Рефераты. Методика построения системы менеджмента качества коммерческого банка по стандартам серии ISO 9000 и ее практическое применение

В рамках системы менеджмента качества Банка необходимо построить систему процессного управления Банком. То есть идентифицировать бизнес-процессы (построить дерево процессов), назначить владельцев процессов, сделать графические детальные описания (модели) и регламенты (стандарты) бизнес-процессов.

Выполнение данного этапа подробно описывается в [2].

Существует большое количество методологий и подходов к описанию бизнес-процессов, поэтому данная работа не должная вызывать затруднений.

В части управления процессами Стандарты ISO 9000 содержат следующее обязательное требование.

«Организация должна:

a) определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их

применение в организации (см. п.1.2);

b) определить последовательность осуществления и взаимодействие этих процессов;

c) определить критерии и методы, гарантирующие эффективное выполнение этих

процессов и управление ими;

d) гарантировать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания

функционирования и мониторинга этих процессов;

e) осуществлять мониторинг, измерять и анализировать эти процессы;

f) осуществлять действия, необходимые для достижения запланированных результатов и

постоянного улучшения этих процессов.

Организация должна управлять этими процессами в соответствии с требованиями

настоящего международного стандарта». [4]

Перечень (количество) описываемых бизнес-процессов (областей деятельности) зависит от решения руководства Банка и результатов Этапа 1.1. «Оценочный аудит СМК Банка». В зависимости от выбранных к описанию (формализации) областей деятельности в Сертификате соответствия ISO 9000 будут ставиться соответствующие отметки.

В первую очередь следует описывать бизнес-процессы:

§         для которых выявлено большое количество несоответствий ISO 9000;

§         которые имеют высокую проблемность и / или важность;

§         которые регламентированы большим количеством нормативных документов;

§         которые не формализованы, но часто выполняются;

§         которые проходят через большое количество подразделений Банка (сквозные процессы).

Стандарт ISO 9000 дает следующую рекомендацию.

«В процессы системы менеджмента качества с учетом перечисленного выше рекомендуется включать процессы, необходимые для деятельности руководства, обеспечения ресурсами, производства продукции и проведения измерений… Организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для производства продукции». [4] То есть в идеале следует описать все продуктовые банковские процессы, а также часть внутренних процессов, которые значительно влияют на обеспечение ресурсами и реализацию продуктов / услуг банка.

В любом случае необходимо разработать 6 обязательных процедур СМК, требуемых стандартом ISO 9000. Это:

-        управление документацией (см. [4] – Раздел «4.2.3. Управление документацией»);

-        управление записями (см. [4] – Раздел «4.2.4. Управление записями»);

-        внутренние аудиты (см. [4] – Раздел «8.2.2. Внутренний аудит»);

-        управление несоответствующей продукцией (см. [4] – Раздел «8.3. Управление несоответствующей продукцией»);

-        корректирующие действия (см. [4] – Раздел «8.5.2. Корректирующие действия»);

-        предупреждающие действия (см. [4] – Раздел «8.5.3. Предупреждающие действия»).

Поскольку данные процедуры по своей сути схожи в различных Банках, то рекомендуется использовать типовые описания с последующей доработкой под специфику Банка.

Помимо 6 обязательных процедур в стандарте ISO 9000 есть указания на разработку других процедур и мероприятий.

«Организация должна определить и внедрить эффективные мероприятия по взаимодействию с потребителями по вопросам, касающимся:

a) информации о продукции;

b) обращения с заявками, контрактами и договорами, а также с изменениями к ним;

c) обратной связи с потребителем, включая жалобы потребителя…

Организация должна вести мониторинг информации об удовлетворенности и/или

неудовлетворенности потребителя соответствием его требованиям, как об одном из

показателей функционирования системы менеджмента качества. Необходимо

определить методы получения и использования такой информации». [4]

В данном случае имеется ввиду бизнес-процесс «Управление маркетингом», который включает в себя: проведение рекламных компаний, проведение маркетинговых исследований и определение потребностей клиентов банка, обработка претензий, обратная связь и оценка удовлетворенности клиентов.

В рамках СМК для каждого бизнес-процесса устанавливаются требования к выходам и реализации самого бизнес-процесса. Это могут быть требования потребителей, законодательные требования,  различные документы с условиями и правилами, безопасность, стоимость. Более подробно о том, какие бывают виды и примеры требований – см. Раздел «Стандарты качества банковской деятельности от Ассоциации Российских Банков (АРБ)».

Особое внимание следует уделить разработке требований к продуктовым (основным) бизнес-процессам Банка и соответствующим продуктам / услугам, так как стандарт содержит следующее обязательное требование.

«Организация должна установить:

a) требования к продукции, определенные потребителем, включая требования к доставке

и послепродажному обслуживанию;

b) требования, не определенные потребителем, но необходимые для использования в

заданных или предполагаемых целях, если о таковых известно;

c) законодательные и нормативные требования, относящиеся к продукции;

d) любые дополнительные требования, определенные Организацией». [4]

В заключении отметим, что на данном этапе описываются не только бизнес-процессы, но разрабатываются другие необходимые бизнес-модели Банка (организационная структура, документооборот, системная архитектура и др.).

Довольно часто описания бизнес-процессов разрабатываются параллельно с показателями, поэтому нельзя говорить о четкой последовательности выполнения этапов 2.1. и 2.2.

Результат этапа:

- Бизнес-процессы Банка (модели)

- Обязательные процедуры СМК


2.3. Разработка регламентов и инструкций

В соответствии с требованиями Стандартов ISO 9000, Банк должен разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии документы, позволяющие эффективно управлять процессами и деятельностью Банка в целом. Данные документы должны быть доведены до конченых исполнителей (сотрудников). Внутренняя нормативная документация включает в себя: регламенты (стандарты) бизнес-процессов, положения о подразделениях, должностные инструкции, другие положения и порядки. Важно, чтобы вся нормативная документация была взаимосвязана, т.е. должностные инструкции и положения о подразделениях должны стоиться на основе бизнес-процессов. Таким образом, в каждой должностной инструкции можно проследить, в каких бизнес-процессах участвует данный сотрудник и за какие показатели качества отвечает.

Все нормативные документы в СМК следует разрабатывать на базе единых форм (шаблонов), которые утверждаются в начале проекта. Примеры нормативных документов и форм документов СМК доступны в [1].

Не должно быть и тотальной регламентации Банка, потому что это влечет за собой дополнительные расходы на актуализацию документации и может быть негативно воспринято персоналом.

Выполнение данного этапа подробно описывается в [2].

Результат этапа:

- Регламенты процессов, стандарты.

- Рабочие инструкции.



2.4. Разработка общей документации СМК

На данном этапе необходимо подготовить 2 ключевых документа СМК: политика в области качества, руководство по качеству. В некоторых банках встречается, что они сводятся в один документ. Данный этап может выполняться параллельно с этапами 2.1. и 2.2. Однако получение результатов данного этапа возможно только после завершения основной части работ этапов 2.1. и 2.2.

В Политику в области качества и Руководство по качеству включаются разработанные ранее соответственно цели и показатели (в области качества, СМК), бизнес-процессы Банка (модели).

«Политика и цели в области качества устанавливаются, чтобы служить ориентиром для организации. Они определяют желаемые результаты и способствуют применению организацией своих ресурсов для достижения этих результатов. Политика в области качества обеспечивает основу для разработки и анализа целей в области качества. Цели в области качества должны быть согласованы с политикой в области качества и приверженностью к постоянному улучшению, а их достижимость должна быть измеряемой. Достижение целей в области качества может оказывать положительное влияние на качество продукции, результативность работы и финансовые показатели и, тем самым, на удовлетворенность заинтересованных сторон и их доверие». [3]

«Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии Руководство по  качеству, которое должно включать:

а) область применения системы менеджмента качества, включая подробное описание и

обоснование любых исключений;

б) документированные процедуры, установленные в системе менеджмента качества

или ссылки на них;

в) описание взаимодействия процессов, включенных в систему менеджмента качества». [4]

Руководство по качеству может также включать:

– Описание Банка;

– Политику в области качества и общие цели по качеству;

– Оргструктуру Банка;

– Ответственность и полномочия должностных лиц в рамках СМК;

– Краткое описание подхода к обеспечению соответствия стандарту и иным требованиям.

Руководство по качеству имеет определенное предназначение и задачи:

– Описание СМК Банка и ее построения;

– Основа для аудитов;

– Обеспечение неизменности системообразующих факторов и требований СМК при изменениях в Банке;

– Снижение сроков обучения персонала Банка;

– Подтверждение соответствия Стандартам ISO 9000;

– Подготовка к сертификации.

Результат этапа:

- Политика в области качества.

- Руководство по качеству.


2.5. Ознакомление персонала

Для того чтобы приступить к проведению внутренних аудитов СМК, необходимо чтобы СМК начала функционировать. Для этого все сделанные разработки и документация по ISO 9000 доводятся до сотрудников Банка. Каждый сотрудник Банка должен обладать всей информацией, необходимой для выполнения своих обязанностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.