Рефераты. Национальное богатство

 

в). Личное имущество населения играет роль одного из важнейших индикаторов социальной направленности роста экономики, накопления "потребительского богатства" и его обращенности к нуждам человека, удовлетворению его материальных и духовных запросов. В так называемой плановой экономике уделялось определенное внимание оценкам этого элемента национального богатства. Однако эти оценки, скорее всего, были ориентированы на возможности преодоления того извечного дефицита, которым сопровождалось поступление этого элемента богатства в сферу его непосредственного использования. Сегодня ситуация изменилась. Дефицита для приобретения накопляемых потребительских благ, в том числе и технически сложных, более не существует (за исключением дефицита достаточных средств у большей части населения, поскольку именно элементы накопляемого домашнего имущества, прежде всего, стали объектом "революции цен"). Доступность этой категории товаров для части населения резко возросла. По ряду товарных групп (например, по автомобилям) достигнут просто беспрецедентный рост значений показателей натуральной обеспеченности. Следует заметить, что именно в плане накопления данного элемента богатства наиболее явственно обнаружились тенденции экономической дифференциации населения России. В этой связи все прогнозы динамики и структуры домашнего имущества как части национального богатства оказываются тесно связанными с некоторыми гипотезами будущей динамики реальных доходов населения и, главное, роста или сужения степени его расслоения по доходам.

В отечественной литературе и в статистике в последние годы широко используются такие новые категории как "домашнее хозяйство" и "потребительское богатство". Эти понятия приобретают все большее значение в связи с внедрением в повседневную практику статистики системы национального счетоводства, а также с реформированием в России жилищно-коммунального хозяйства и переводом его на рыночные отношения. Домашнее хозяйство рассматривается в настоящее время как особый сектор экономики, в котором происходит часть процессов производства, но в основном осуществляется конечное потребление населения и воспитание подрастающего поколения людей. В домашнем хозяйстве (далее используется краткий термин - "домохозяйство") осуществляется и накопление части создаваемого продукта в форме "потребительского богатства".

В России имеется примерно 59 млн. домохозяйств, которые разнохарактерны по числу своих членов. Одинокие образуют примерно шестую часть всех домохозяйств. Из 2-3 человек состоит половина, а из четырех и более человек - треть всех домохозяйств. Такая структура является исходной базой анализа формирования, оценки и прогнозирования "потребительского богатства".

"Потребительское богатство" объединяет наличное недвижимое и движимое имущество, которым владеет или пользуется (арендует) домохозяйство. К недвижимым элементам этого богатства относятся жилые и хозяйственные постройки, в которых осуществляется жизнедеятельность членов домохозяйства. К движимым элементам относятся все накопленные в домохозяйстве товары длительного и среднесрочного пользования: мебель, посуда, предметы хозяйственного обихода, предметы культурно-бытового назначения, радиоэлектроника, книги, транспортные средства, одежда, обувь, часы, ювелирные изделия, игрушки, спортивные товары и пр. В российской статистике для движимого имущества применяется термин "личное имущество", к которому относятся все его элементы со сроком службы год и более.

г). Ресурсы, которыми можно пользоваться в течение длительного времени и которые есть у страны, но нет у большинства других (поэтому их можно выгодно продавать или обменивать), называются стратегическими. В 1997 году впервые за историю России ученые разных специальностей оценили главные богатства страны, ее стратегические ресурсы.

Основной интеллектуальный стратегический ресурс России – наука. Лишь в нескольких государствах мира, в том числе и в нашей стране, научные исследования ведутся практически во всех отраслях знания. В 80-х годах, по оценкам экспертов, 70% отечественных научных разработок соответствовали мировому уровню, а 20% даже превосходили его. Благодаря высокому уровню развития науки страна получила то, что больше всего ценится в современном мире, - новейшие технологии. Самыми передовыми обладают менее десяти государств планеты. Это и есть важнейшие технологические стратегические ресурсы России.

К сожалению, в годы экономического кризиса (90-е годы) интеллектуальные и научные ресурсы России оказались под угрозой. Все меньше денег государство выделяет школам и учителям, институтам и ученым. Так, во второй половине 90-х годов расходы на науку сократились в 10 раз (средств выделяется в 30 раз меньше, чем в США). В результате закрылись многие исследовательские центры, прекратились эксперименты, ученые, в первую очередь молодые, стали уезжать за рубеж. Из-за этого снижается количество научных исследований и их качество. Так, доля разработок мирового и более высокого уровня в 90-х годах снизилась до 25 и 7% соответственно. Однако человеческие и интеллектуальные ресурсы России не утрачены и продолжают оставаться ее главным достоянием.

 

4. Показатели национального богатства.

Важнейшим показателем национального богатства и необходимым условием процветания любой нации является состояние здоровья населения.

Безусловно, ухудшается здоровье нации, происходит деформация жизненных ценностей, мотивационной сферы, разрушение института семьи, растут алкоголизация, наркопотребление и наркомания, преступность, проституция, ВИЧ-инфицированность и заболеваемость СПИДом, вирусным гепатитом, особенно среди молодежи. Все это происходит на фоне учащения стихийных природных бедствий и чрезвычайных ситуаций, вызванных производственными авариями и военными действиями, при недостаточном валеологическом сопровождении трудовой и образовательной деятельности, при отсутствии навыков у населения здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях.

В развитых странах главным показателем национального богатства уже сегодня считается образовательный уровень населения. Поэтому вполне обосновано усиленное внимание к образовательной системе и ее модернизации с целью достижения большей эффективности. Вместо традиционной базовой образовательной модели делаются установки на непрерывное образование в течение жизни.

Будущее России более чем в других странах зависит от решения этой проблемы. Нашей стране нужен качественный скачок в образовательной сфере, чтобы в перспективе войти в общемировое образовательное пространство, интеграция в которое может обеспечить столь необходимое России устойчивое развитие.

Поскольку в общей полифункциональной системе непрерывного образования важное место отводится образованию взрослых, постольку на него и следует сделать акцент в дальнейшем развитии отечественной образовательной системы, но с учетом российской специфики. Своеобразие современного состояния России, с одной стороны, создает условия для новых подходов к образованию взрослого населения, а с другой – тормозит этот процесс. Имеется в виду прорыв в область новейших информационных технологий интеллектуальной отечественной элиты на фоне низкой по современным меркам образованности подавляющей части населения страны, имеющего за плечами старую образовательную схему.

 

5. Динамика национального богатства.

 

В СССР традиционно большое внимание уделялось исследованиям национального богатства. В последние годы это направление, к сожалению, оказалось в тени. Возникает ощущение, что новая Россия бедная, малозначимая страна. На самом же деле все далеко не так: по накопленному национальному богатству она достаточно крупное государство, в том числе и по трудовому потенциалу.

Почему так важно анализировать динамику элементов национального богатства?

Прежде всего, потому, что здесь наша страна понесла немалые потери, и сейчас главная задача - восстанавливать и приумножать национальное богатство. Конечно же, трудовой потенциал является его важнейшей составляющей. Уровень знаний и квалификации людей, их способность выполнять конкретные работы (что наряду с другими условиями является основой для привлечения иностранных инвестиций) во многом определяют перспективы роста национальной экономики. Серьезную тревогу вызывает резкое снижение конкурентоспособности, эффективности отечественного трудового потенциала. Более того, иссякают трудовые ресурсы как таковые.

Именно поэтому в среднесрочной программе правительства на 2003-2005 гг., основная цель которой - обеспечение высоких темпов роста экономики на базе повышения ее открытости и поддержки не сырьевых экспортеров, проблеме улучшения качества трудовых ресурсов уделяется очень большое внимание.

Так уже повелось в нашей стране, что главной задачей всегда было выпустить (причем любой ценой) как можно больше продукции: миллионы тонн стали, миллиарды кубометров газа и т.д. А вот сделать то же самое эффективно - на это внимание практически не обращали.

 

6. Факторы, влияющие на увеличение национального богатства.

 

В современной экономической теории одним из важнейших факторов накопления национального богатства считаются человеческие ресурсы. В связи с неравномерным размещением и исчерпаемостью природных запасов, с тем, что страны с одинаковым уровнем развития имеют примерно равную относительную производственную и финансовую обеспеченность, все большее внимание уделяется повышению качества рабочей силы. Изменение требований к работнику связано и с научно-техническим прогрессом, темпы которого ускоряются и предполагают соответствующую гибкость знаний, умений, навыков работника. Человеческие ресурсы экономики весьма важны, так как их производственные созидательные качества целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических преобразований. Поэтому подготовка и выпуск  на рынок труда образованной и  творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства.

И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Учеными были выявлены обратнопропорциональные зависимости между уровнем безработицы и преступности и степенью образованности населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.