Рефераты. Кредитование в РФ

Важным аспектом правового регулирования лизинговых отношений является юридическое закрепление различного рода льгот, которыми пользуются участники этих отношений. Среди них - право ускоренной амортизации имущества, полученного по лизингу (до трехкратного увеличения годовых амортизационных списаний по активной части основных фондов), что позволяет ограничить срок договора лизинга 2 - 3 годами. Региональные налоговые льготы, как правило, относятся к лизингу определенных видов имущества, в частности, оборудования для АПК.

Таким образом, именно лизинг может стать наиболее эффективным способом расширения кредитования малого предпринимательства. Тем более он способствует развитию производственного малого бизнеса. Однако широкое распространение лизинга тормозится ограниченностью финансовых ресурсов лизинговых компаний. Какой путь можно предложить для решения этой проблемы?

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства по инициативе программы ТАСIS разработал несколько вариантов проекта, включающего формирование системы кредитных гарантий и развитие лизинговой формы инвестирования в малый бизнес. Проблема дефицита кредитных ресурсов на российском рынке лизинговых услуг решается с помощью привлечения финансовых средств с западных кредитных рынков. Разумеется, каждый отдельный инвестиционный проект российского малого бизнеса, даже самый многообещающий, чрезмерно мал и рискован для европейских кредиторов. Преимущество предлагаемой системы кредитования состоит в том, что она позволяет создать институционально-финансовую схему, превращающую совокупность малых российских инвестиционных запросов в один большой европейский инвестиционный проект.

В результате реализации данного проекта дополнительный стимул развития получит региональная структура поддержки малого предпринимательства, прежде всего в виде гарантийных агентств, специализирующихся на работе с малым бизнесом лизинговых компаний. В региональное звено российской экономики начнут регулярно поступать западные кредитные ресурсы. Структура проекта предполагает высокую степень защиты всех инвестированных капиталов и “справедливое” распределение рисков среди всех участников проекта, в том числе и западных инвесторов. Участие региональных властей в реализации проекта способно придать поддержке малого бизнеса действительно целостный или, как говорят специалисты, “пакетный” характер.

Важной компонентой работы по реализации данного проекта должна стать маркетинговая поддержка. Региональные институты поддержки малого бизнеса, положительно относясь к участию в схеме лизинговой поддержки малых предприятий, имели весьма ограниченные представления о том, каков потенциальный спрос (по объему и структуре) на данный вид лизинговых услуг, каковы приемлемые условия лизинга, какие дополнительные факторы требуются для реализации инвестиционных проектов, в чем различие в спросе на лизинговые услуги со стороны “стартовых” и действующих малых предприятий и пр. Поэтому необходимы специальные исследования, прогнозирующие потребности российского малого бизнеса в лизинговых услугах и уточняющие место лизинга в общей системе мер по совершенствованию финансовой поддержки малого предпринимательства как важнейшего слагаемого современной рыночной экономики.[14]

Лизинг – хорошая форма кредитования малого предпринимательства, но пока она развита только в Москве. Если бы такая система существовала бы и в регионах, то распространенность и доступность лизинговых услуг для малого бизнеса были бы намного больше. Но даже в Москве есть проблемы – это ограниченность финансовых ресурсов лизинговых компаний. Положительным аспектом является то, что за участниками лизинговых отношений юридически закреплены различные льготы.


3.3. Поддержка малого предпринимательства со стороны банков


На начало 2002 г. в России действовало около 880 тыс. малых предприятий. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в развитых странах Запада не менее 30. Численность занятых на малых предприятиях составила 7,6 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей – 11,6 млн. человек. Не смотря на наметившуюся тенденцию роста производства, их вклад в ВВП не превышает 12%. Сложившаяся отраслевая структура по числу занятых показывает, что малое предпринимательство (МП) развивается преимущественно в сфере торговли и общественного питания (32,4% от общего числа работников всех малых предприятий), в промышленности и строительстве, соответственно, 15,3 и 14,4%, в предприятиях инновационного малого предпринимательства – 2,5%. Распределение малых предприятий и численность работающих в них по России крайне неравномерны. (Таблица 1)





 
Таблица 1 - Распределение малых предприятий и численность работающих в них по России


Федеральный округ РФ

Численность малых предприятий (тыс.)

Среднесписочная численность работающих (тыс. чел.)

Центральный

308,2

2394,6

Северо-Западный

156,3

1028,0

Южный

82,2

660,3

Приволжский

131,4

1038,2

Уральский

56,2

424,4

Сибирский

103,8

752,3

Дальневосточный

41,2

298,0

Итого по РФ

879,3

6596,8

Примечание - Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.15.

Больше всего предприятий МП приходится на Центральный ФО (35%), но в самом округе еще большая дифференциация таких предприятий по областям. Если в Смоленской, Орловской, Курской областях их насчитывается соответственно, 2,5 тыс., 2,6 тыс. и 2,8 тыс., то в Москве 180 тыс., в Московской области 46 тыс. предприятий малого предпринимательства.

За последние 10 лет в России так и не сложилось более-менее стройной и отлаженной кредитно-финансовой системы поддержки малого предпринимательства.

Существующая точка зрения о том, что банки не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса, опровергается существующей практикой. Средние и небольшие банки кредитуют сейчас в основном малое предпринимательство. Ассоциация региональных банков России при участии Института социально-экономического анализа и развития предпринимательства провела обследование банков по вопросу кредитования малых предприятий. Так, у 46% банков имеется собственная кредитная политика по отношению к МП. За 2001 г. доля кредитов, выданных МП и предпринимателям без образования юридического лица (ПБОЮЛ), увеличилась у 83% банков и только у 17% кредитных организаций. Эта доля не изменилась или уменьшилась. Внешние заимствования малые предприятия осуществляют в основном в региональных банках. Структура заимствований МП в 2002 г. в региональных банках РФ выглядит следующим образом. (Таблица 2)

Таблица 2 - Структура заимствований малых предприятий в 2002 г. в региональных банках

приобретение сырья и материалов

86%

переоборудование производства

77,3%

расширение производства

77,3%

погашение задолженности

перед поставщиками


45,5%

выплата зарплаты

36,4%

НИОКР

22,7%

Примечание - Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.16.

Абсолютное большинство малых и средних региональных банков в своей ресурсной базе на 1 января 2002 г. имеет удельный вес кредитов на развитие среднего и малого предпринимательства свыше 90%, в том числе малого бизнеса – более 45%. И все же инвестиционно-кредитное сотрудничество региональных банков и предприятий малого бизнеса не является в должной мере эффективным и прочным. Этому мешают общая экономическая ситуация в стране, не четко обозначенная государственная политика в развитии малого предпринимательства, малая капитализация коммерческих баков. Сдерживающим фактором развития предприятий МП остается и отсутствие информационной базы по кредитным историям заемщиков.

В настоящее время, региональные банки стремятся обеспечить финансирование МП на более полный производственный цикл. Фактическая структура кредитного портфеля банков по срокам кредитования МП на 01.08.2001 г. следующая:

до 3-х месяцев                                              - 18,6%;

от 3-х месяцев до 1 года                              - 48,5%;

от 1 года кредитная линия

(реально выделенные средства)                - 9,6%;

овердрафт                                                       -7,0%.

Примечание - Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.16.

Для данного периода развития МП характерен более высокий удельный вес малых предприятий, занятых в торговле и общественном питании, затем промышленности, строительстве и в транспорте. Этой ориентации соответствует и структура кредитного портфеля региональных банков для МП:

торговля и общепит                                 -  62,8%;

промышленность                                      - 17,3%;

строительство                                            -   4,0%;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.