Рефераты. Международная торговля

+20

-20

 

20

80

 

+4

+4


рывая его от тюльпанов, а некоторых так и вообще придётся доставлять на завод силой. Точно так же возрастают издержки с привлечением других неспециализированных факторов производства, и, следовательно, положительный эффект от специализации поглотится отрицательным эффектом возрастающих издержек замещения. «Таким образом, теория сравнительных преимуществ при предположении о возрастающих издержках замещения приводит к … выводу, что максимизация выигрыша от внешней торговли происходит при частичной специализации.»[5]

          Мы рассмотрели вопрос, почему странам, обладающим сравнительными преимуществами при производстве того или иного товара выгоднее частично специализироваться на его производстве и экспортировать его в другие страны. Но остался в стороне вопрос, отчего возникают подобные преимущества? Этим вопросом задались 20-е годы XX века два шведских экономиста Э. Хекшер и Б. Олин и в конце концов сформулировали свою собственную теорию на этот счёт, которую благодарные потомки назвали теорией Хекшера-Олина.

          В основе её лежат два основополагающих момента: 1) в производстве различных товаров участие различных факторов неодинаково: для выращивания пшеницы земля требуется в гораздо большей степени, чем трудолюбивые японцы, а для сборки телевизоров – наоборот; 2) различные страны обладают различными факторами производства в неодинаковой степени. Теория гласит, что если страна обладает каким-то фактором в избытке (не только абсолютно, но и относительно, т.е. цена на этот фактор по отношению к другим факторам ниже, чем в остальных странах), то эта страна будет экспортировать те товары, в производстве которого доля участия этого фактора преобладает. Если в стране много японцев, способных к длительной кропотливой работе, и если в мире существует продукт, который требует для его производства большого количества именно такого труда, то нет ничего удивительного в том, что в скором времени на большинстве телевизоров будет красоваться надпись “Made in Japan”. Таким образом, согласно Хекшеру и Олину торговля идёт не товарами, а факторами производства, т.е. опосредованно страна импортирует те факторы, которых у неё не хватает и экспортирует те, которые она имеет в избытке, в результате чего в мире происходит более равномерное перераспределение ресурсов.

          Дополнил и расширил теорию Хекшера-Олина, придав ей современный блеск и новое звучание, американский экономист М. Портер. В 1991 году он издал сочинение под названием «Конкурентные преимущества стран» (в русском переводе «Международная конкуренция»), в котором сформулировал свою теорию конкурентных преимуществ.

          Он исходит из того, что « … в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной  борьбы.»[6]. Приобретение или утрата фирмой конкурентных преимуществ зависит от двух основных факторов: от конкурентной стратегии и от соотношения так называемых детерминантов конкурентных преимуществ.

Что касается конкурентной стратегии, то правильный её выбор по Портеру должен обеспечить фирме преимущество перед другими фирмами отрасли в конкурентной борьбе внутри страны. Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны, которые в свою очередь определяются:

-         обеспеченностью факторами производства;

-         параметрами внутреннего спроса на продукцию данной отрасли;

-         наличием в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков;

-         национальными особенностями стратегии, структуры и соперничества фирм.

Эти детерминанты образуют так называемый национальный «ромб».


I.2. Так уж выходит, так уж бывает – кто-то находит, кто-то теряет…

            Если вы ознакомились с первой частью настоящей главы, то у вас могло создаться впечатление, что международная торговля есть хорошо и что от неё выигрывают все. Это не совсем так.

          Рассмотрим пример[7].

          Когда-то давным-давно, когда ещё не было мощных морозильников, мясом торговали исключительно в солёном, копчёном, варёном, одним словом, обработанном виде, что существенно снижало эффективность этой торговли мясом.

          И вот в один прекрасный день, а именно в конце XIX века, чья-то гениальная голова придумывает рефрижератор. И это замечательное изобретение позволило Аргентине стать одним из крупнейших поставщиков мороженого мяса на мировой рынок, потеснив при этом сами Соединённые Штаты (рисунок I.2.1)[8].

Рисунок I.2.1

 


          Ясно, что янки были недовольны. Кто же ещё проиграл от возросшего экспорта мяса из Аргентины? Как это ни покажется странным, сами аргентинцы: во-первых, поскольку мировая цена на мясо оказалась выше цены внутри страны, то большинство его производителей стало ориентироваться на внешний рынок в ущерб внутреннему, на котором в скором времени возник дефицит и, как следствие, цены на мясо возросли, т.е. в первую очередь пострадали потребители страны – экспортёра, во-вторых, более доходная отрасль оттянула на себя факторы производства, задействованные в других отраслях и, кроме того, имея большие прибыли и меньшие издержки, предприятия мясной отрасли получили те самые конкурентные преимущества, о которых 80 лет спустя будет писать М. Портер, таким образом, пострадали и производители других товаров. Однако необходимо заметить, что (и это точно доказано) выигрыш аргентинских производителей мяса больше проигрыша аргентинских потребителей и производителей других товаров вместе взятых. Это если по науке. В жизни может оказаться так, что сенатор, избранный на деньги производителей пшеницы, окажется красноречивее, чем сенатор, избранный на деньги производителей мяса, и тогда вероятнее всего произойдут события, описываемые в четвёртой части данной главы. 

          Что до американцев, то их внутренний рынок мяса испытывает сильное давление со стороны более дешёвого аргентинского товара, и цены на мясо будут снижаться, чему столь же обрадуются американские потребители, сколь расстроятся американские производители этого товара. Впрочем, и в этом случае доказано, что проигрыш производителей с лихвой окупается выигрышем потребителей, хотя в Конгрессе могут посчитать и по-другому, и здесь снова мы отсылаем вас к четвёртой части настоящей главы.


I.3. Что, где, почём?

          В этой части речь пойдёт о структуре современной мировой торговли, т.е. о том, кто торгует, с кем торгует и чем торгует.

          Надо сказать, что в нынешнем веке объёмы торговли постоянно растут. Так, если в 1928 году стоимость мирового экспорта составила 245 млрд. долл. в ценах 1980 года, то в 1986 году – уже 1581 млрд. долл.[9].

          В таблице I.3.1[10] демонстрируется структура мировой торговли товарами (в % от мировой торговли) среди основных трёх групп стран в 1985-86 годах, где под Восточными экономическими системами подразумеваются страны бывшего советского блока. Из таблицы видно, что эти страны торгуют вяло. Основной факт, который бросается в глаза, это то, что половина всей ми-

 

Таблица I.3.1.

             Экспорт в        

Экспорт из

Индустриальные страны

Развивающиеся страны

Восточные экономические системы

Весь мир

Индустриальных стран

50,0

 

13,2

3,4

66,4

Развивающихся стран

15,4

6,0

1,5

22,9

Восточных экономических систем

5,0

2,0

5,7

10,7


ровой торговли приходится на индустриальные страны, т.е. по сути мировая торговля есть торговля нескольких наиболее развитых стран между собой; сюда же можно отнести и то, что более 66% всего экспорта приходится именно на развитые страны. После этих замечаний вопрос, кто же получает основной доход в мировой торговле, становится неуместным. Второй по величине показатель – экспорт из развивающихся стран в индустриальные страны, он примерно соответствует обратному экспорту из индустриальных стран: что ушло, то и пришло. Однако тот факт, что торговля развивающихся стран между собой довольно незначительна, говорит за то, что уходят из них сырьё и материалы, а приходят промышленные товары.


I.4. Не пущать!

          Несмотря на то, что торговля теоретически выгодна для страны, может сложится ситуация, когда правительство решит, что жертвовать интересами отечественных производителей в пользу потребителей – слишком жирно для потребителей, или наоборот, когда необходимо срочно поднимать падающие рейтинги, правительство «выбрасывает кусок» потребителям в ущерб производителям. Подобная деятельность осуществляется с помощью таможенных тарифов и нетарифных методов как то: квоты, добровольное ограничение торговли, демпинг и другие. Всё вместе это называется «протекционизм».

 

I.4.1.Таможня даёт «добро».

          Введение государством таможенного тарифа показано на рисунке I.4.1.1[11].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.