4. Гарантии предоставляются на конкурсной основе. I критерий отбора - наличие положительного ЧДД (если раньше эффективность проекта оценивалась через рентабельность = отношение прибыли к затратам, то сейчас считается сумма платежей, налогов, взносов в бюджет, и в течение 1997-2005 сумма взносов в бюджет должна превысить затраты государства на проект, причем при расчете за каждый год будет производиться деление на коэффициент дефлятора(корректировка на инфляцию).
Естественно,не все заложенные в бюджете в позиции госдолга 50 трлн. будут выплачены как гарантии, реально - лишь 1-2 трлн, однако, эти средства должны вытянуть из частников большое количество инвестиций.
В процессе обсуждения бюджета был предложен еще один механизм стимулирования экономики - был предусмотрен бюджет развития(27 трлн.). Его значение - дополнительные инвестиции в различные проекты. Поскольку он устанавливается поверх основного бюджета, то источники для бюджета развития было найти сложно, поэтому использовались дополнительно мобилизуемые основные средства. 2 основных источника :
I. Связанные кредиты иностранных государств, банков - 15 трлн.
II. Выпуск внутренних займов.
Бюджет развития идет на прямые инвестиции государства на конкурсной основе, в основном в материальной сфере; предоставляются капвложения, связанные с санацией предприятий, кредитование экспортных предприятий, предоставление госгарантий.
Другой важный вопрос, связанный с расходами - создание нового механизма госзакупки товаров. До сих пор заключение контрактов производилось с произвольными поставщиками, поэтому в большинстве случаев цены были завышены. Чтобы положить этому конец, решили перейти на конкурентный отбор поставщиков по закупкам. Главный критерий отбора - приемлемое качество при низкой цене.
Другая важная проблема - сокращение расходов на ЖКХ, где дотации государства достигают 100 трлн. руб. Население покрывает 27% жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время назревает жилищно-коммунальная реформа, заключающаяся в исключении дотаций при сохранении субсидий малоимущим. Кроме того, для сокращения издержек ЖКХ предлагаются альтернативные формы обслуживания - конкуренция частных предприятий с государственными по оказанию коммунальных услуг.
Среди традиционных направлений сокращения расходов стоит отметить такие направления как затраты на ВПК и госаппарат.
Тема : Бюджетное устройство и бюджетный процесс.
1. Характеристика бюджетной системы России (самостоятельно).
2. Межбюджетное регулирование.
3. Бюджетный процесс.
2. Межбюджетное регулирование - предоставление финансовой помощи одним бюджетом другому в различных формах. Основные формы :
1) Дотации.
2) Субвенции
3) Бюджетные ссуды
4) Отчисления от регулирующих налогов и доходов
5) Трансферты.
1) - самая простая форма; для сбалансирования из вышестоящих бюджетов предоставляется сумма(абсолютная) средств. Эта форма самая несовершенная и порождает иждивенчество.
2) - целевая дотация бюджету для финансирования определенных мероприятий (USA,England). Это более прогрессивная форма, которая может предоставляться на долевых началах.
3) - предоставление средств на возвратной основе под небольшой процент.
4) - наиболее распространенная до последнего времени форма; когда с налогов, поступающих в вышестоящий бюджет, устанавливается определенный процент отчислений в соответствующий территориальный бюджет (раньше - налог с оборота). Этот способ стимулировал изыскание дополнительных средств для роста сбора налогов. Недостаток - % отчислений устанавливается виртуально, свой для каждого региона, отсюда стремление повысить %, а не искать средства.
5) Новый механизм - бюджетный федерализм, заимствованный у Германии, когда распределение средств производится при помощи трансфертов. Финансовая помощь предоставляется за счет специально создаваемого фонда финансовой поддержки регионов (внутри его - фонд для особо нуждающихся) - в эти фонды направляется 15% всех собираемых налогов и сборов, кроме таможенных пошлин.
Критерий отбора нуждающихся регионов - налоговый потенциал = сумма поступающих в бюджет данного региона налогов и сборов / количество жителей региона.
Характеризуя сумму поступающих в регионы налогов, это 25% НДС, региональный налог на прибыль - до 22%, весь подоходный налог с населения, 50% акцизов на алкогольную продукцию; 100% остальных акцизов, кроме акцизов на нефть, газ, бензин; часть платежей за природные ресурсы; транспортный налог; + региональные налоги (налог на имущество, лесной налог) = налоговый потенциал (берется он за базовый предыдущий год) - его сравнивают со средним налоговым потенциалом налогов в России, и выделяются трансферты, если этот показатель ниже среднего по России; размер трансфертов определяется пропорционально этой разнице. Если полученного трансферта не хватает, то регион имеет право на дополнительный трансферт.
Естественно, трансферты не отменяют остального регулирования ( например, Москва имеет высокий налоговый потенциал, но тем не менее получает субвенции).
Важное значение имеет бесперебойное поступление средств из регионов (оставляют часть средств у себя). При нарушении отдельными регионами правил уплаты налогов и сборов в бюджет предусмотрены санкции :
1) Приостановление финансирования из федерального бюджета программ и мероприятий, осуществляемых на территории региона (в т.ч. трансферты, субвенции).
2) Приостановление поставки продукции из централизованных государственных ресурсов.
3) Прекращение выдачи лицензий на экспорт предприятиям данного региона.
3. Бюджетный процесс - составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов различных уровней. Рассмотрим бюджетный процесс на примере федерального бюджета :
Проект федерального бюджета готовится Минфином РФ вместе с различными планами и прогнозами, обосновывающими проект бюджета. Проект Федерального бюджета передается в Правительство, после одобрения должен быть вынесен до 01.09 текущего года на рассмотрение Госдумой, что сопровождается выступлением Президента. Передаются также предварительные итоги социально-экономического развития на текущий год, прогноз на планируемый год, составляется отдельный документ “Основные направления бюджетной и налоговой политики”; прогноз сводного финансового баланса, прогноз консолидированного бюджета РФ, федеральные целевые программы, расчеты по отдельным разделам и статьям доходов и расходов Федерального бюджета; ряд других документов.
Одновременно вносятся в Госдуму на рассмотрение проекты законов о бюджетах Государственных внебюджетных фондов. Если требуется внести изменения в законы о взимании налогов - то предоставляются проекты изменений в налоговом законодательстве.
Сначала весь налог попадает в Комитет Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Комитет просматривает документы с точки зрения полноты и правильности оформления, и если есть замечания, то пакет может быть возвращен для уточнения и дополнения.
После положительного заключения Комитета, совет Госудмы утверждает комитеты, ответственные за рассмотрение отдельных разделов бюджета (комитет по обороне, социальной политике).
По 1 экземпляру закона попадает в Совет Федерации, комитеты Госдумы и другие органы, имеющие право законодательной инициативы.
До рассмотрения проекта Федерального бюджета в первом чтении должны быть приняты законы и поправки к ним о взимании налогов, страховых взносов.
Рассмотрение проекта Федерального бюджета проходит в 4 чтениях. В 1 чтении ( не позднее 45 дней после предоставления проекта Правительством) рассматриваются основные характеристики Федерального бюджета - 1) доходы федерального бюджета в разрезе группы статей бюджетной классификации; 2) распределение доходов между Федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации (по НДС, акцизам, подоходному налогу и т.д.; 3) размер бюджетного дефицита и источники его покрытия; 4) общий объем расходов бюджета.
Одновременно рассматривается проект бюджета в комитетах Госдумы. Все их заключения передаются в Комитет по бюджету ..., который затем передает материалы непосредственно в Госдуму.
В 1 чтении бюджет может быть отклонен в 3-х вариантах :
1. Передать бюджет в согласительную комиссию для уточнения ( в Комиссии - представители Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ).
2. Вернуть законопроект Правительству на доработку.
3. Поставить вопрос о доверии Правительству.
II чтение (в течение 15 дней со дня принятия в 1-ом чтении) - утверждаются расходы Федерального бюджета по разделам функциональной классификации. Бюджет может быть отклонен и передан в согласительную комиссию.
III чтение ( не позднее 25 дней после принятия второго) - расходы утверждаются по разделам функциональной классификации, по ведомственной классификации, федеральным целевым программам, программам государственных внешних заимствований и кредитов другим государствам; + перечень защищенных статей; поправки, изменения по каждой позиции расходной части бюджета, внесенные отраслевыми комитетами, Комитетом по Бюджету.
IV чтение - в течение 15 дней после принятия в третьем чтении. Производится окончательное решение вопроса с поправками, рассматривается поквартальное распределение доходов и расходов, ставится на голосование бюджет в целом.
После утверждения Госдумой - в течение 5 дней передается в Совет Федерации, после его одобрения - на подпись Президенту.
Лекция 18. 15.05.1997.
Если бюджет не утвержден до начала отчетного года, то финансирование ведется по объемам, аналогичным по разделам бюджета, сложившегося в IV кв. предыдущего года.
Исполнение бюджета.
Исполнение бюджета происходит в строгом соответствии с законом о бюджете, но в процессе исполнения могут возникнуть ситуации, когда нужно вносить корректировки :
1) Если сверхплановые доходы - то дополнительные бюджетные поступления распределяются Минфином в соответствии с решениями Правительства РФ, т.е. это деньги, которые тратит Правительство без необходимости согласования с Парламентом.
2) Доходы меньше запланированных - возникает болезненная ситуация, связанная с необходимостью сокращения бюджетных расходов. В настоящее время сокращение расходов производится при помощи механизма секвестров. Секвестр предполагает пропорциональное сокращение расходов бюджета, кроме защищенных статей. Здесь следует отметить 2 ключевых момента : 1. Пропорциональность сокращения (отражается в законодательстве о бюджетном процессе => невозможно лоббирование министерствами размера сокращения), хотя при секвестировании у нас в стране - произошло сокращение расходов в I квартале по одним позициям - на 50%, а по другим - на 30%. 2. Есть перечень защищенных статей. не подлежащих секвестированию, который устанавливается ежегодно при принятии Федерального бюджета. Так, в этом году : зарплата в бюджетных организациях и начисления на нее; стипендии, госпособия, выплачиваемые из бюджета; питание и приобретение медикаментов в сфере здравоохранения, для нужд детсадов, интернатов;погашение внутреннего долга в части выплат населению; расходы бюджета развития.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15