|
Если попытаться составить балансовое уравнение для бюджетного учреждения, то исходя из вышеизложенного оно будет иметь следующий вид:
3А = О + ФР,
где ФР - финансовый результат.
Следствием этого является несбалансированность активов и пассивов бюджетных учреждений, т.е. фактически имущество не соответствует источникам их образования. Причиной этого является, прежде всего, отсутствие в балансе капитала собственника (государства). Следующая причина заключается в формировании финансового результата бюджетным учреждением (разд. IV баланса). Согласно п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 24.03.2000, с изм. от 23.08.2000), в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения. А в п. 79 того же Положения указано, что прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат. В ПБУ 12/2000 "Информация о сегментах" в п. 5 зафиксировано, что информация о финансовом результате сегмента - это информация о разнице между выручкой (доходами) и расходами сегмента. Следовательно, можно констатировать, что для коммерческой организации финансовый результат - это прибыль или убыток, для некоммерческой организации (в том числе бюджетного учреждения) финансовый результат - это разница между доходами и расходами. Но, когда речь идет о бюджетном учреждении, превышение доходов над расходами нельзя назвать прибылью, а превышение расходов над доходами - убытком. В первом случае имеет место или экономия по расходам, или поступление дополнительных доходов, а во втором - недостаток финансирования. Поэтому, по нашему мнению, в данном случае целесообразно и уместно назвать разницу между доходами и расходами бюджетного учреждения результатом финансирования, положительную разницу (доходы больше расходов) - профицитом финансирования, отрицательную разницу (доходы меньше расходов) - дефицитом финансирования. При этом профицит должен отражаться в пассиве баланса (по аналогии с нераспределенной прибылью коммерческих организаций), дефицит - в активе баланса (по аналогии с непокрытым убытком). Основное балансовое уравнение для бюджетного учреждения должно быть таким же, как для коммерческих и некоммерческих организаций:
А = К + О,
где К - капитал собственника (государства).
Таким образом, метод бюджетного учета должен включать следующие приемы и способы: документацию, инвентаризацию, оценку, бюджетирование, систему счетов, двойную запись, баланс, отчетность.
О некоторых проблемах бюджетного учета в лесном хозяйстве
В настоящее время государственное управление и контроль в области исследования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов непосредственно осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации (Рослесхоз), которому подчиняется 1759 лесхозов (рис. 1). В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ лесной фонд включает лесные и нелесные земли (земли, покрытые и не покрытые лесной растительностью), за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, и является федеральной собственностью.
┌──────────────────────────┐
│ Президент РФ │
└─────────────┬────────────┘
\│/
┌─────────────┴────────────┐
│ Правительство РФ │
└─────────────┬────────────┘
\│/
┌─────────────┴────────────┐
│ Министерство природных │
│ ресурсов РФ │
└─────────────┬────────────┘
\│/
┌─────────────┴────────────┐
│ Федеральное агентство │
│ лесного хозяйства │
│ (Рослесхоз) │
└─────────────┬────────────┘
\│/
┌─────────────┴────────────┐
│ Территориальные агентства│
│ лесного хозяйства (АЛХ) │
└─────────────┬────────────┘
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.