слагаемые фактической себестоимости поступивших материальных ценностей согласно данным журналов ордеров;

5.      Справка № 2. Учетная стоимость поступивших материальных ценностей согласно данным журналов ордеров.

Пример заполнения накопительной ведомости приведен в таблицах 1, 2  Приложения 4              

Сальдовый метод учета материалов - один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета.


2.3. Учет приобретения материалов и расчетов с поставщиками.

Взаимоотношения с поставщиками регулируются договором. Между поставщиком и покупателем возникают обязательства, которые подтверждаются такими  документами:

1.      Счет, фактура, счет – фактура и т. д.;

2.      Платежное требование.

Расчеты между поставщиком и покупателем могут организовываться по следующим схемам:

1.              Счет поставщика акцептован и оплачен, а материалы еще не получены, такие материалы называются «материалы в пути»;

2.             Счет поступил от поставщика, не оплачен, материалы не получены;

3.             Счет принят к оплате, но не оплачен, а материалы поступили;

4.             Материалы поступили без документов. Такая поставка называется «неотфактурованной»;

5.             Счет оплачен, материалы поступили.

Предприятия-поставщики на отгруженную продукцию выписывают платежные требования-поручения и счета-фактуры (форма счета-фактуры приведена в приложении 5), передают их или пересылают почтой покупателю, последние передают их в свой банк для оплаты. Оперативный учет выполнения договорных обязательств на предприятиях осуществляет отдел маркетинга, поэтому документы в первую очередь поступают в этот отдел или в финансовый, где проверяют их соответствие договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов, делают отметку в книге выполнения договоров и акцептуют.

После проверки и регистрации платежные документы получают внутренний регистрационный номер и передаются в бухгалтерию предприятия для оплаты, а квитанция и товарно-транспортная накладная передаются в экспедиционный отдел для получения и доставки груза.

С этого момента у бухгалтерии предприятия возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному документу. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия-поставщика.

Учет расчетов с поставщиками организуется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Аналитический учет с поставщиками организовывается в ведомости № 5 и журнале- ордере № 6.

Журнал - ордер № 6 представляет собой таблицу шахматного графления. Открывается он на месяц. Записи ведутся по каждому поставщику, по каждому счету поставщика, приходному ордеру или приемному акту.

Открывается этот журнал-ордер суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца:

по акцептованным платежным документам, срок оплаты которых не наступил, или просроченным - материалы поступили (сальдо на начало месяца по счету 60);

по акцептованным платежным документам оплаченным - материалы не поступили (справочно «За неприбывший груз», сальдо нет);

по акцептованным платежным документам неоплаченным - материалы не поступили (справочно «За неприбывший груз» и сальдо на начало месяца);

сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам (материалы поступили, а платежные документы для их оплаты не поступили).

В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия получает платежные документы поставщиков, акцептованные отделом маркетинга, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их ввиду выполнения каждой из сторон своих обязательств.

Журнал-ордер № 6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу. Кроме справочных данных (номер счета, регистрационный номер, наименование поставщика) в журнале-ордере № 6 записываются номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учетным ценам предприятия и стоимость по платежному документу поставщика с выделением в отдельную графу суммы налога на добавленную стоимость, указанной в расчетном документе. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по платежным требованиям - в разрезе видов материалов (основные, вспомогательные, полуфабрикаты, топливо и т.п.). Сумма претензий записывается на основании актов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.