Рефераты. Международные соглашения России об избежании двойного налогоообложения

Принятое Типовое соглашение является приложением к указанно­му Протоколу.

Текст Типового соглашения идентичен Типовому соглашению об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, утверж­денному Правительством Российской Федерации в постановлении от 28 мая 1992 г. № 352.

Правительство РФ постановило: одобрить представленный Ми­нистерством финансов РФ проект Типового соглашения, поручить Министерству финансов РФ с привлечением ГНС и заинтересован­ных министерств и ведомств провести переговоры с уполномоченны­ми органами других государств о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и иму­щества и подписать указанные соглашения от имени Правительства РФ. Министерству финансов разрешено в случае необходимости вно­сить в проект Типового соглашения изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера. Изменения и дополнения, имеющие принципиальный характер, могут быть внесены в проект Типового соглашения по решению Правительства РФ.

Типовое соглашение состоит из преамбулы, 27 статей и заключе­ния, указывающего, что Соглашение совершено в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу. Указываются дата подпи­сания Соглашения и его языки. В ст. 1 определяются лица, к которым применяется Соглашение; в ст. 2 — налоги, на которые распространя­ется Соглашение; в ст. 3 даются общие определения; ст. 4 содержит разъяснение термина «постоянное представительство» для целей Со­глашения; ст. 5 регламентирует порядок налогообложения прибыли от коммерческой деятельности; ст. 6 характеризует порядок налогообло­жения доходов от международных перевозок; ст. 7 — порядок налого­обложения дивидендов; ст. 8 — процентов; ст. 9 — доходов ит недви­жимого имущества; ст. 10 — доходов от продажи недвижимого и дви­жимого имущества; ст. 11 — доходов от авторских прав и лицензий;

ст. 12 — доходов от работы по найму; в ст. 13 регламентируется нало­гообложение доходов от независимой личной деятельности; в ст. 14 — гонораров директоров; в ст. 15 — доходов в форме вознаграждений, выплачиваемых из государственных фондов договаривающихся госу­дарств; в ст. 16 определяется порядок обложения налогом пенсий; в ст. 17 дается характеристика особенностей налогообложения доходов работников искусств и спортсменов; в ст. 18 — преподавателей, уче­ных, студентов и практикантов; ст. 19 определяет порядок налогооб­ложения «других доходов», т.е. доходов, о которых не говорится в предыдущих статьях; ст. 20 определяет особенности налогообложения недвижимого и движимого имущества в особых случаях; в ст. 21 дает­ся механизм устранения двойного налогообложения; ст. 22 фиксирует принцип недискриминации налогоплательщиков; в ст. 23 устанавли­ваются правила обмена информацией: в ст. 24 Фиксируется порядок проведения взаимосогласительных процедур при возникновении спорных ситуаций; в ст. 25 констатируется, что никакие положения договора не затрагивают налоговых привилегий сотрудников дипло­матических представительств и консульств, предоставленных норма­ми международного права или в соответствии с положениями специ­альных соглашений; ст. 26 определяет порядок вступления Соглаше­ния в силу; а ст. 27 — порядок прекращения действия Соглашения.

В преамбуле Соглашения об избежании двойного налогообложе­ния доходов и имущества указывается, что правительства двух госу­дарств, руководствуясь стремлением развивать и укреплять экономи­ческое, научное, техническое и культурное сотрудничество между обоими государствами, и в целях избежания двойного налогообложе­ния доходов и имущества, решили заключить настоящее Соглашение и договорились о нижеследующем.






















Лица, к которым применяются соглашения

Все соглашения об избежании двойного налогообложения применя­ются к лицам, которые являются лицами с постоянным местопребыва­нием в одном или обоих договаривающихся государствах.

Для целей Типового соглашения термин «лицо с постоянным мес­топребыванием в одном договаривающемся государстве» означает любое лицо или любое образование, которое по законодательству этого государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации в качестве юридического лица или любого иного аналогичного крите­рия. В случае если доход получает полное товарищество, партнерство или фонд, постоянное местопребывание определяется в соответствии с постоянным местопребыванием лица, подлежащего налогообложе­нию в отношении такого дохода (ст. 1).

Последнее положение может иметь различия в отдельных согла­шениях. Так, в Соглашении между Правительством РФ и Правитель­ством Республики Польша от 22 мая 1992 г. (заключенного практи­чески одновременно с утверждением Типового соглашения) слова «партнерство или фонды» отсутствуют.

Если в соответствии с вышесказанным (как правило, п. 2 ст. 1) лицо, не являющееся физическим лицом, является лицом с постоян­ным местопребыванием в обоих договаривающихся государствах, оно считается лицом с постоянным местопребыванием в том договарива­ющемся государстве, в котором расположен его фактический руково­дящий орган.

Пункт 4 ст. 1 определяет для целей Соглашения постоянное место­жительство физического лица, если оно является лицом с постоянным местожительством в обоих договаривающихся государствах. Постоян­ное местожительство такого лица определяется для целей налогообло­жения следующим образом:

1) лицо считается лицом с постоянным местожительством в том договаривающемся государстве, в котором оно располагает постоян­ным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих договаривающихся государствах, оно считается лицом с постоянным местожительством в том договаривающемся государстве, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

2) если государство, в котором оно имеет центр жизненных инте­ресов, не может быть определено или если оно не располагает посто­янным жилищем ни в одном из договаривающихся государств, оно считается лицом с постоянным местожительством в том государстве, в котором оно обычно пребывает;

3) если оно обычно проживает в обоих договаривающихся госу­дарствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается лицом с постоянным местожительством в том договариваю­щемся государстве, гражданином которого оно является;

4) если каждое из договаривающихся государств рассматривает его в качестве своего гражданина или ни одно из государств не считает его таковым, компетентные органы договаривающихся государств ре­шают данный вопрос по взаимному согласию.

Практически все соглашения об устранении двойного налогообло­жения, заключенные Правительством Российской Федерации (или бывшего СССР), разрешают данную проблему одинаково. Однако могут быть и отклонения, которые заключаются: в случае неупомина­ния критерия гражданства (подпункт «с»); если подпункт «4» включа­ет в себя следующую формулировку: «компетентные органы Догова­ривающихся Государств решают этот вопрос в порядке, предусмот­ренном статьей «Порядок достижения согласия», «Урегулирование спорных вопросов» настоящего Соглашения».



Налоги, на которые распространяется Соглашение

Соглашения, как следует из их названия, распространяются на налоги с доходов и имущества. Однако конкретные виды налогов, на которые распространяются соглашения, всегда детализируются.

В Типовом соглашении налоги, на которые распространяется Со­глашение, определяются следующим образом:

I) Настоящее Соглашение распространяется на налоги с доходов и имущества или части общего дохода, или общего имущества, взима­емых в соответствии с законодательством каждого из Договариваю­щихся Государств, независимо от метода их взимания.

2) Налоги, на которые распространяется настоящее Соглашение:

а) в первом Договаривающемся Государстве (указываются кон­кретные налоги),

б) во втором Договаривающемся Государстве (указываются кон­кретные налоги).

3) Настоящее Соглашение будет применяться также к любым по существу аналогичным налогам, предусмотренным п. 1 настоящей Статьи, которые будут взиматься после даты подписания этого Согла­шения в дополнение к существующим налогам или вместо них, вклю­чая налоги, по существу аналогичные тем, которые в настоящее время действуют в одном Договаривающемся Государстве, но отсутствуют в другом Договаривающемся Государстве и которые в последующем будут введены другим Государством. Компетентные органы Догова­ривающихся Государств будут уведомлять друг друга о существенных изменениях в их налоговых законодательствах» (ст. 2).

Как правило, статьи, определяющие виды налогов, на которые рас­пространяется Соглашение, значительно различались в соглашениях, заключенных Россией (СССР) с разными странами, что определяется как спецификой налогообложения стран, с которыми заключались со­глашения, стремлениями договаривающихся сторон расширить или сузить сферу действия соглашений, так и теми налоговыми измене­ниями, которые происходили в договаривающихся государствах в раз­личные периоды.

Для практического применения соглашений об устранении двой­ного налогообложения этот раздел (как правило, ст. 2) имеет особое значение. В некоторых случаях достаточно трудно определить, рас­пространяется ли действие Соглашения на вновь вводимые налоги, а также на налоги, взимаемые на региональном и местном уровнях.

Как правило, соглашения всегда распространяются на федераль­ные (центральные) налоги на доходы юридических лиц, подоходные налоги с физических лиц и федеральные (центральные) налоги на имущество юридических и физических лиц. Различия между соглаше­ниями, заключенными с разными странами, часто заключаются в рас­пространении или нераспространении действия соглашений на нало­гообложение фондов заработной платы, акцизы, налоги, установлен­ные в отношении доходов от инвестиций частных лиц и организаций, налогообложение прироста капитала, взносы в фонды социального страхования и ряд других видов налогообложения. Несмотря на то, что практически все соглашения об устранении двойного налогообло­жения содержат положения, аналогичные п. 3 ст. 2 Типового соглаше­ния (распространение действия соглашения на вновь вводимые ана­логичные налоги), для практического применения соглашений к тем или иным новым налогам всегда необходимо располагать письмен­ным подтверждением того, что тот или иной налог или сбор включен в число налогов, на которые распространяется действие конкретного со­глашения.








Некоторые общие определения, даваемые в соглашениях

Общие определения, даваемые в Типовом соглашении, затрагивают следующие термины международного налогового права: «Договари­вающееся Государство», «лицо», «компания», «международная пере­возка», «компетентный орган».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.