Постоянный пересмотр финансовых, налоговых законов и принятие бюджетов в процессе их исполнения порождают нестабильность в обществе, препятствуют развитию экономики. Следует прекратить практику "латания дыр" в законах. Вместо этого нужно перейти к комплексной разработке "пакетов" законодательных изменений. Совет Федерации должен более активно участвовать в бюджетном процессе на его начальных стадиях, как это имеет место в Германии, Франции и других странах, где бюджет представляется сразу в две палаты.
Также необходимо создать благоприятную среду, как для предпринимателей, так и для наемных работников, а также консолидировать общество и "раскрепостить" его энергию. Федеральные и региональные органы власти должны завершить формирование государственных и частных институтов рыночной инфраструктуры, содействовать их эффективному функционированию и координации деятельности. Права собственности подлежат четкому юридическому определению и практическому осуществлению, финансовые институты нуждаются в строгом и эффективном государственном регулировании, механизм налогообложения призван соблюдать принцип посильности налоговых обязательств.
Очень важно обеспечить эффективную правовую защиту государством частной собственности и бизнеса от вымогательства и рэкета со стороны криминальных структур.
Особого внимания требует внедрение современных методов бухгалтерского учета и аудита. Надо заставить участников рынка раскрывать властям свои действительные расходы и доходы.
Еще одной задачей для государства должно стоять укрепление государственных служб, государственной администрации различных уровней. Чтобы наладить селекцию чиновников высокого ранга, учитывающую их опыт, профессионализм, добросовестность и честность, можно было бы создать назначаемую президентом страны и утверждаемую парламентом постоянную Комиссию государственной службы. Она должна обладать авторитетом и существенной автономией в своих решениях и рекомендациях, в противном случае ей не удастся добиться сокращения разбухших управленческих структур и ликвидации ненужных звеньев аппарата, применять высокие стандарты отбора, продвижения по службе или освобождения чиновников от должности. Важно, чтобы на кадровые решения влияли не политические или идеологические соображения, не степень лояльности и преданности начальству, а деловые качества и честность.
Одна из главных предпосылок успешных рыночных преобразований - решительная борьба с преступностью и коррупцией. Для этого необходимы "прозрачность" деятельности властных структур и ответственных чиновников, публичная отчетность о результатах их работы и реализации принятых решений, расширение возможностей и ответственности следственных и контрольных органов, ужесточение санкций и наказаний за совершенные преступления. Реформированная правоохранительная система обязана решительно пресекать практику сокрытия и фальсификации реального финансового состояния, полученных частными и государственными компаниями доходов, в том числе махинации управляющих по растаскиванию активов предприятий.
В макроэкономической области главные усилия надо направить на стимулирование экономического роста, и именно под этим углом зрения менять подходы к рыночным реформам. Экспансионистская макроэкономическая политика необходима, чтобы поднять уровень жизни населения, увеличить занятость и ослабить чрезмерную зависимость страны от экспорта топлива и сырья и импорта продовольствия, предметов потребления и других товаров, которые Россия в состоянии производить сама.
Следующим шагом в стабилизации положения в стране является активная промышленная политика. "Расчистка" балансов предприятий от взаимной просроченной задолженности способная улучшить положение реального сектора экономики. Для увеличения инвестиций государство должно помочь развитию ипотечного кредитования, в том числе в жилищном секторе, и поощрять ускоренную амортизацию оборудования, субсидировать процентные ставки по инвестиционным кредитам.
Особый акцент необходимо сделать на реализации эффективной промышленной или структурной политики государства, которая должна определять приоритеты в развитии отраслей. При этом стратегическим ориентиром нужно считать не столько модернизацию существующего производственного потенциала и сохранение достигнутых позиций в науке и технике, сколько переход к инновационному типу развития, к экономике, основанной на знаниях. То есть к ускоренному освоению базисных технологий новейшего технологического уклада, определяющих будущее глобальной экономики: информатики и биотехнологий, электроники, авиакосмических технологий, производства новейших материалов, ядерной энергетики.
Для того чтобы проводить все предложенные реформы, необходима финансовая основа. Можно предложить ряд путей пополнения государственной казны, в частности, по линии налоговой реформы, валютного контроля, разумной политики внешних заимствований и договоренностей по реструктуризации нашей задолженности. Кроме того, целесообразно постепенно перемещать центр тяжести налоговой нагрузки с производственной деятельности и наемного труда на доходы от природной ренты, спекулятивной и посреднической деятельности.
Что касается приватизации как источника государственных доходов, то ее проведение представляется оправданным лишь после реструктуризации и финансового оздоровления предприятий. Нужно аннулировать продажу предприятий так называемым стратегическим инвесторам, если они не выполнили своих обязательств по инвестициям в приобретенное предприятие. Приватизацию следует проводить только тогда, когда она в долгосрочном плане улучшит финансовые позиции государства. Одна из главных причин финансового банкротства российского государства состоит в том, что оно в первую очередь приватизировало не убыточные, а наиболее прибыльные предприятия, служившие источником крупных бюджетных доходов.
Что же касается социальной составляющей реформ, то только государство может обеспечить справедливое и общественное приемлемое распределение выгод от рыночной экономики. Важно улучшить моральный климат в обществе, укрепить уважение к ценностям демократии и социальной справедливости. Как минимум для этого нужны: реализация закона о прожиточном минимуме, устраняющего массовое обнищание населения; недопущение отставания повышения пенсий от темпов инфляции; увеличение государственных ассигнований на нужды образования, науки, здравоохранения, сферы общественных услуг; государственное регулирование цен и качества медицинских услуг и лекарств; организация снабжения основными видами продовольствия но пониженным ценам нуждающихся и др. Для финансирования этих программ понадобятся, помимо уже сказанного, переход к прогрессивному налогообложению доходов, введение ощутимого налога на обладающую повышенной рыночной стоимостью недвижимость, находящуюся в личном владении. Эти меры могут рассматриваться как условие уменьшения социальной дифференциации доходов и снижения социальной напряженности в обществе.
Заключение
Со второй половины 1999г. Россия вступила в фазу экономического подъема. Этому способствовали исправления ошибок предыдущего курса социально-экономической политики, выработка новых подходов.
Суть новой экономической политики состояла в повышении роли государства в регулировании экономических и социальных процессов, в ориентации на расширение совокупного спроса как решающего фактора экономического подъема, в обеспечении повышения доходов населения. Страна получила четкие ориентиры для того, чтобы вернуть свои позиции в экономики, укрепить основы гражданского общества, остановить растущую преступность.
Весьма характерно, что начало новой экономической политики получило и очень своеобразное признание. Осенью 2001 года Нобелевская премия по экономии была присуждена трем ведущим американским ученым – Д. Стиглицу, Д. Акерлофу и М. Спенсу. Они выступают за активное участие государства в регулировании экономики, в том числе рыночных отношений, и считают, что абсолютно свободное, стихийное развитие рынка создает неравные условия в экономики. Возникновение острых и нерегулируемых коллизий ведет к дестабилизации и кризисным потрясениям. Чтобы избежать этого, считают эти ученые, необходимо возрастание роли государства[11].
Наши эксперты свидетельствуют, что при всех ограничениях существует реальная возможность выйти в ближайшее 10-летие на среднегодовые темпы в 5-6% и достичь к 2010г. общего увеличения ВВП на 70-80%. На такой основе можно начать сокращение резко усилившегося отставания от развитых стран[12].
Библиографический список использованных источников
1. Рязанов, Широкорада. Экономические реформы в России и Китае. – М, 2000г.
2. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М, 1997г.
3. Ослунд А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России. – М, 1999г.
4. Абалкин Л. Динамика и противоречия экономического роста//Экономист. – 2001г. - №12. – С. 3-10.
5. Григорьев Л. В поисках пути к экономическому росту//Вопросы экономики. – 1998г. - №8. – С. 35-56.
6. Дедова И., Кожевников Р. Государственная инновационная политика и ее финансовое обеспечение//Вопросы экономики. – 1998г. - №12. – С. 87-94.
7. Денежно-кредитная политика-2000//Деньги и кредит. – 1999г. - №12. – С. 3-43.
8. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования//Финансы. – 1997г. - №4. – С. 22-24.
9. Иванченко В. Россия: восходящие и нисходящие трансформации//Экономист. – 2002г. - №1. – С. 7-13.
10. Илларионов А. Как был организован российский финансовый кризис//Вопросы экономики. – 1998г. – №12. – С. 12-31.
11. Косыгина А., Ясин Е. Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С. 74-79.
12. Куликов В. Уроки кризиса и задачи экономической политики//Российский экономический журнал. – 1998г. - №10. – С. 10-19.
13. Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. – 2001г. - №4. – С. 12-22.
14. Львин Б. Об устройстве банковской и денежной системы//Вопросы экономики. – 1998г. - №10. – С. 18-34.
15. Львов Д. Экономика России: прорыв в XXI век//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С. 53-58.
16. Стародубровский В. К новому этапу экономических реформ//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С. 59-66.
17. Самсон И. Придет ли Россия к рыночной экономике? Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований//Вопросы экономики. – 1998г. - №8. – С. 124-135.
18. Строев Е. Экономические реформы в России: взгляд на будущее//Вопросы экономики. – 2001г. - №6. – С. 4-14.
19. Турбанов А.В. Реструктуризация банковской системы: цели, инструменты, результаты//Банковское дело. - №8. – 2000г. – С. 8-12.
20. Френкель А.А. Прогноз социально-экономического развития России на 2000 год//Банковское дело. - №3. – 2000г. – С. 26-31.
21. Шмелев Н. Кризис внутри кризиса//Вопросы экономики. – 1998г. - №10.– С.4-18.
[1] Денежно-кредитная политика-2000//Деньги и кредит. – 1999 г. - №12. – С.10.
[2] Денежно-кредитная политика-2000//Деньги и кредит. – 1999г. - №12. – С.11.
[3] Денежно-кредитная политика-2000//Деньги и кредит. – 1999г. - №12. – С.12.
[4] Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. - 2001г. - №4. - С.12.
[5] Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. - 2001г. - №4. - С.13.
[6] Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. - 2001г. - №4. - С.15.
[7] Куранов Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики//Экономист. - 2001г. - №4. - С.15.
[8] Стародубровский В. К новому этапу экономических реформ//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С.61.
[9] Иванченко В. Россия: восходящие и нисходящие трансформации//Экономист. - 2002г. - №1. – С.7.
[10] Иванченко В. Россия: восходящие и нисходящие трансформации//Экономист. - 2002г. - №1. – С.8.
[11] Абалкин Л. Динамика и противоречия экономического роста//Экономист. – 2001г. - №12. – С.3.
[12] Старобудровский В. К новому этапу экономических реформ//Проблемы теории и практики управления. – 2001г. - №4. – С.66.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8