Рефераты. Кризис российской экономики и пути его преодоления

Постоянный пересмотр финансовых, налоговых законов и при­нятие бюджетов в процессе их исполнения порождают нестабильность в обществе, препятствуют развитию экономики. Следует прекратить прак­тику "латания дыр" в законах. Вместо этого нужно перейти к комп­лексной разработке "пакетов" законодательных изменений. Совет Фе­дерации должен более активно участвовать в бюджетном процессе на его начальных стадиях, как это имеет место в Германии, Франции и других странах, где бюджет представляется сразу в две палаты.

Также необходимо создать благоприятную среду, как для пред­принимателей, так и для наемных работников, а также консолидиро­вать общество и "раскрепостить" его энергию. Федеральные и реги­ональные органы власти должны завершить формирование государ­ственных и частных институтов рыночной инфраструктуры, содей­ствовать их эффективному функционированию и координации дея­тельности. Права собственности подлежат четкому юридическому определению и практическому осуществлению, финансовые институ­ты нуждаются в строгом и эффективном государственном регулиро­вании, механизм налогообложения призван соблюдать принцип посильности налоговых обязательств.

Очень важно обеспечить эффективную правовую защиту госу­дарством частной собственности и бизнеса от вымогательства и рэ­кета со стороны криминальных структур.

Особого внимания требует внедрение современных методов бух­галтерского учета и аудита. Надо заставить участников рынка раскры­вать властям свои действительные расходы и доходы.

Еще одной задачей для государства должно стоять укрепление государственных служб, государственной ад­министрации различных уровней. Чтобы наладить селекцию чиновни­ков высокого ранга, учитывающую их опыт, профессионализм, добросо­вестность и честность, можно было бы создать назначаемую президен­том страны и утверждаемую парламентом постоянную Комиссию госу­дарственной службы. Она должна обладать авторитетом и существен­ной автономией в своих решениях и рекомендациях, в противном слу­чае ей не удастся добиться сокращения разбухших управленческих структур и ликвидации ненужных звеньев аппарата, применять вы­сокие стандарты отбора, продвижения по службе или освобождения чиновников от должности. Важно, чтобы на кадровые решения влияли не политические или идеологические соображения, не степень лояль­ности и преданности начальству, а деловые качества и честность.

Одна из главных предпосылок успешных рыночных преобра­зований - решительная борьба с преступностью и коррупцией. Для этого необходимы "прозрачность" деятельности властных струк­тур и ответственных чиновников, публичная отчетность о результа­тах их работы и реализации принятых решений, расширение возможностей и ответственности следственных и контрольных орга­нов, ужесточение санкций и наказаний за совершенные преступле­ния. Реформированная правоохранительная система обязана реши­тельно пресекать практику сокрытия и фальсификации реального финансового состояния, полученных частными и государственны­ми компаниями доходов, в том числе махинации управляющих по растаскиванию активов предприятий.

В макроэкономической области главные усилия надо направить на стимулирование экономического роста, и именно под этим углом зрения менять подходы к рыночным реформам. Экспансионистская макроэкономическая политика необходима, чтобы поднять уровень жизни населения, увеличить занятость и ослабить чрезмерную зависи­мость страны от экспорта топлива и сырья и импорта продовольствия, предметов потребления и других товаров, которые Россия в состоянии производить сама.

Следующим шагом в стабилизации положения в стране является активная промышленная политика. "Расчистка" балансов предприятий от взаимной просроченной за­долженности способная улучшить положение реального сектора экономики. Для увеличения инвестиций государство должно помочь развитию ипотечного кредитования, в том числе в жилищном секторе, и поощрять ускоренную амортизацию оборудования, субсиди­ровать процентные ставки по инвестиционным кредитам.

Особый акцент необходимо сделать на реализации эффективной промышленной или структурной политики государства, которая дол­жна определять приоритеты в развитии отраслей. При этом стратеги­ческим ориентиром нужно считать не столько модернизацию суще­ствующего производственного потенциала и сохранение достигнутых позиций в науке и технике, сколько переход к инновационному типу развития, к экономике, основанной на знаниях. То есть к ускоренному освоению базисных технологий новейшего технологического уклада, определяющих будущее глобальной экономики: информатики и био­технологий, электроники, авиакосмических технологий, производства новейших материалов, ядерной энергетики.

Для того чтобы проводить все предложенные реформы, необходима финансовая основа. Можно предложить ряд путей пополнения госу­дарственной казны, в частности, по линии налоговой реформы, валют­ного контроля, разумной политики внешних заимствований и догово­ренностей по реструктуризации нашей задолженности. Кроме того, це­лесообразно постепенно перемещать центр тяжести налоговой нагруз­ки с производственной деятельности и наемного труда на доходы от природной ренты, спекулятивной и посреднической деятельности.

Что касается приватизации как источника государственных дохо­дов, то ее проведение представляется оправданным лишь после ре­структуризации и финансового оздоровления предприятий. Нужно ан­нулировать продажу предприятий так называемым стратегическим инвесторам, если они не выполнили своих обязательств по инвестици­ям в приобретенное предприятие. Приватизацию следует проводить толь­ко тогда, когда она в долгосрочном плане улучшит финансовые пози­ции государства. Одна из главных причин финансового банкротства российского государства состоит в том, что оно в первую очередь прива­тизировало не убыточные, а наиболее прибыльные предприятия, слу­жившие источником крупных бюджетных доходов.

Что же касается социальной составляющей реформ, то только государство может обеспечить справедливое и общественное приемлемое распределение выгод от рыночной экономики. Важно улучшить моральный климат в обществе, укрепить уважение к ценно­стям демократии и социальной справедливости. Как минимум для этого нужны: реализация закона о прожиточном минимуме, устраня­ющего массовое обнищание населения; недопущение отставания по­вышения пенсий от темпов инфляции; увеличение государственных ассигнований на нужды образования, науки, здравоохранения, сферы общественных услуг; государственное регулирование цен и качества медицинских услуг и лекарств; организация снабжения основными видами продовольствия но пониженным ценам нуждающихся и др. Для финансирования этих программ понадобятся, помимо уже ска­занного, переход к прогрессивному налогообложению доходов, введе­ние ощутимого налога на обладающую повышенной рыночной стоимостью недвижимость, находящуюся в личном владении. Эти меры могут рассматриваться как условие уменьшения социальной дифференциации доходов и снижения социальной напряженности в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Со второй половины 1999г. Россия вступила в фазу экономического подъема. Этому способствовали исправления ошибок предыдущего курса социально-экономической политики, выработка  новых подходов.

Суть новой экономической политики состояла в повышении роли государства в регулировании экономических и социальных процессов, в ориентации на расширение совокупного спроса как решающего фактора экономического подъема, в обеспечении повышения доходов населения. Страна получила четкие ориентиры для того, чтобы вернуть свои позиции в экономики, укрепить основы гражданского общества, остановить растущую преступность.

Весьма характерно, что начало новой экономической политики получило и очень своеобразное признание. Осенью 2001 года Нобелевская премия по экономии была присуждена трем ведущим американским ученым – Д. Стиглицу, Д. Акерлофу и М. Спенсу. Они выступают за активное участие государства в регулировании экономики, в том числе рыночных отношений, и считают, что абсолютно свободное, стихийное развитие рынка создает неравные условия в экономики. Возникновение острых и нерегулируемых коллизий ведет к дестабилизации и кризисным потрясениям. Чтобы избежать этого, считают эти ученые, необходимо возрастание роли государства[11].

Наши эксперты свидетельствуют, что при всех ограничениях существует реальная возможность выйти в ближайшее 10-летие на среднегодовые темпы в 5-6% и достичь к 2010г. общего увеличения ВВП на 70-80%. На такой основе можно начать сокращение резко усилившегося отставания от развитых стран[12].

 

 

 

 

 

Библиографический список использованных источников

1.      Рязанов, Широкорада. Экономические реформы в России и Китае. – М, 2000г.

2.      Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М, 1997г.

3.      Ослунд А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России. – М, 1999г.

4.      Абалкин Л. Динамика и противоречия экономического роста//Экономист. – 2001г. - №12. – С. 3-10.

5.      Григорьев Л. В поисках пути к экономическому росту//Вопросы экономики. – 1998г. - №8. – С. 35-56.

6.      Дедова И., Кожевников Р. Государственная инновационная политика и ее финансовое обеспечение//Вопросы экономики. – 1998г. - №12. – С. 87-94.

7.      Денежно-кредитная политика-2000//Деньги и кредит. – 1999г. - №12. – С. 3-43.

8.      Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования//Финансы. – 1997г. - №4. – С. 22-24.

9.      Иванченко В. Россия: восходящие и нисходящие трансформации//Экономист. – 2002г. - №1. – С. 7-13.

10. Илларионов А. Как был организован российский финансовый кризис//Вопросы экономики. – 1998г. – №12. – С. 12-31.

11. Косыгина А., Ясин Е. Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С. 74-79.

12. Куликов В. Уроки кризиса и задачи экономической политики//Российский экономический журнал. – 1998г. - №10. – С. 10-19.

13. Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. – 2001г. - №4. – С. 12-22.

14. Львин Б. Об устройстве банковской и денежной системы//Вопросы экономики. – 1998г. - №10. – С. 18-34.

15. Львов Д. Экономика России: прорыв в XXI век//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С. 53-58.

16. Стародубровский В. К новому этапу экономических реформ//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С. 59-66.

17. Самсон  И. Придет ли Россия к рыночной экономике? Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований//Вопросы экономики. – 1998г. - №8. – С. 124-135.

18. Строев Е. Экономические реформы в России: взгляд на будущее//Вопросы экономики. – 2001г. - №6. – С. 4-14.

19. Турбанов А.В. Реструктуризация банковской системы: цели, инструменты, результаты//Банковское дело. - №8. – 2000г. – С. 8-12.

20. Френкель А.А. Прогноз социально-экономического развития России на 2000 год//Банковское дело. - №3. – 2000г. – С. 26-31.

21. Шмелев Н. Кризис внутри кризиса//Вопросы экономики. – 1998г. - №10.– С.4-18.

 

 


[1] Денежно-кредитная политика-2000//Деньги и кредит. – 1999 г. - №12. –  С.10.

[2] Денежно-кредитная политика-2000//Деньги и кредит. – 1999г. - №12. – С.11.

[3] Денежно-кредитная политика-2000//Деньги и кредит.  – 1999г. - №12. – С.12.

[4] Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. - 2001г. - №4. - С.12.

[5] Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. - 2001г. - №4. - С.13.

 

[6] Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. - 2001г. - №4. - С.15.

[7] Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. - 2001г. - №4. - С.15.

[8] Стародубровский В. К новому этапу экономических реформ//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С.61.

[9] Иванченко В. Россия: восходящие и нисходящие трансформации//Экономист. - 2002г. - №1. – С.7.

[10] Иванченко В. Россия: восходящие и нисходящие трансформации//Экономист. - 2002г. - №1. – С.8.

[11] Абалкин Л. Динамика и противоречия экономического роста//Экономист. – 2001г. - №12. – С.3.

[12] Старобудровский В. К новому этапу экономических реформ//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С.66.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.