Очевидно, что такой способ корректировки обеспечивает выполнение двух условий:
1) Нч = ΣНчфi
2) Для любых двух управленческих функций i и j сохраняется пропорциональность нормативов численностей
Нчфi / Нчфj = Нкчфi / Нкчфj
34. Организационные нормативы: нормативы централизации и нормы управляемости
Нормативы (коэффициенты) централизации являются относительными показателями. Различают общий норматив централизации и нормативы централизации по отдельным функциям управления.
Общий норматив централизации ( Кц ) показывает рациональную долю управленческого персонала в общей численности работающих на предприятии:
Кц — управленцы / работающие = управленцы / рабочие + управленцы .
Зная Кц и общую численность работающих или рабочих, можно определить рациональное число управленцев, и не зная норматива общей численности управленческого персонала.
Норматив централизации по отдельной функции управления ( Кцфi ) есть рациональная доля численности работников управления по этой функции, занятых в аппарате управления (заводоуправлении), к их общей численности по этой функции на предприятии:
Кцфi = Уфiз / Уфiп - Уфiз / ( Уфiп + Уфiц )
Где Уфiп - численность работников по i-й функции управления на предприятии;
Уфiз - численность работников по i-й функции управления в аппарате управления предприятия;
Уфiц - численность работников по i-й функции управления в производственных подразделениях.
Норма управляемости определяет среднюю рациональную численность подчиненных, приходящихся на одного непосредственного руководителя.
Существенно различаются нормы управляемости для линейных руководителей высших и низшего (мастеров и бригадиров) уровней, а также для функциональных руководителей. Для первых нормы колеблются в пределах 3-8 чел. (в зависимости от отраслевой специализации и уровня управления). Нормы управляемости для линейных руководителей низшего уровня, как правило, не превосходят 30 чел. У функциональных руководителей нормы управляемости изменяются в пределах 6-12 чел.
Зная средние по предприятию нормы управляемости для линейных руководителей низшего и высших уровней управления, можно рассчитать количество уровней линейного руководства по формуле, полученной эмпирическим путем в НИИ труда:
P=Hун*C*(Hув)h-1,
где Р — общая численность работающих;
Нун — средняя по предприятию норма управляемости линейных руководителей низшего уровня;
Нув — средняя по предприятию норма управляемости линейных руководителей высших уровней;
h — количество уровней линейного руководства;
С — коэффициент сменности работы на предприятии.
Для функциональных руководителей НИИ труда рекомендует при определении числа уровней управления использовать следующую формулу:
Ифi = ( Нуфi ) hфi -1
где Ифi — число исполнителей по i-й функции управления;
Нуфi — норма управляемости по i-й функции управления;
hфi — число уровней управления по i-й функции управления.
35. Понятие о методах управления. Их классификация
Методы м-та явл-ся способами осуществления управленческой деят-ти
Разные м-ры используют различные м-ды м-та, исходя из собств.личных предпочтений. Методы опираются на закономерности – объективная основа методов. М-р д их знать
Классификация методов:
1. в зависимости от организационной формы
ü методы прямого воздействия
ü методы воздействия путем постановки задач
ü методы воздействия путем создания стимулирующей ситуации
Эта группа хар-ся тем, что рук-ль не т ставит задачу перед подчиненными, но и дает детальные инструкции по ее решению. Этот м-д следует применять при незнании подчиненного решения задач, либо при нехватке времени. В ост-х случаях исп-ся др-е группы методов
2. в зависимости от объективных законов:
ü эк-кие м-ды упр-я
ü социальные
ü психологические
ü правовые
36. Характеристика экономических методов управ-я
В основе лежат эк-кие з-ны: з-ны общие и локальные. Общий эк-кий м-д – планирование, 2-й – коммерческий расчет.
Планирование как метод воздействия – централизованное директивное распределение и перераспределение ограничен.ресурсов фирм (эк-кий з-н об ограничении ресурсов)
Коммерческий расчет – всякое мероприятие пр-ва оценивается путем сопоставления рез-та и затрат
Все плановые мероприятия д получать эк-кую оценку с позиций эк-кого расчета. Отд-е мероприятия в данном плановом мероприятии м б невыгодной, но сумма рез-тов и сумма затрат д б положительная
37. Хар-ка социальных методов управ-я
Базируется на законах управленческих поведений групп людей и отдельной личности. 3 группы социальных м-в упр-я:
1) м-ды упр-я организованными коллективами
2) соц-ми процессами внутри коллектива
3) отд-ной личностью
1) Каждая организованная группа хар-ся разл-ми значениями набора соц-х пар-ров: числ-ть коллектива, уровень образования, интелектуальный уровень, профес-й уровень и др. Большой и малой группой невозможно упр-ть одинаковыми м-дами: чем больше коллектив, тем больше значение приобретают средние хар-ки вышеуказанных пар-ров. Средние хар-ки лучше указ-т потенциальные возможности большого кол-ва.
М-ды упр-я: м-р д сделать осн-е содерж-е воздействия понятным, доходчивым, убедительным для каждого уровня подчиненных(ср-е образ-е, высшее). Чем меньше кол-в кот-м руководит м-р, тем больше знач-е приобретает индивид-е особенности кажд-й личности, в силу возрастания значимости отд-й личности в деят-ть фирмы. Меры воздействия на малую группу д б убедительными и ясными для каждого члена группы.
2) независимо от численности коллектива в силу соц-х основы ч-ка в любом колективе стихийно возникают различные соц-е процессы. Эти процессы оказ-т большое влияние на хоз-ю деят-ть. Следовательно у м-ров 2 задачи:
- постоянно знать процессы, их состояние, учитывать их в своей деят-ти
- воздействовать на эти процессы, направлять их в нужную сторону.
Чтобы определить состояние соц-х процессов необходимо знать неформальную стр-ру коллектива, носителей этих процессов: лидеров, кот-е явл-ся осн-ми возбудителями соц-х процессов, их надо перетянуть на свою сторону, тогда они будут использовать свой авторитет на те цели кот-е важны для м-ра.
3) Здесь следует учесть индивидуальные особености чел-ка, кот-е в нем воспитаны и развиты в течении жизни. Например, м-д личного примера, м-д создания ориентирующих личность целей, м-ды внушения и убеждения.
38. Хар-ка психологических методов управ-я
Это м-ды, кот-е опираются на з-ны психики. Каждый м-д имеет психологический аспект, он воздействует на психику чел-ка. Среди них наибольшее значение имеют: м-ды психологич-го побуждения, кот-е разбиваются на м-ды стимулирования и мотивирования.
Другую группу образуют псих-е м-ды выработки общ-ных колективных чувств, м-ды орг-ции общения.
Еще одну группу псих-х мотивов образ-т м-ды гуманизации труда. Они подразд-ся на м-ды улучшения условий труда и м-ды придания труду творческого хар-ра.
39. Хар-ка правовых методов управ-я
Эти м-ды базир-ся на юр-х з-нах, действующих в данном колективе.
1) правовые м-ды, кот-е вытекают из этих з-в и дейст-т на всей тер-рии данной страны и бывают в след-х 3 формах:
- наделения физ-х июр-х лиц опред-ми правами
- возложение на физ и юр лиц обязанностей
- в виде угрозы и применения мер принуждения, вплоть до уголовной ответ-ти
2) административно-правовые м-ды – они дейст-ют в рамках конкретной орг-ции и выступают в 2 разновидностях:
- в виде конкретных распоряжений отд лиц, н-р приказа
- в виде набора правил, кот-е носят более долговременный хар-р и больше общий, н-р инструкции
административные м-ды вкл-т также м-ды административного воздействия, наказания, н-р объявление выговора, снижение з/п.
Адм-е м-ды не д противоречить юр-м з-м и нормам и собственно правовым м-дам. Не соблюдение этого соответствия не т м привести к эк-ким потерям, но самое главное – теряется авторитет самого упр-я.
41. Мотивы и стимулы в м-те.
Мотив – внутренне осознанное или неосознанное побуждение, определяющее поведение чел-ка и направленное на удовлетворение его потребностей.
Стимул – внешнее обстоятельство, кот-е стремится стать внутренней побудительной силой, т е мотивом.
Антистимулы – мотивы, обстоятельства, кот-е мы не хотим получить.
Потребности – первопричина д-ти людей. Потребности – нужды ч-ка, особенностью кот-х явл-ся их объективная ограниченность с т зр удовлетворения. 3 группы потребностей:
1. физические
2. духовные (по Маслоу)
3. личностные
стимулирование – создание внешеих обст-в
мотивирование – воздействие на внутренний мир ч-ка, внедрение моральных устоев
В рамках др-й теории выд-ся 4 группы потребностей
1. принуждение(не будешь хорошо работать будешь наказан)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8