┌───────────────┐
┌───────────────┤ Учет ├─────────────┐
│ └───────┬───────┘ │
\│/ \│/ \│/
┌─────┴────┐ ┌──────┴──────┐ ┌──────┴───────┐
│Социальный│ ┌───┤Хозяйственный├───┐ │ Экологический│
└──────────┘ │ └──────┬──────┘ │ └──────────────┘
┌────────┘ │ └─────┐
┌────────────┴┐ ┌───────┴──────┐ ┌─┴────────────┐
│Бухгалтерский├──┐ │Статистический│ │ Оперативный │
└─────┬───┬──┬┘ │ └──────────────┘ └──────────────┘
│ │ │ └─────────────────────────────────────┐
│ │ └─────────────────────────────┐ │
│ └─────────────────┐ │ │
\│/ \│/ \│/ \│/
┌──┴──────────┐ ┌───────┴──────┐ ┌────┴────┐ ┌───┴─────┐
│ Финансовый │ │Управленческий│ │Налоговый│ │Бюджетный│
└──┬───────┬──┘ └──────────┬───┘ └──────┬──┘ └─────┬───┘
│ └──────┐ /│\ /│\ │
\│/ \│/ └─────────┐ │ │
┌────┴───────┐ ┌───┴──────┐ │ │ │
│Коммерческий│ │Банковский│ │ │ │
└────┬───────┘ └───┬──────┘ │ │ │
\│/ \│/ │ │ \│/
┌─────┴───────┐ ┌───┴──────────────┐ │ │ ┌──────┴─────┐
│Предприятия и│ │Коммерческие банки│ │ │ │ Бюджетные │
│ организации │ │и другие кредитные│ │ │ │ учреждения │
└─────┬───────┘ │ организации │ │ │ └───────┬────┘
│ └──────┬───────────┘ │ │ │
\│/ \│/ │ │<───────────┘
└─────────────────┴────────────────┴───┘
Рис. 2. Место бюджетного учета в хозяйственном учете
Рассматривая современные публикации, в которых указывается понятие "бюджетный учет", можно сделать следующий вывод: одни авторы (такие как О.А. Колеватова, В.П. Харьков, А.А. Хорошев) дублируют Инструкции по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях (N 70н; N 25н); другие (например, А.Н. Белов, Л.П. Воробьева) приводят оригинальные трактовки. Так, А.Н. Белов указывает, что "бухгалтерский учет исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений называется бюджетным учетом" [1, с. 12]. У Л.П. Воробьевой дается следующее понятие: "Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о государственных и муниципальных финансовых и нефинансовых активах, обязательствах и их движении в процессе исполнения бюджета и внебюджетной деятельности" [2, с. 8].
На мой взгляд, развернутое определение бюджетного учета должно быть таким. Бюджетный учет как составная часть бухгалтерского учета представляет собой систему сбора и регистрации информации в денежном выражении о состоянии и движении активов и пассивов органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений посредством сплошного непрерывного документального учета всех операций и служит источником для составления бюджетной отчетности, проведения анализа и принятия управленческих решений.
Основное бухгалтерское уравнение в бюджетных учреждениях по аналогии с коммерческими организациями можно представить следующим образом:
ФА + НФА = О + ФР,
где ФА - финансовые активы;
НФА - нефинансовые активы;
О - обязательства;
ФР - финансовый результат.
Левая сторона уравнения представляет собой актив, правая - пассив. Здесь возникают как минимум 2 вопроса:
1. Где в уравнении капитал собственника?
2. Каким образом у бюджетного учреждения может быть сформирован финансовый результат?
С моей точки зрения пассив баланса бюджетного учреждения должен быть точно таким же, как у коммерческих организаций, т.е. содержать капитал собственника и финансовые обязательства. Следовательно, основное бухгалтерское уравнение бюджетных учреждений должно иметь такой вид:
ФА + НФА = К + О,
где К - капитал собственника (государства).
По поводу ответа на 2-й вопрос можно сказать следующее. У бюджетного учреждения имеет место результат финансирования: профицит или дефицит. При этом профицит надо трактовать как неиспользованные бюджетные ассигнования (экономия), а дефицит - как недостаток финансирования. Профицит (дефицит) надо отражать в разделе "Капитал и резервы" по аналогии с балансом коммерческих организаций.
Следующей проблемой является отражение в учете лесхозами непроизводственных активов. Здесь, по-моему, необходимо отражать такие объекты, как земля, лес на корню, биологические ресурсы леса (в основном растительного происхождения - грибы, орехи, ягоды и т.д.). Стоимостная оценка указанных ресурсов является весьма трудоемкой и сложной, но решаемой задачей. И если она будет достигнута, то государство будет четко знать, какие ресурсы находятся в распоряжении конкретного лесхоза.
В целом современные лесхозы, выполняя производственные функции, диссонируют с остальными бюджетными учреждениями, которые таких функций не выполняют. Поэтому целесообразно лесхозы перевести на коммерческий План счетов для более полного отражения операций, связанных с их производственно-хозяйственной деятельностью, а учреждения управления лесным хозяйством оставить на бюджетном Плане счетов. Это позволит в низовых звеньях существенно облегчить учетную и аналитическую работу.
Таким образом, можно констатировать, что проблем в реформировании лесного хозяйства и учета его деятельности достаточно много и их необходимо решать в ближайшем будущем.
Литература
1. Белов А.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2005. 512 с.
2. Воробьева Л.П. Бухгалтерский и налоговый учет в бюджетных учреждениях: практ. пособие. - М.: МГИУ, 2003. 312 с.
3. Колеватова О.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. - М.: Бух. учет, 2005. 304 с.
4. Харьков В.П., Хорошев А.А. Бюджетный учет в современных условиях. - М.: Финансы и статистика, 2005. 208 с.
5. Обливион М.В. Принципы ролевой игры -М.: Новые компьютерные игры, 2006. 11-12 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7