|
2. Рефинансирование банков.
Ставка рефинансирования – очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования.
Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) на графике отражают нестабильность российской экономики.
Диаграмма 1.1.1[2]
Как известно, повышение учетной ставки влечет за собой «удорожание» кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной политики.
В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов.
3. Валютные интервенции.
Доли успешных и провальных интервенций за период с января 1997 года по июль 2000 года отражены в диаграмме.
Диаграмма 1.1.2[3]
По результатам анализа можно сделать несколько выводов.
- До валютного кризиса августа 1998 года Центральный банк РФ был наиболее успешен в сглаживании колебаний валютного курса (в 78% случаев) и менее успешен в поддержании тенденций на рынке (47% случаев).
- После кризиса и введения плавающего курса общая эффективность валютных интервенций Банка России снизилась.
- По значениям третьего критерия можно сделать вывод, что в России не могут «перебороть» рынок и осуществить разворот тренда. С такой низкой эффективностью в периоды финансовых потрясений ЦБР не сможет исключительно силами одних интервенций противостоять валютному кризису.
§2. Отрицательная роль налоговой системы в России
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Современная налоговая система России строится на единых принципах, которые должны регулировать налогообложение на всей территории. К ним относятся: однократность обложения (один и тот же объект одного вида облагается налогом один раз за определенный законом период), строгий порядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот, точная классификация налогов, четкое распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня.
Эти объявленные принципы налогообложения в силу нестабильности экономики, слабо развитых рыночных отношений и недостаточной опытности налоговых служб соблюдаются в налоговой практике не в полной мере. Нарушена однократность обложения.
В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов, что приводит к росту расходов по их сбору и создает условия для уклонения от уплаты налогов. Таким образом, нужно отметить, что действующая налоговая система в РФ находится в стадии становления и имеет следующие недостатки:
- высокий уровень налогообложения предприятий;
- большое количество разнообразных налогов и их постоянное изменение;
- сложный порядок определения налогооблагаемой базы для большинства налогов;
- противоречивость и неясность некоторых статей налогового законодательства;
- значительный недобор налогов в результате уклонения от их уплаты;
- фискальный подход к налоговым проблемам и другие.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
§3. Результаты приватизации в России
Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной».
Приватизация в России проходила в два этапа: чековый и денежный. Первый этап приватизации в России обуславливался использованием приватизационных чеков, выданных всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости.
Сорок миллионов граждан России стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов. Но в ходе первого этапа приватизации не были решены задачи передачи предприятий в руки эффективных собственников, чековая приватизация не обеспечила заметного повышения эффективности производства. Поэтому главной целью денежного этапа приватизации (начало 1.06.94) стал переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных собственников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.