Рефераты. Кредитование в РФ

Существуют позитивные примеры кредитной деятельности региональных фондов поддержки малого предпринимательства. Так, в Свердловской области 15 муниципальных фондов осуществляют микрокредитование МП. Основным кредитополучателем являются МП и ПБОЮЛ, занимающиеся торговой деятельностью. Кредиты выдаются максимум на 2-3 месяца. Чаще всего заемщики их берут под оборотные средства на 1-2 недели. Оформление первого займа занимает в среднем 5 дней. Повторный кредит может быть получен в течение часа. Кредиты предоставляются без залога, при отсутствии кредитной истории заемщика, даже с пониманием того, что деятельность мелких торговцев относится к категории “непрозрачной”. Тем не менее норма возврата кредитов близка к 100%. Конечно, кредиты выдаются не всем, а только “проверенным” предпринимателям. Кроме того, используется практика “тесного контакта” с заемщиком: последний платит проценты по кредиту раз в 3-4 дня, даже если их сумма невелика. Но главное - своего рода “круговая порука” (не имущественная, а цеховая) части тех, кто занимается этим видом бизнеса в Свердловской области. Она важнее, чем формальные кредитные истории.

Уникальность свердловского опыта состоит в достаточно широком охвате МП. В большинстве же фондов кредитуются от силы несколько десятков предприятий, что, как правило, составляет доли процента от общего числа желающих получить кредит. Абсолютное большинство российских региональных фондов поддержки малого предпринимательства, привыкших к постоянной бюджетной “подпитке”, в настоящее время вообще не имеет средств на организацию кредитования в экономически значимых масштабах.[11]

Одной из важных структур кредитования малого предпринимательства должны стать фонды поддержки малого предпринимательства, но пока они не могут оказать должного влияния, хотя для этого есть условия. Невозможность их большего развития возможно связана с «непрозрачностью» экономики.

Общества взаимного кредитования

Еще одной организационной формой кредитования малых пред приятий могут служить общества взаимного кредитования и взаимного страхования. Однако под их деятельность не подведен правовой фундамент, что является следствием отсутствия закона о подобного рода обществах. Проект закона “О потребительских обществах взаимного кредитования и взаимного страхования” уже не первый год блокируется сильным банковским лобби, противодействующим появлению у банков дееспособных конкурентов на кредитном рынке. В настоящее время потребительские общества взаимного кредитования и взаимного страхования (ОВК) либо вообще не регистрируются, либо регистрируются как МП или даже как подразделения общественных организаций. Для них это не столь важно, поскольку вся их деятельность полностью опирается на собственные средства, формируемые из членских и паевых взносов участников. Принцип работы ОВК аналогичен принципам работы касс “взаимопомощи” при месткомах профсоюзов на советских предприятиях. Для получения кредита в ОВК, как правило, не нужен залог, а процентная ставка только покрывает минимальные накладные расходы. Естественно, получить такие кредиты могут лишь члены ОВК.

Сейчас не так легко сформировать даже маленький коллектив предпринимателей, в котором каждый поручился бы за всех остальных. Возможность присвоения кем-либо кассы общества достаточно велика. Именно поэтому кредитные ресурсы ОВК чрезвычайно малы и призваны удовлетворять только самые острые финансовые потребности предпринимателей. Немногие ОВК официально заявили о себе. Так, в Национальную ассоциацию организаций финансовой взаимопомощи, учрежденную Гильдией купцов и промышленников России, в Москве входят только 4 таких общества. Снова приходится констатировать, что здесь имеет место феномен локального кредитования малого предпринимательства, но не более того.

Зарубежный опыт показывает, что ОВК не являются устойчивым элементом кредитной системы. Их возникновение чаще всего связано с банковскими “провалами” или просто с временным кризисным состоянием финансово-кредитной системы. При нормализации функционирования этой системы одна часть ОВК преобразуется в банки или другие кредитные учреждения, другая - просто прекращает свою деятельность. Тем не менее пока в России финансовая инфраструктура не так сильна, ОВК должны были бы играть куда более весомую роль в финансовом обеспечении малых предпринимательских структур. Кроме того, во многих случаях развитая сеть таких обществ - эффективный посредник между малыми предприятиями и банками.[12]

Общества взаимного кредитования могут играть весомую роль в кредитовании малого предпринимательства, но на данном этапе в РФ это не так. Их деятельность зависит от правовой базы, которой в РФ пока нет, и от масштабов и размеров кредитования.

Рассмотрев деятельность организаций, кредитующих малое предпринимательство, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день самым доступным способом получения кредита является банковское кредитование.


3.2. Формы кредитования малого предпринимательства


Гарантии и залоги

Создание системы гарантий, расширяющей возможности банковского кредитования для различных категорий российских МП, предусматривалось еще Федеральной программой поддержки малого предпринимательства 1994—1995 гг., затем программой 1996—1997 гг., но так и не получило целостного воплощения (сегодня действует лишь несколько региональных схем подобного рода). Очевидно, важнейшим вопросом, связанным с разрешением указанной проблемы, является вопрос о гаранте - “держателе риска” по кредитам для малых предприятий. Здесь возможны четыре варианта.

Первый вариант - коммерческие банки (как правило, имеющие прочные финансовые “тылы”) на свой страх и риск по своим технологиям принимают решения по кредитованию малого бизнеса. Но сегодня такие банки, скорее, - исключение, в большинстве своем кредитные учреждения не доверяют субъектам малого предпринимательства, не принимая на себя риски возможных потерь из-за невозврата кредитов.

Второй вариант - гарантии по банковским ссудам малым предприятиям обеспечивают специализированные фонды и иные институты поддержки малого бизнеса. То есть финансовые ресурсы фондов не должны непосредственно ссужаться отдельным предпринимателям, а стать обеспечением по коммерческим кредитам. Такие функции должны выполнять в первую очередь региональные фонды поддержки малого бизнеса. Однако препятствием здесь выступает скудость финансовых ресурсов последних, связанная с недостаточным бюджетным финансированием.

Третий вариант - гарантии по ссудам МП, работающим в социально значимых отраслях российской экономики или принимающих участие в выполнении государственных заказов обеспечивает государство. Этот вариант “работоспособен”, но роль его в плане поддержки сферы малого предпринимательства в целом не может быть значимой, так как рамки привлечения МП в процессе контрактации по государственным заказам очень ограничены, хотя могут и должны быть существенно расширены.

Наконец, четвертый вариант - создание коммерческих схем гарантирования кредитов для МП (продажа гарантий как форма вложения капитала в расчете на некую прибыль). Такие схемы реально “работают” в экономически развитых странах, однако в России они не применимы прежде всего из-за особо высоких рисков и низкого объема кредитования.

Развитию банковского кредитования МП препятствует также отсутствие адекватного залогового законодательства и инфраструктуры реализации залогов. При следовании действующим законодательным актам залог, как правило, реализуется не более чем за половину его действительной стоимости. Продажа залога осуществляется через систему тендеров, что и обусловливает резкое уменьшение его цены вследствие плохой организации торгов. Поэтому банки-кредиторы требуют от потенциальных заемщиков 200-процентного залогового обеспечения кредита.[13]

Брать на себя риски по кредитованию малого предпринимательства не хочет никто, поэтому здесь наблюдается стагнация, но есть и перспективы для развития. Хотя для развития тоже не созданы условия, например, отсутствие залогового законодательства и инфраструктуры реализации залогов.

Лизинг как форма кредитования малого бизнеса

Особой формой кредитования малых предприятий может стать финансовый лизинг, по сути, равносильный долгосрочному кредитованию. В результате лизинговой сделки лизингодатель приобретает у производителя права собственности на некоторый товар (оборудование) и сдает его в аренду лизингополучателю. Договор финансового лизинга заключается, как правило, на нормативный срок службы имущества, передаваемого по лизингу (с учетом норм простой или ускоренной амортизации). До истечения этого срока и завершения процесса выплат лизингодатель сохраняет за собой право собственности на объект лизинга.

В странах с развитой рыночной экономикой в настоящее время на долю операций лизинга приходится примерно до 30% всех инвестиций в основной капитал. В России доля лизинга в общем объеме инвестиций в 2000 г., по некоторым оценкам, достигала около 3 - 5%. Формально в России зарегистрировано несколько сот лизинговых компаний. При этом наблюдается огромная концентрация рынка лизинговых услуг: крупнейшие лизинговые компании, сосредоточенные в Москве, контролируют примерно 70-80% этого рынка. Действующие на российском рынке лизинговые компании “привязаны” к источникам финансирования, поэтому они являются либо дочерними компаниями банков, либо отраслевыми компаниями ( либо имеют государственную или муниципальную поддержку (“Московская лизинговая компания” - МЛК). Кстати, деятельность последней обычно приводится в качестве образца. На оборудовании, поставленном МЛК, работает значительное число московских МП, производящих продукты питания, строительные материалы, полиграфическую продукцию, оказывающих медицинские, фотографические и другие услуги. Сроки контрактов финансового лизинга в МЛК составляют до 2 - 3 лет.

Защита лизинговой сделки включает страховой залоговый платеж, осуществляемый самой компанией, страхование оборудования, залог имущества, в том числе недвижимости. Кроме того, ежемесячные арендные платежи позволяют контролировать финансовое состояние лизингополучателя. В договоре лизинга предусматриваются условия, по которым лизингодатель может вступить во владение имуществом при невыполнении лизингополучателем соответствующих обязательств в течение определенного времени.

Опыт МЛК свидетельствует о высокой эффективности лизинга как механизма финансовой поддержки МП. Он получил развитие в новой Программе развития и поддержки малого предпринимательства г. Москвы на 2001 - 2003 гг. Лизинг станет дешевле, структура потенциальных объектов лизинга расширится, будет развиваться практика “пакетных услуг”, когда получение услуг по лизингу будет сопровождаться предоставлением на той или иной основе производственных помещений, обучением и технической поддержкой и пр. Но опыт МЛК, несомненно, уникален и не может получить широкого распространения, поскольку он основывается на развитой организационной инфраструктуре поддержки малого предпринимательства в Москве. Если бы инфраструктура такого уровня имелась в других российских регионах, распространенность и доступность лизинговых услуг для малого бизнеса были бы намного больше.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.