Рефераты. Международные соглашения России об избежании двойного налогоообложения

Международные соглашения России об избежании двойного налогоообложения

Международные соглашения России

об избежании двойного налогообложения

 

 

 


 Двойное налогообложение и международные экономические отношения

Практически все страны мира имеют свои правила, регулирующие на­логовые режимы для своих резидентов, осуществляющих деловую ак­тивность за границей, и для иностранных налогоплательщиков, дейст­вующих в стране. Различия подходов отдельных стран к тем или иным вопросам налогообложения порождают не только сложности в' оформлении необходимой налоговой отчетности, но и приводят к та­кому феномену, как двойное налогообложение.

Проблема двойного налогообложения обостряется с усилением интернационализации хозяйственной жизни, которая выражается в многократном росте международного товарообмена, объемов услуг, оказываемых за пределами страны, перелива капитала. В налоговой практике и теории различаются двойное экономическое налогообло­жение и двойное юридическое налогообложение.

Под двойным экономическим налогообложением понимается си­туация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателей. Это проявляется при обложении налогом дохода предприятия как самостоятельного плательщика и об­ложении налогом дохода акционера или пайщика при распределении прибыли.

Как правило, проблема экономического двойного налогообложе­ния разрешается при разработке национального налогового законода­тельства, в котором предусматриваются нормы, позволяющие тем или иным способом засчитывать налог, уплаченный на уровне предпри­ятия, при расчете налоговых обязательств акционера.

Под двойным юридическим налогообложением понимается си­туация, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отноше­нии одного и того же дохода одинаковыми или сопоставимыми налогами два и более раз за один период. В принципе подобная ситуация может возникать и в том случае, когда налогоплательщик осуществля­ет деятельность только в одной стране. Такое двойное налогообложе­ние может возникнуть при несостыковке общегосударственного (центрального, федерального, конфедерального) законодательства и законодательства на уровне регионов (штатов, провинций, областей земель), а также на уровне органов местного самоуправления.

Подобная ситуация неоднократно отмечалась в 90-е гг. в Россий­ской Федерации и основной причиной этого явления следует считать неконтролируемое федеральными властями региональное и местное нормотворчество в сфере налогообложения. Однако если в одной стране данная проблема может быть решена путем приведения регио­нального и местного законодательств в соответствие с общегосударст­венным, то в международных экономических отношениях двойное и даже многократное экономическое и юридическое налогообложение осуществляется на основе налогового законодательства суверенных государств и может быть устранено лишь путем согласования много­численных и сложных вопросов на межгосударственном уровне.

В устранении двойного налогообложения доходов и имущества за­интересованы не только налогоплательщики, налоговое бремя кото­рых многократно возрастает при последовательном обложении одного и того же объекта в разных странах, но и сами государства, стремя­щиеся к увеличению внутреннего и внешнего товарооборота, привле­чению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособнос­ти не только отдельных национальных предприятий, но и экономики в целом. Налоговое бремя юридических и физических лиц, действую­щих в сфере международных экономических отношений, без устране­ния двойного налогообложения может достигать таких размеров, что всякое участие в международном разделении труда для них станет экономически неоправданным.

Устранение двойного экономического и юридического налогооб­ложения в принципе возможно и в одностороннем порядке. Для этого страна постоянного местопребывания налогоплательщика может раз­решить ему при выполнении налоговых обязательств учитывать нало­ги, уплаченные им за рубежом. Однако это может привести к неоправ­данным потерям бюджета, а также различного рода махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Кроме того, в этом случае страна постоянного местопребывания выступает нетто-донором той страны, где ее гражданин (или предприятие) осуществляет экономическую деятельность.

Другим путем урегулирования проблемы двойного налогообложе­ния является заключение международных соглашений. В этом случае государства, подписывающие такие соглашения, идут на взаимный компромисс, договариваясь, какие налоги и с каких категорий нало­гоплательщиков будут удерживаться на территории каждого участни­ка соглашения.

Налоговые юрисдикции строятся на разных принципах. Теоретичес­ки можно выделить три основных принципа налоговых юрисдикции: по признаку территориальности, резиденства и гражданства. К наиболее распространенным относится юрисдикция, основанная на принципе территориальности или территориальной привязки. В соответствии с этим принципом страна облагает налогом только те доходы, которые связаны с деятельностью, осуществляемой на ее территории. Доходы, извлекаемые гражданами и предприятиями этой страны за пределами ее территории, не включаются в состав налогооблагаемых доходов.

Принцип резиденства заключается в том, что всякий налогопла­тельщик, признаваемый постоянным жителем страны (резидентом), под­лежит налогообложению по всем доходам из всех источников, включая и зарубежные. Статус резидента определяется по нормам национального законодательства, различающимся в отношении физических и юриди­ческих лиц. Большинство стран в своей налоговой политике использует сочетание этих принципов. Наряду с указанными принципами от­дельные страны традиционно используют принцип гражданства, ко­торый является во многом сходным с принципом территориальности.

В современных условиях деятельность многих предприятий приоб­рела международный характер, т.е. она осуществляется на территории нескольких государств. В связи с этим часто возникает вопрос о распре­делении и перераспределении доходов предприятия между источника­ми, расположенными в разных странах. Особую важность эта проблема имеет для транснациональных компаний, деятельность которых в сфере международных экономических отношений является основной.

Международное налогообложение юридических лиц в принципе схоже с международным налогообложением физических лиц, при этом оно имеет определенную специфику как в определении субъекта налого­обложения, так и исчислении базы налогообложения. Кроме того, суще­ствуют нормы и правила международного налогообложения, которые действуют только в отношении юридических лиц, например статьи соглашений об избежании двойного налогообложения дивидендов.

Проблемы международного налогообложения юридических лиц можно подразделить на следующие группы:

— определение национальной привязки юридического лица — субъекта налогообложения;

— порядок определения режима деятельности иностранного юри­дического лица на территории страны деятельности;

— проблемы, связанные с установлением источника дохода;

— учет налогов, уплаченных за рубежом, при определении налого­вых обязательств в стране постоянного местопребывания;

— порядок определения налоговой базы по подоходному налого­обложению при осуществлении внешнеэкономической деятельности между зависимыми друг от друга экономическими агентами.

В отличие от физических лиц, национальную принадлежность ко­торых иногда трудно определить (из-за режима двойного гражданст­ва, отсутствия гражданства или несовпадения гражданства и постоян­ного места проживания), юридические лица всегда имеют единствен­ное место регистрации, которое является основным юридическим ад­ресом. В стране регистрации все юридические лица всегда имеют статус налогового резидента. Вместе с тем статус налогового резиден­та юридическое лицо может получить и в той стране, в которой оно осуществляет коммерческую или иную экономическую деятельность. Для привязки коммерческой деятельности к определенной террито­рии используются следующие режимы: деятельность через собствен­ное деловое учреждение, деятельность через независимого агента и деятельность по контрактам, заключаемым с местными фирмами. Как правило, внешнеторговая деятельность не приводит к распростране­нию на национальное предприятие налоговой юрисдикции другого го­сударства.

Источники дохода юридического лица могут определяться по месту заключения сделки, по месту нахождения у покупателя товара или потребителя услуги, по месту фактической передачи товара или по месту перехода права собственности на товар.

В связи со спецификой налогообложения физических и юридичес­ких лиц в сфере международных экономических отношений соглаше­ния об избежании двойного налогообложения доходов и имущества содержат как общие нормы и правила, так и отдельные специальные статьи и положения, действие которых распространяется только на физические или только на юридические лица.







Основные общие положения соглашений России об избежании двойного налогообложения

Типовые соглашения России об избежании двойного налогообложения

Международные соглашения России об избежании двойного налого­обложения доходов и имущества можно подразделить на три группы.

Первую группу составляют соглашения со странами — членами Со­дружества Независимых Государств, заключенные после 1991 г.

Во вторую группу включаются соглашения, подписанные с разви­тыми и развивающимися государствами после принятия Правитель­ством РФ постановления от 28 мая 1992 г. № 352 «О заключении меж­правительственных соглашений об избежании двойного налогообло­жения доходов и имущества».

В третью группу выделяются соглашения, подписанные до ука­занного постановления, а также продолжающие действовать соглаше­ния, заключенные СССР. Соглашения этой группы характеризуются наибольшим своеобразием. Их структура, отдельные статьи и положе­ния могут существенно отличаться от соглашений первой и второй групп.

В данном разделе будут рассмотрены статьи и положения всех трех групп соглашений в следующем порядке. Сначала анализируют­ся нормы типовых соглашений, а также те положения, которые явля­ются общими для всех групп, а затем выявляется или подчеркивается специфика соглашений той или иной группы или отдельных соглаше­ний.

Основным документом, регламентирующим взаимоотношение стран — членов Содружества Независимых Государств в сфере нало­гообложения, является Соглашение между правительствами госу­дарств-участников «О согласованных принципах налоговой полити­ки» от 13 марта 1992 г. В соответствии с этим документом с целью обеспечения единого методологического подхода к заключению согла­шений об избежании двойного налогообложения доходов и имущест­ва главы правительств договорились использовать между собой и с третьими странами Типовое соглашение. Эта договоренность была за­креплена в Протоколе «Об унификации подхода и заключения Согла­шений об избежании двойного налогообложения доходов и имущест­ва» от 15 мая 1992 г. Протокол был подписан в г. Ташкенте (Узбеки­стан) в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр Протокола хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направило государствам, подписавшим Протокол, его заверенную копию. Этот документ был подписан представителями 11 правительств: Азербайджанской Республики, Республики Арме­ния, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Турк­менистана, Республики Узбекистан, Украины и Республики Молдова.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.