Рефераты. Лекции по Финансам

3.    В основном - перераспределительный инструмент (финансы  - и на 1 и на 2 стадии), хотя встречается и на 1 стадии (предприятие платит из выручки косвенные налоги).

Роль бюджета.

Он обслуживает все основные функции государства :

-      экономическая (обеспечивает финансирование важнейших НХ объектов - предприятия и производства на субсидировании, имеющие большое НХ значение). Вот многом роль определяется конкретной экономической ситуацией (например, банковский кризис в Южной Корее, когда крупнейшим неплатежеспособным банкам было решено выделить $7 млрд; США в годы WWII - нужно увеличение выпуска военной продукции - были госкапвложения, возведение засчет госинъекции атомной промышленности; иной пример - индустриализация).

-      важный инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения ресурсов. С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а субсидируются другие и во многих странах мира бюджет - главный инструмент поддержки развития слабых районов - сильное межтерриториальное распределение );

-      социальная (государство обеспечивает бесплатное образование, лечение  - частичное или полное финансирование из бюджета). Даже сейчас при сокращении расходов, бюджет - главный инструмент поддержки малоимущих граждан, через подоходный налог идет выравнивание населения. В западных странах доля социальных расходов (здравоохранение , образование, помощь малоимущим)- почти 60% от бюджета  - США. Т.е бюджет - главный рычаг выравнивания в социальном смысле, чтобы не допустить в стране социальных конфликтов);

-      политическая (финансирование армии, правоохранительных органов). До середины XIX века военные расходы были основным элементом расходов (XVIII век - Россия - 90%). Сейчас отходит на второй план,т.к. есть более важные направления;

-      НТП (финансирование фундаментальных наук, государственных научно-технических проектов);

-      финансирование госорганов власти.

Наиболее яркий показатель роли бюджета - отношение доходов (расходов( госбюджета к величине ВВП. Есть мнение, что расходы лучше, т.к. именно они, а не заниженный доход определяют степень участия в распределительном процессе.

Этот показатель в настоящее время имеет тенденцию к возрастанию (Германия - 1972 г - 24%, сейчас - 29%). Это связано с повышением роли(доли) государства в распределительном процессе, хотя и при господстве рыночной экономики. В России этот показатель - 39! (650 трлн. /1659 трлн.), США - 36%. В Нидерландах же в 1989 году только по центральным органам власти - 54 %. Однако, эти расчеты очень сомнительны, т.к. по данным Госкомстата 28% от ВВП идет на накопление, а это обновление основных и оборотных фондов).

Чрезмерная централизация - тоже негативная черта, т.к. давятся стимулы к развитию производства. В то время как рост процента на Западе означает рост их благосостояния, у нас чрезмерная централизация может дать обратный ход. В дополнение рекомендуется смотреть учебник.

2.  Доходы госбюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетных фондов.

Форма проявления этих отношений - различные виды платежей, а их материально-вещественное воплощение - денежные средства, поступающие государству от субъектов ЭО. Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы :

·     налоги и другие обязательные платежи;

·     прочие доходы.

90 % всех доходов госбюджета составляют налоговые поступления, кроме того, 5% - неналоговые поступления, 5% - целевые бюджетные фонды (Дорожный). Таким образом налоги - 95%, не учитывая госкредиты для баланса расходной и доходной частей.

В настоящее время в России - все обязательные поступления - налоги, а в Советское время - большая часть доходов - неналоговые обязательные платежи. Разница заключается в том, что налог - обязательный платеж, размер и условия взимания которого определены законом. Т.е. для всех налогоплательщиков устанавливаются единообразные условия, именно поэтому они используются в рыночной экономике.

В Советское время - существовала плата за производственные фонды, отчисления от прибыли - все ставки и условия определялись не законом, а существовали определенные ведомства для подчиненных предприятий. Не было заинтересованности в повышении эффективности производства. Это было разрушено в 1991 году, и с 1992 года появились налоги. Они ,естественно, существовали и раньше - для физических лиц и колхозов, а госпредприятия считались собственностью государства - наши! Сейчас это действует в системе ЦБ.

Налоги - также мощный социальный фактор (например, волнения в США - XVIII век, когда  Английский Парламент  решил ввести гербовый сбор - типа госпошлины, т.е. сбор за постановку печати. Этот налог вызвал возмущение в североамериканских колониях из-за нежелания платить налог, да и вообще. - зачем им англичане).

Налоги требуют научного подхода к их установлению. Первые научные принципы налогов определил А.Смит, который сформулировал 4 принципа :

1)    Понятность условий взимания налогов.

2)    Взиматься должны в сроки, удобные для налогоплательщика.

3)    Пропорциональность налога доходам.

4)    Должны взыматься с минимальными издержками.

Совокупность взимаемых налогов образуют налоговую систему, которая должна отвечать следующим принципам и требованиям :

I.     Регулярность и полнота поступления средств в бюджет.

II.   Одинаковые(по возможности) для всех плательщиков условия налогообложения.

III. Должен быть оптимальный состав налоговых льгот.

IV. Однократность обложения (1 объект облагается 1 налогом только 1 раз).

V.    Стабильность, устойчивость налоговой системы и условий взимания.

VI. Четкое разделение по уровням госуправления.

В настоящее время действует множество налогов, которые можно подразделить на :

¨    прямые (устанавливаются на доход или имущество налогоплательщика);

¨    косвенные ( в виде надбавки в цену товара  и уплачивается потребителем).

Есть ряд мнений о разумных пропорциях этих налогов. Одно из них заключается в том, что не существует разумных пропорций, т.к. есть мировая практика применения в развитых странах и только прямых налогов, и где косвенные составляют 50%(США).

В Западной Европе - крупнейший налоговый источник - НДС. Однако, косвенные взимать легче(преимущество). Недостаток - меньше учитывают финансово-хозяйственное положение налогоплательщика, при своей универсальности представляют тяжелый налоговый пресс, однако, если как в акцизах - дифференцированная ставка, то оно явно смягчается. Кроме того, это тяжкое бремя для населения.


Лекция 14.


Совокупность применяемых в стране налогов образуют налоговую систему. В настоящее время она включает в себя федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги. Общее количество налогов приближается к 50. Деление обусловлено тем, кто взимает эти налоги, а направляться они могут в разные места.

Наиболее крупные федеральные налоги :

*     НДС

*     акцизы

*     таможенные пошлины

*     налог на прибыль предприятий и организаций

*      подоходный налог с физических лиц

*     налоги в дорожные фонды ( на пользователей автодорог, на реализацию ГСМ, с владельцев автотранспортных средств)

*     отчисления на производство минерально-сырьевой базы(целевой бюджетный фонд)

*     платежи за пользование природными ресурсами

*     госпошлина

*     транспортный налог

*     сбор за пересылку, перевалку грузов и наливку нефти

*     сбор за отпускаемую э/энергию производственным предприятиям

Налоги субъектов федерации :

à      налог на имущество предприятий

à      лесной доход(налог)

à      плата за воду (промышленных предприятий)

à      сбор на нужды образовательных учреждений

à      сбор за регистрацию предприятий

Местные налоги (их больше 20) - но не значит, что все вводятся на данной территории :

¨    налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (не более 1,5% от объема реализации)

¨    земельный налог (в зависимости от владения землей)

¨    налог на имущество физических лиц (со строений, квартир) -до 0,1% от инвентарной стоимости

¨    целевой сбор на содержание милиции, благоустройство города, образование и другие цели (1% от ФОТ).

¨    налог на рекламу (до 5 % стоимости рекламных услуг)

¨    сбор за право торговли

¨    лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками

Прямые налоги подразделяются  на налоги на доходы(подоходный, налог на прибыль, на имущество, природные ресурсы) и прочие налоги и сборы.

Структура сбора : НДС и акцизы (косвенные) - 43%  Федерального бюджета; прямые налоги на имущество и доходы - 36%; налоги на имущество - 9%. Характерна очень высокая концентрация поступлений на несколько налогов.

Условия и порядок взимания НДС, акцизов, налога на прибыль и подоходного налога.

1. НДС. Появился во Франции в 50-е годы . У нас введен в 1991 году и заменил собой налог с продаж(оборота). Недостатком налога с оборота было то, что, являясь косвенным, он взымался с ограниченного круга товаров не первой жизненной потребности и походил на систему акцизов, облагаемая база - разница между розничной ценой и ценой реализации изготовителя. Отсюда неравные условия налогообложения - налогообложение автомобиля суммой в 2-3 раза больше его с/с. НДС же по фиксированным ставкам облагает всю продукцию, отсюда равномерное поступление средств в бюджет. Сумма оплачиваемого НДС определяется как разница между НДС, начисленным на реализованную продукцию (работы, услуги) и суммой НДС, начисленной на приобретенные материальные ценности. Плательщики налога на добавленную стоимость - только юридические лица; 20 % - основная ставка НДС (для ряда продовольственных и детских товаров - 10%). Не облагаются НДС внутризаводской оборот, экспортируемые товары, услуги городского пассажирского транспорта, квартплата, стоимость приватизированного имущества, операции по страхованию, кредитованию, депозитам, по р/с и текущим счетам, операции с ЦеБу, услуги в сфере образования, культуры, искусства, платные медицинские услуги, лекарства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.