Рефераты. Мотивация персонала организации

Мотивация персонала организации

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Волжский политехнический институт (филиал)

Волгоградского государственного технического университета

Кафедра социально – гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по психологии

Тема: «Мотивация персонала организации.»

 

 

 

Выполнил:

студент гр. ВАУ - 426

Анжауров И. А.

Проверил: преподаватель

Самойлов Л. П.

 

 

 

 

Волжский-2005 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ         .        .        .        .        .        .        .        .        .        .3

1. Управление человеческими ресурсами фирмы.         .        .5

2. Мотивация как процесс      .        .        .        .        .        .        .6

3.Теории мотивации.

3.1.    Теория мотивации Тейлора Ф. У.         .        .        .        .        .7

3.2.    Теория мотивации Элтона Мэйо .        .        .        .        .8

3.3     Теория мотивации Маслоу А.Х.  .        .        .        .        .9

3.4     Теория мотивации Херцберг Ф.  .        .        .        .        10

3.5     Теория мотивации МакГрегора            .        .        .        11

3.6     Теория мотивации МакКлелланда                  .        .        .        13

3.7     Теория ожиданий Врума В .        .        .        .        .        14     

3.8     Теория справедливости     .        .        .        .        .        15     

3.9     Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера  .        .        15     

3.10   Теория мотивации Выгодского.  .        .        .        .        15     

4. Критерии мотивирующие организацию труда.   .        .        16


5. Положительная оценка коллектива и своего

         места в нем      .        .        .        .        .        .        .        .        17    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  .        .        .        .        .        .        .        .        .        19

ЛИТЕРАТУРА    .        .        .        .        .        .        .        .        .        21

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внутренний мир человека имеет свое специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом (хотя не полностью) независимы от мира внешнего. Человек подвержен логике удовлетворения актуальных потребностей  и его поведение сводится к реагированию на стимулы и удовлетворению сиюминутных мотивов. Как точно заметил Гегель, обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь тогда, когда он сам позволяет им это.

У человека можно выделить три группы потребностей: биологические( сон, пища, секс), социальные(деньги, уважение, признание и.т.д.) и психологическими(потребности в суждении, воображении и символизации). Первые две из них вполне традиционны и отмечаются большинством психологов.

В концепции американского психолога Сальвадоре Мадди описано два типа развития личности в зависимости от того, какие потребности выходят у нее на первый план. В одном случае у человека безраздельно доминируют биологические и социальные потребности, а психологические очень слабы. В этом случае человек воспринимает самого себя как не более чем воплощение набора биологических нужд и социальных ролей и ведет себя сообразно им, то есть в соответствии с логикой, которую мы можем назвать логикой удовлетворения актуальных потребностей. Мадди называет этот путь развития личности конформистским.

При другом, индивидуалистском, пути развития личности главенствующее положение занимают психологические потребности, и это играет ключевую роль в изменении всей логики поведения. Человек выходит за пределы биологических нужд и социальных ролей, преодолевает ситуативность своего поведения именно благодаря суждению, воображению и символизации. С их помощью он строит не только картину мира как он есть, но и картину желательного мира и картины других возможных миров; он связывает в сознании актуальную ситуацию со многими другими обстоятельствами, которые не присутствуют в ней непосредственно, в том числе с ее отдаленными причинами и последствиями; он обретает целостность картины мира во временной перспективе, становится способным планировать свои будущие действия и оценивать смысл любого своего действия либо внешнего обстоятельства в контексте не сиюминутной ситуации, а всей своей жизни, а порой и в более широком контексте.

Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиск ответов на вопросы типа "почему?", "зачем?", "для какой цели?", "ради чего?", "какой смысл?...". Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Мотивация представляется как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций. Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности.

            Данная работа охватывает широкий спектр проблем, связанных с повышением эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышением уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы, с мотивицией подчиненных.

         1. Управление человеческими ресурсами фирмы.


При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению,должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

Дуглас Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

- задания, которые получает подчиненный;

- качество выполнения задания;

- время получения задания;

- ожидаемое время выполнения задачи;

- средства, имеющиеся для выполнения задачи;

- коллектив, в котором работает подчиненный;

- инструкции, полученные подчиненным;

- убеждение подчиненного в посильности задачи;

- убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;

- размер вознаграждения за проведенную работу;

- уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.

         Все эти факторы зависят от руководителя и ,в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Влиять на работника необходимо при учете его человеческих потребностей.

Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Мотивационные образования: мотивы, потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

В психологии различают мотивацию двух видов: положительную и отрицательную. Положительная мотивация — это стремле­ние добиться успеха в своей деятельности. Она предполагает проявление сознательной активности и связана с проявлением положительных эмоций и чувств, например, с одоб­рением тех, с кем трудится данный человек.

Отрицательная мотивация — связана с применением осужде­ния, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле слова. При отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Бо­язнь наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств. А следствием этого является нежелание трудиться в данной области

Можно выделить два различных подхода к управлению: первый воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам. Второй соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.

Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.

2. Мотивация как процесс.

 

Мотивация может быть представлена в качестви шести последовательных стадий.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.