Развитие экономической ситуации в начале 2001г. тесно связано с ситуацией в декабре 2000г. В определенной мере оно явилось реакцией на экономическую, и в частности потребительскую, активность конца 2000г.
Так, за первый квартал по отношению к тому же периоду предыдущего года продукция базовых отраслей повысилась на 3,7%, промышленности – на 3,3%, транспорта – только на 0,7%, в том числе железнодорожного – на 2,3%. Сохранилось увеличение инвестиций в основной капитал (на 6,7%). Растет розничный товарооборот (на 8,2%), реальные располагаемые доходы населения повышаются медленнее (на 3,2%), реальная заработная плата возросла на 18,8%. Высоким остается индекс потребительских цен (7,1%)[8].
Но главной особенностью начала 2001г. стало ускорение инфляции. Основными факторами увеличения темпов роста цен стали:
v заметное увеличение денежной массы в конце 2000г;
v сезонный рост цен, связанный с декабрьскими выплатами населению;
v повышение цен и тарифов на отдельные виды продукции и услуг естественных монополий привело к росту цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства и услуги пассажирского транспорта;
v рост номинального курса доллара, который придал некоторый импульс повышению цен на импорт потребительских ресурсов.
Таким образом, в целом предварительные итоги начала 2001 года подтверждают, что придать экономике устойчивую динамику роста пока не удалось.
§3. Социальные последствия
Главное богатство любого государства - его человеческий потенциал, особый генофонд, который отличается необычной позитивной спецификой, именно он создаёт богатства и экономическую мощь государства. Роль населения как носителя интеллектуального потенциала многократно возрастёт в постиндустриальных странах, где именно интеллект нации становится основным движителем и определяющим фактором прогресса государства. Всякая потеря людских ресурсов России независимо от характера и конкретных причин, как в количественном, так и в качественном отношениях оказывается не только внутриполитической, но и геополитической проблемой. Эти потери дестабилизируют и ослабляют страну, становясь угрозой национальной безопасности и самого существования государства.
Реальная динамики социально-экономических показателей за последнее десятилетие XX в. не подтверждают выводов о том, что в стране произошла настоящая экономическая революция и не оставляет надежд даже на эволюцию сложившегося образа мышления (менталитета) россиян в пользу изменения общественной системы. В первые годы реформ до 60% населения (по данным опросов)[9] не видела в них позитивных социальных перспектив. В настоящее время эта часть населения России составляет около 45%. Этому содействует антисоциальная динамика дифференциации населения по уровню доходов, коэффициент которой (в разах) вырос с 8,0 в 1992г. до 13,9 в 1999г. При этом численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизилась незначительно (с 33,5 до 29,9% общей численности населения), а доля оплаты труда в общих денежных доходах снизилась с 69,9 до 36,0%[10].
Антисоциальные факторы откликнулись и тем, что естественный прирост населения 2,2 в расчете на 1000 человек населения в 1990г. к 1996г. сменился отрицательным показателем – 5,4 (а в 1960г. – он был на уровне 15,8). Резко возросла смертность от убийств (в 1995г. по сравнению с 1990г. – более чем в 2 раза – 45,1 тыс. человек и самоубийств – 60,9 тыс.).
Некоторые исследователи видят причину данного процесса в непродуманности реформ, осуществляемых без учета сложившегося образа жизни и мышления российского человека, его приспособленности к реальной государственно-общественной защищенности (работа, жилье, охрана здоровья, учеба, отдых и др.). Даже элементы уравнительности воспринимаются населением лучше, чем нарастание дифференциации по доходам.
Современный кризис общечеловеческих, социально-экономических, общественных, государственных отношений берет свое начало именно с деформации менталитета человека. Тенденция глобализации, нарастания диктата транснациональных корпораций, однополярного мира, господства информационных и фондово-банковских элит усиливают эту деформацию и поднимают ее результаты на уровень внутренних социально-экономических процессов и международных, межгосударственных отношений, затрагивая и проблемы мировой безопасности.
Глава III. Пути преодоления кризиса российской экономики
Для преодоления сложившейся ситуации в стране необходимо предпринять некоторые шаги в проведении реальных рыночных реформ.
Для начала необходимо укрепить правовую базу реформ. Необходимы новый федеральный закон о малом бизнесе и закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, закон о холдингах и поправки к закону о финансово-промышленных группах.
Хозяйствующие субъекты нуждаются в надежной юридической защите, которую призваны осуществлять арбитражные и иные суды. Здесь не обойтись без качественного совершенствования судебной системы и самого судопроизводства.
Также необходим закон о национальной безопасности, который уже существует в США, и которого пока нет в нашей стране. В США такой закон носит характер конституционного. В нем определены базовые ценности американского общества, посягать на которые – преступление.
Существует необходимость бюджетной реформы. Бюджетная политика - зеркало, отражающее все плюсы и минусы государственного ведения дел, баланс интересов государства и общества, регионов и хозяйствующих субъектов. Главные цели бюджетного регулирования - обеспечение роста объемов производства и доходов граждан. В отсутствие реформ единственным путем поддержания сбалансированности бюджета остаются усиление налогового бремени и одновременное наращивание внутреннею долга страны, что и наблюдалось в последние годы.
Чтобы задействовать рычаги бюджетного регулирования, стимулирующего рост производства и предоставляющего субъектам Федерации равные возможности для финансирования минимального стандарта государственных услуг населению, необходимо соблюдение нескольких условий. Это: долгосрочная бюджетная политика; продуманная стратегия управления государственным долгом; переход от годового бюджетного "горизонта" к трехлетнему планированию и замена ведомственного метода программно-целевым бюджетным финансированием; конкурсное распределение бюджетных заданий и закрепление их в соответствующих контрактах с жестким контролем со стороны государственных ведомств. Сюда же входит опережающее определение основных, прорывных направлений вложения средств, которые и будут "вытягивать" экономику в целом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8