Рефераты. Лекции по менеджменту

Лекции по менеджменту

1.Понятие менеджмента, менеджера и управления.

Мен-т имеет 3 смысла:

1)       деят-ть

2)       сов-ть объектов

3)       научн. дисциплина

М-т – управление – это не совсем верно, т.к. управление шире термина м-т

Влюбом виде управления м. выделить след. эл-ты

-          управляющую систему

-          управляемую

-          связанную с управ-м воздействием

М-т1) в практике имеет более узкий смысл, - имеет управление в хоз-х организациях, ориентированных на получение коммерческих доходов или прибыли, на снижение затрат пр-ва и обращения, на расширение рынка и укрепл-е рын-х позиций, на сокращение рисков, связанных с хоз-ми опер-ями, трудовыми конфликтами и др-ми факторами.

М-т2) – сов-ть мен-ров в организации

М-т3) – научное направление, кот-е изучает зак-ти и принципы М. как деят-ти , ф-ции, структуры, методы, прогнозируют ее развитие, разрабатывают рекомендации по совершенств-ю

М-р – управляющий хоз-й организацией.

М-р – это наемный раб-к, кот-й по контракту с владельцами фирмы осуществляет управление фирмой, или отдельными ее частями, его матер-я заинтересованность и ответ-ть определ-ся как условие контракта, так и своеобразн.формами мотивиров-я и стимулирования (напр., наделением пакет. акций , продвижение по служебной лестнице и др.)

Управление – это процесс планирования , организации, мотивации, руководства и контроля, осуществляемый для того, чтобы не только достичь целей организации, но и сформулировать их


2. Инфраструктура менеджмента

-          это среда в кот-й приходиться функционировать м-рам

стр-ра:

1)       владельцы кап-ла, собственник.

Его цель – сохр-е и преумножение кап-ла. Интересы собст-ка не всегда совпадают с интересами мен-ра

2)       наемные раб-ки предприятия, рабочие

их интересы: - норм-е усл-я труда

-          постоянное место работы

-          удовлетворение работопотребности

-          проф-й рост, самовыражение

-          з/п

-          потребность в общежитие

3)       владельцы заемного кап-ла – дают кап-л фирме за определенный %

Заинтересованы в повышение %, а м-ры наоборот в снижение %

4)       поставщик

Заинтересован в высокой цене, выгодные условия поставки, объем поставки, долговременный хар-р взаимоотношений

5)       гос-во

Заинтересовано в повышении благосост-я своих граждан, в высокой конкурент-ти на м/н рынке, улучшении экологии своих стран

6)       гос-е, негос-е общ-е организации, кот-е решают задачи, способствуют хоз-й деят-ти, а с др стороны ее ограничивают.(брокерские конторы, торгово-промыш-е палаты, гринпис…)


3. Этика и культура м-та

Этика и мораль – свод неписанных правил, убеждений, кот-е определяют поведение его членов.

Основные правила м-та:

1)       по отношению к сотрудникам

-          д учитывать индив-е способности своих раб-ков и способствовать их раскрутки

-          д выступать гарантом прав своих сотрудников

-          д гарантировать справедливую оплату труда своих раб-в

2)       по отношению к партнерам

-          д признатьважность и законность интересов партнеров

-          доверительность в отношениях

3)       по отношению к собственнтку

-          учет его интересов и стремление их соблюдать

Совокупность правил, норм,утверждений считающихся эталонными в организации образуют культуру данной организации , культуру м-та

На культуру организации влияет внешний и внутренний факторы:

-          мировоззрение

-          эк-кие условия

-          верования и убеждения владельцев и м-ров орг-ции

-          соц-но – полит-е устройство в стране

-          эк-кие условия

Имидж фирмы позволяет получать большую эк-кую выгоду

4. Разделение труда и специализация в управлении. Появление управленческих функций

Ранее труд м-ров не выделялся как отд-й вид труда. С развитием организаций выд-ся труд управленцев как отдельный.  По мере усложнения деят-ти орг-ции труд управленца стан-ся наст-ко сложным, что одному чел-ку не справиться.

Управление в орг-ции – следствие разделения труда

-          с одной стороны, разделение работы на части и выполнение их по отдельности и разными людьми требует управления, согласования выполнения и по срокам, и по объемам, и по качеству

-          с другой стороны, при соответствующих масштабах пр-ва сам по себе труд по управ-ю становится весьма значительным по объему, из-за этого его невозможно совместить с пр-ным трудом и в рез-те он выделяется в самостоятельный род деят-ти









5. Функции управления и их классификация. Основные направления развития управленческих функций, их теоретическая и практическая значимость.

Функции управ-я – это множество управленч-х работ, имеющих общее содержание

Исторически первая классификация принадлежит Анри Файолю. А Файоль сформулировал утверждение, что управлять п/п – значит обеспечить правильное выполнение 6 функций

1)       Технической(ф-ция оперативного управления)

2)       Коммерческой (все операции снабжения и сбыта)

3)       Учетной(операци БУ, отчетности, статистика)

4)       Финансовой (аккумулирование и распределение ден. ср-в)

5)       Страховой (охрана имущества и лиц)

6)       Административной (распорядительство, координация, контроль, организация)

Первые 5 ф-ций выделены по объектам упр-я. Эти ф-ции назыв-ся – специальными, по ним осущ-ся специал-ция м-ра.

Файоль первый кто выд-л административную ф-цию: ее эл-ты – предвидение, организация, распорядительство, контроль и стимулирование. Эта общая ф-ция упр-я.

Возникнув, ф-ции упр-я продолжали развиваться и изменяться. Это развитие идет 2 путями:

1.        Общие и специальные ф-ции имееют тенденцию к дифференциации на подф-ции, кот-е становятся со временем самостоятельными

2.        Появление новых ф-ций, кот-х ранее не было ( напр административно-техническая ф-ция, осн-я задача – принятые реш-я др-х м-ров довести до исполнителей и обеспечить контроль за исполнением, ф-ция автоматизации упр-я, ф-ция маркетинга)

Теор. значимость ф-ции: - появление ф-ции упр-я есть упр-е закон-ти разделения труда. Без ф-ции упр-я невозможно построить с-му упр-я

6. Централизация и децентрализация м-та

Этим принципам соотв-т реальные процессы.

Централизация – это сосредоточение права принять решение на высших ур-нях упр-я

Децентрализация – это передача права решения с верхнего на низший ур-нь упр-я.

При децен-и к праву, отв-ть не передается, т.к. рук-ль , передавая право принятия реш-я, не м снять с себя отв-ть.

Децентрализация обладает след достоинствами :

-     упр-е более гибкое за счет приближения субъекта к объекту правл-я

-          применяемые реш-я стан-ся более эф-ми

-          в нижн-х ур-нях упр-я пробужд-ся положит-я мотивация

-          высвобождение времени у высшего рук-ва на реш-е недецентр-х вопросов

Недостатки:

-          возникновение  реальной опасности потери единства упр-я

-          затрудняется контроль даже за централ-но принимаемыми реш-ми

-          м-ры с большой осторожностью децентр-т свои права, чтобы не нести ответственности за неправ-е реш-я

-          некоторые звенья в цепи упр-я м стать лишними, и соотв-но рук-ли этих звеньев б препятствовать децент-ции

Вывод:

Нельзя абсолютизировать ни централизацию не децент-цию, н найти в каждой орг-ции свои наилучшие соотношения. Децент-я принимает форму делегирования полномочий:

-          м-р сам д решать, какие вопросы м б делегированы

-          подбор подчиненного с учетом его проф-х, деловых, личных, физич-х качеств и целевых установок.

7. Принципы делегирования полномочий руководителя подчиненным

Децент-я принимает форму делегирования полномочий:

-          м-р сам д решать, какие вопросы м б делегированы

-          подбор подчиненного с учетом его проф-х, деловых, личных, физич-х качеств и целевых установок.

Делегирование представляет собой передачу задач и полномочий , тот, кто принимает полномочия принимает ответственность за них.

Полномочия ограничены планами, правилами и устными распоряжениями.

Линейные полномочия - право использовать ресурсы организации для выполнения делегированных задач. Результатом линейных полномочий является цепь команд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.