потребители Бразилии,
да и вообще в мире стало больше продуктов и меньше голодающих.
Д.
Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817г.)
доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем
общего правила, и обосновал теориюсравнительного преимущества.
Даже
тогда, когда страна ни в чём не обладает абсолютным преимуществом, торговать
оказывается выгоднее, чем наоборот. Пусть Аргентина производит столько же
продуктов, а Бразилия может произвести не 40 тонн зерна, как в предыдущем
примере, а 67 тонн и таким образом получает абсолютное преимущество как по
зерну, так и по сахару (рисунок I.1.2[3]). Казалось бы: зачем Бразилии
торговать? Однако если рассмотреть относительные цены, то картина предстаёт в
другом свете. Действительно, в Аргентине цена зерна составляет 0,5 тонны сахара
за тонну (50т./25т), в Бразилии же оно дороже – 0,67 тонны сахара (67т./100т.),
следовательно, аргентинцы, продавая зерно бразильцам, извлекут прибыль в 0,17
тонны сахара. Точно также бразильцы получат барыш, продавая аргентинцам сахар.
Выигрыш покупателей от взаимной торговли представлен в таблице I.1.2[4].
Рисунок
I.1.2
Может возникнуть вопрос: если
специализация так выгодна, как кажется, то почему Япония не производит только
телевизоры, Канада – только зерно, а Голландия – только тюльпаны?
Всё дело в возрастающих издержках замещения.
Большинство японцев аккуратны, дисциплинированны и вполне могут собирать качественные
телевизоры, но некоторые из них романтичны и мечтательны и им, возможно, нравится
выращивать тюльпаны и совсем не нравится сидеть за конвейером. Но чем больше
Япония будет специализироваться на сборке телевизоров, тем больше японцев
необходимо будет привлечь для этого и тем большую зарплату придётся пообещать
каждому следующему романтичному японцу, от-