Рефераты. Кредитование в РФ

В России к среднесрочным относятся ссуды со сроком погашения от 6 до 12 меся цен, а к долгосрочным - срок оплаты которых выходил за пределы года. Деление кредитов по длительности функционирования их в хозяйстве было оправданным, поскольку в условиях обеспечения денег даже кратковременное использование денежных средств в хозяйстве заемщика могло привести к потере сохранности капитала. Сильная инфляция трансформировала представления о сроке кредитования, изменила критерии срока кредитования заемщиков.

Как правило, кредиты, формирующие оборотные фонды, являются краткосрочными, а ссуды, участвующие в расширенном воспроизводстве основных фондов, относятся к средне - и долгосрочным кредитам.

Помимо кратко -, средне - и долгосрочных ссуд существует вид кредита особой срочности - онкольный кредит (от англ. money of call - ссуда до востребования), который погашается по первому требованию. Он выдается банком брокерам, дилерам и клиентам для сверхкраткосрочных нужд и используется, как правило, при биржевых спекуляциях.

По размерам различают кредиты крупные, средние и мелкие.

По обеспечению - необеспеченные (бланковые) кредиты и обеспеченные, которые, в свою очередь, по характеру обеспечения подразделяются на залоговые, гарантированные и застрахованные.

По способу выдачи банковские ссуды разграничиваются на ссуды компенсационные и платежные. В первом случае кредит направляется на расчетный счет заемщика для возмещения последнему его собственных средств, вложенных либо в товарно-материальные ценности, либо в затраты. Во втором случае банковская ссуда направляется непосредственно на оплату расчетно-денежных документов, предъявляемых заемщику к оплате по кредитуемым мероприятиям.

По методам погашения различают банковские ссуды, погашаемые в рассрочку (частями, долями), и ссуды, погашаемые единовременно, на определенную дату.

Кредит классифицируется по видам в зависимости от платности его использования. Здесь выделяют платный и бесплатный, дорогой и дешевый кредиты. За основу такого деления берется размер процентной ставки, установленной за пользование ссудой.[9]


Глава 3. Кредитование малого предпринимательства


Одной из причин многолетней стагнации российского малого предпринимательства является отсутствие сколь-либо действенной системы кредитной поддержки МП. В 1999 - начале 2000 гг. впервые за все годы реформ сформировались наиболее благоприятные условия для развития малого предпринимательства, особенно производственной ориентации. Но именно в этот момент малый бизнес России оказался практически “отрезан” от долгосрочных кредитов по доступной ставке процента, требующихся не только для пополнения оборотных средств, но и в первую очередь для долговременных вложений в приобретение и модернизацию основных фондов.

Система кредитования малого предпринимательства ничем не выделяется на фоне крайне слабо развитой российской финансово-кредитной инфраструктуры в целом. Несмотря на то, что в названиях многих банков и специализированных фондов формально присутствуют декларации о содействии малому бизнесу, в реальности кредитованием малого предпринимательства занимается чрезвычайно ограниченное число такого рода учреждений. Их влияние на положение дел в сфере малого предпринимательства, мягко выражаясь, невелико. Конечно, нельзя связывать негативные тенденции в развитии малого бизнеса только с отсутствием у него доступа к кредитным ресурсам. Отрицательное влияние оказывают и факторы административного давления (барьеры для входа на рынок, лицензирование и т.д.), высокие налоги и многие другие причины. Однако, как мы полагаем, тесное взаимодействие с кредитными институтами - ключ к формированию современного или, как модно говорить, цивилизованного облика малого бизнеса.


3.1. Организации, осуществляющие кредитование малого предпринимательства

Банки

Можно констатировать, что в настоящее время наиболее действенным институтом кредитования МП, включая предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ), является программа Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). ЕБРР совместно с “донорами” - семью ведущими промышленно развитыми государствами и другими странами и организациями - выделил на эти цели 300 млн. долл., из них ЕБРР - примерно половину. Финансовые ресурсы стали основой программы ЕБРР “Фонд поддержки малого бизнеса в России” (ФПМБ).

Механизм выдачи кредитов в рамках ФПМБ выглядит так: ЕБРР в лице Фонда предоставляет долгосрочные кредиты российским коммерческим банкам, которые в соответствии с заключаемым кредитным договором обязаны использовать предоставленные им средства для кредитования МП и ПБОЮЛ. В настоящее время ФПМБ сотрудничает с пятью банками - четырьмя российскими и одним банком только с иностранным капиталом. К ним относятся: Сбербанк РФ, АБ “Нижегородский банкирский дом” (Нижний Новгород), дальневосточный банк (Владивосток), Петровский банк (Санкт-Петербург), а также Банк кредитования малого бизнеса (КМБ-Банк) с иностранным капиталом. Для данной работы они используют отделения и филиалы в 24 городах России. ФПМБ оказывает своим банкам-партнерам широкую консультационную поддержку с помощью западных и российских экспертов (главный консультант - немецкая компания IРС GmbН), предоставляет программное обеспечение, оборудование и т.п.

В соответствии с определенной ФПМБ методикой выдачи кредитов банк должен проводить анализ реального экономического положения заемщика, а не только предлагаемого им обеспечения. При этом обеспечение по кредитам должно покрывать 100% суммы кредита и проценты по нему. В качестве залога банки могут принимать не только недвижимость, драгоценные металлы, депозиты и прочее стандартное обеспечение, но также и личное имущество заемщика. В процессе всего срока кредитования заемщик постоянно контролируется прикрепленным кредитным экспертом. В число важнейших положений методики входит требование быстрой обработки кредитных заявок: с момента подачи заявки в банк до проведения анализа на месте работы потенциального заемщика должно пройти не более 3 дней. Важно и то, что при обращении за кредитом от потенциального заемщика не требуется предоставления бизнес-плана.

В настоящее время наиболее действенную работу по реализации этой программы ведет Сбербанк РФ. Так, из 34 отделений Московского банка Сбербанка РФ 15 за последние два года, непосредственно действуя в рамках программы, выдали более 2000 кредитов, из них 80% микрокредитов (до 30 тыс, долл. в рублевом эквиваленте). Кредитная политика Сбербанка предполагает, что такого рода кредиты предназначены преимущественно для пополнения оборотных средств и поэтому они выдаются не более чем на год. (Юридические лица, то есть МП как таковые, могут получать кредиты в размере до 125 тыс. долл. в рублевом эквиваленте, причем сроком на 2 года. Подобные кредиты уже могут использоваться на инвестиционные нужды.)

Ограничения на выдачу кредитов касаются лишь некоторых областей предпринимательской деятельности: игорного бизнеса; производства табачных изделий, алкогольных напитков; операций по торговле ценными бумагами. Процентную ставку льготной назвать нельзя, но тем не менее определенный спрос на такие кредиты Сбербанка все же имеется, что обусловлено относительной простотой их получения. В Московском банке Сбербанка РФ отказ получают лишь 20% обратившихся за кредитом.

КМБ-Банк создан на базе Российского банка проектного финансирования специально для реализации программы ЕБРР как банк только с иностранным участием. Основными акционерами КМБ-Банка являются ЕБРР и некоммерческая организация “Фонд экономического развития Сороса” (ФЭРС). Наряду с Москвой и Подмосковьем КМБ-Банк активно кредитует малый бизнес в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Самаре, Тольятти, Барнауле, Екатеринбурге и Томске. Максимальный размер кредита в этом банке установлен в 155 тьтс. долл. на срок в 2 года, то есть данные кредиты могут использоваться для инвестиций в оборудование при условии быстрой окупаемости инвестиционных проектов. Декларации банка о поддержке малого предпринимательства сочетаются с жесткой нацеленностью на получение максимальной прибыли. Из этого следует вывод, что кредитование российских МП при правильной организации является весьма выгодным делом хотя бы потому, что в Европе ставка процента для аналогичных кредитов ниже как минимум в полтора раза. Деятельность этого банка можно рассматривать в качестве своего рода эталонной, показывающей российским банкам как можно разумно кредитовать малый бизнес.

Среди российских банковских учреждений, реально занимающихся кредитованием малого бизнеса, можно назвать АКБ «Пробизнесбанк», но при этом количество выданных им мелких кредитов невелико, кредит выдается под стандартный процент и залог. Кредитование МП является для банка лишь вспомогательным видом деятельности. Процент отказов обратившимся за кредитом существенно больше, чем в Сбербанке. Кредитная политика банка трактует кредитование малых предприятий как перспективную сферу деятельности, которая в будущем, возможно, станет привлекательной.

Следует особо подчеркнуть, что банковское требование о залоге заведомо “отсекает” от кредита “венчурных” предпринимателей. У них, как правило, нет производственных помещений, оргтехники, нередко плохо и с личным имуществом. А ведь именно такие предприниматели больше других нуждаются в кредите. Чаще всего здесь необходимы иные - небанковские - институты кредитования малого бизнеса.[10]

Рассмотрев все приведенные варианты кредитования малого бизнеса разными банками можно сделать вывод о том, что политика банков нацелена на помощь малому предпринимательству. Об этом говорят размеры выдаваемых кредитов, сроки (хотя они и не велики, но всё же дело сдвинулось с мёртвой точки), процентные ставки и ограничения на выдачу кредитов. Плохо то, что в число их клиентов не попали «венчурные» предприниматели.

Фонды поддержки предпринимательства

Номинально действенным инфраструктурным звеном сферы кредитования (финансовой поддержки) МП должны были стать специализированные фонды поддержки малого предпринимательства. За ними законодательно закреплено право заниматься кредитной деятельностью. Так, кредитование МП осуществляет Федеральный фонд поддержки малых предприятий (ФПМП). В 1998 г. ФПМП через банки-партнеры предоставил МП около 8 тыс. кредитов на сумму около 120 млн. долл., в 1999 г. - примерно столько же, но на сумму, в два раза меньшую. В 2000 г. ФПМП вышел на докризисные объемы кредитования, что в значительной мере связывается с ростом спроса на кредиты со стороны производственных МП. Конечно, объемы кредитования МП в рамках ФПМП с учетом общего числа трудно считать весомыми, основная нагрузка здесь ложится на региональные фонды поддержки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.