Рефераты. Международная торговля

-         объём экспорта Японии – на 4%,

и практически не коснулся Европы и США:

-         объём прироста импорта в США не изменился и остался равен 12%;

-         объём прироста экспорта Зап. Европы сократился незначительно: с 8% до 6%.

В результате в Японии встретили новый 1999 год с возросшим профицитом – там затянули пояс потуже, сократив импорт в значительно большей степени, чем экспорт. Возросший профицит объясняется также и падением иены в связи с кризисом и ,как следствие, возросшими доходами от экспорта, а также падением цен на природные ресурсы, что для обделённой ими Японии весьма актуально.

Дядюшка Сэм уже долгое время не вылезает из долгов. Не изменилось положение и в этом году. Дефицит внешней торговли стал для Америки уже хроническим. Падение же иены, а также кризис в Латинской Америке ещё больше усугубил положение.

Европейский союз сохранил традиционно положительное сальдо на прежнем уровне.


II.2. Убить Дракона.

Предмет особой обеспокоенности стран Запада – усиление позиций новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии (НИС ЮВА), к которым до недавнего времени относили Гонконг, Ю. Корею, Тайвань и Сингапур, а в последнее время причисляют также Индонезию, Малайзию, Таиланд и Китай. Особенно  пристальное внимание приковано к Китаю, как обладателю не только мощно прогрессирующей экономики, но и ядерного оружия. И даже Япония, сама ещё не так давно считавшаяся продуктом «экономического чуда», склонна ограничить бурное развитие НИС. И это неудивительно, ведь 40% экспорта из НИС приходится именно на Японию.

Основной козырь НИС ЮВА – умеренные цены при высоком качестве, что обеспечивается за счёт квалифицированной и недорогой рабочей силы. В соответствии с этим основной упор делается на экспорт продуктов таких трудоёмких и наукоёмких отраслей как электроника, электротехника, автомобилестроение, а также кораблестроение, в последнее время этот список пополнила лёгкая промышленность.

Стремительное развитие было приостановлено финансовым кризисом, разразившимся слишком вовремя, чтобы быть случайным. Особенно чувствителен он был в Индонезии, Малайзии и Филиппинах, где он сопровождался политическими катаклизмами. Менее заметен он был в Сингапуре и Тайване и почти совсем незаметен в Китае и Гонконге – двух противоположных полюсах как по размерам, так и по степени экономической свободы. Основным следствием кризиса было обесценение национальных валют, что имеет и отрицательные и положительные стороны. Плюс в том, что девальвация способствует увеличению экспорта и ограничению импорта, т.е. «автоматически» выравнивает сальдо страны. Минусы заключаются в:

-         удорожании импортных составляющих, используемых в производстве экспортируемых товаров, например, при девальвации дороже становятся импортируемые сырьевые ресурсы, чего, впрочем, в этот раз удалось избежать – природные ресурсы упали в цене на мировом рынке;

-         усилении инфляционных ожиданий и дополнительном росте цен;

-         удорожании кредита, что уменьшает возможности экспортёров продавать товары в рассрочку;

-         особый минус, характерный только для данной ситуации в том, что значительная часть экспорта НИС приходится на взаимную торговлю, это «ограничило возможности использования экспортных отраслей в качестве локомотива выхода из кризиса»[15].

Если предположение об искусственном происхождении кризиса верно, то верно и то, что страны Запада, роя яму Восточному Дракону, вырыли яму сами себе. Действительно, падение внутреннего спроса в странах ЮВА заставляет экспортёров в ЮВА увеличить усилия по экспорту продукции в страны Европы и США, экономика которых переживает подъём. С другой стороны, Запад по тем же причинам не может увеличить объём экспорта в страны ЮВА, что представляет серьёзную угрозу торговым балансам западных стран.


II.3. И дым Отечества…

По данным таможенного комитета, внешнеторговый оборот в 1998 году составил 115 млрд. $ и уменьшился по сравнению с 1997 годом на 16,7%. Экспорт составил 71,3  млрд. $, что меньше на 16,2% по сравнению с 1997 годом, а импорт – 43,7 млрд. $, что меньше на 17,6%. Таким образом, налицо солидный профицит, хоть и уменьшившийся на 4,5% по сравнению с 1997г. Вероятнее всего эти цифры не отражают действительности, т.к. очевидно, что через таможню в России проходит лишь небольшая часть товаров, а также необходимо учесть, что основная масса прибыли, полученная от торговли, покидает страну и используется для кредитования тех стран, которые, по-видимому, более заинтересованы в наших инвестициях, чем мы сами.

Основными факторами, оказавшими влияние на экономику России, были те же, что и во всём мире: падение цен на сырьевые ресурсы и азиатский финансовый кризис, который вскоре вылился в национальный кризис, разразившийся ещё и из-за того, что были исчерпаны резервы наращивания вывоза сырья (диаметр нефтяной трубы увеличить крайне затруднительно, а скорость перекачки нефти можно повысить очень незначительно). Отрицательно на экономике страны сказался и долгое время искусственно удерживаемый завышенный курс рубля, что явилось препятствием для азиатской торговли, т.к. валюты этих стран сильно упали, а курс рубля оставался на месте. «В результате ценовая конкурентоспособность российских товаров на рынках стран, где валюты были девальвированы, резко уменьшилась».[16]

Положение осложнилось двумя серьёзными прецедентами, созданными в прошлом году и облегчившими дальнейшую дискриминацию наших товаров на мировом рынке . Первый заключался во введении в США ограничений на импорт российской стали при том, что до этого конфликта за рубеж вывозилось более 50% российской стали (при сокращении внутреннего рынка). Конфликты неоднократно возникали также по поводу экспорта вооружений и так называемой «продукции двойного назначения», где США тоже играли не последнюю роль. Второй прецедент, уже в рамках СНГ, был создан Казахстаном, который ввёл ограничение на ввоз продовольствия из России (девальвация рубля в результате кризиса дала российским продуктам ценовое преимущество), хотя это ограничение проводилось в рамках подписанного ранее соглашении о Таможенном союзе, тем не менее Казахстан подал пример, которому могут последовать и другие страны-участники СНГ (более подробно проблема дискриминации России на мировом рынке будет рассмотрена ниже).


II.4. Что такое ВТО?

Мировая торговля имеет стойкую тенденцию к увеличению своих объёмов. В последнее время это особенно заметно. Иллюстрирует этот факт таблица 1.4.1[17].


Таблица 1.4.1

  Мировой экспорт, млрд. $

 

Регионы

 

1992

 

1998

 

% прироста

Весь мир

3659

5550

34

ЕС

1563

2395

35

АТЭС

1442

2273

37

НАФТА

581

947

39

АТЭС без НАФТА

861

1326

35

СНГ

52

129

60


В связи с этим «не только в промышленно развитых, но и в развивающихся странах раздаются призывы к принятию мер по ограничению импорта. В условиях обостряющегося соперничества между США и ЕС, США и Японией и между другими странами уступки таким требованиям могли бы иметь эффект снежного кома. Они могут спровоцировать целую серию торговых войн и ещё больше ухудшить перспективы преодоления спада в мировой торговле и экономике в целом.»[18].

Противостоять этим деструктивным процессам призвана ВТО – Всемирная торговая организация, которая с 1 января 1996 года окончательно пришла на смену ГАТТ. На сегодняшний день в ВТО входят 130 государств, на которые приходится около 90% оборота мировой торговли, ещё 30 стран подали заявки и ожидают решения о принятии.

Основные направления деятельности этой крупнейшей организации сводится сводятся к следующему:

1.      Освобождение от торговых тарифов товаров информационных технологий (компьютеры, программное обеспечение, телекоммуникации, полупроводники и др.). Такая забота вызвана наметившейся тенденцией размещения производства этих товаров в странах ЮВА и ожидаемой вследствие этого падением цен на них.

2.      Разработка международных правил конкуренции. Поскольку антимонопольное законодательство большинства государств действует внутри этих государств и не распространяется на другие страны, и к тому же они зачастую они противоречат друг другу, то функцию контроля за поглощениями и  слияниями компаний, экспортными и импортными картелями и т.д., а также разработку санкций к нарушителям антимонопольного законодательства взяла на себя ВТО.

3.      Проблемы электронной торговли, в том числе контроль за её объёмами и обеспечение её безопасности.

4.      Трудовые и экологические стандарты. «На смену тарифам приходят новые средства протекционизма. Так, при определении торгового режима предлагается наряду с прочими показателями учитывать действующие в стране трудовые и экологические стандарты.»[19] Эти предложения со стороны развитых стран направлены в первую очередь против стран НИС ЮВА и развивающихся государств, где производство трудо- и экологоёмкой продукции обходится дешевле, чем в развитых странах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.