Рефераты. Кредитная система РФ и особенности ее организации

Существуют различные классификации коммерческих банков, в зависимости от критериев оценки:

1.      Форма собственности:

   государственные

   частные

   кооперативные

   смешанные (представляющие разные формы собственности)

2.    Страновая принадлежность капитала:

         Российские

         иностранные

   совместные (с участие Российского и иностранного капитала)

3.    Территориальный признак:

         региональные (они же местные, муниципальные)

         межрегиональные

         национальные

         международные

         заграничные (Российские банки за границей)

4.    Организационно-правовая форма:

  паевые

  акционерные

Ø     банки – акционерные общества закрытого типа (АОЗТ)

Ø     банки – акционерные общества открытого типа (АООТ)

5.    Степень независимости:

  самостоятельные

  дочерние

  уполномоченные

  консорциальные (банки, в которых участвуют, по меньшей мере, две стороны, не имеющие контрольного пакета акций)

6.    Характер деятельности:

  универсальные

  специализированные

6.1.  Отраслевая специализация:

  промышленные

  связи и информатики

  сельскохозяйственные

  транспортные

  строительные

  торговые

  культуры и искусства

  издательские и др.

6.2          Функциональная специализация:

  инновационные

  инвестиционные

  сберегательные

  социального развития

  ипотечные

  клиринговые

  биржевые

  страховые

6.    Масштаб деятельности:

  крупные       средние       мелкие [4, стр. 184-186].        

Организационные структуры и структуры управления банком.

          Одним из объектов управления и в то же время его инструментом является структура организации (организационная структура). Правильно выбранная оргструктура построения банка, ее своевременная трансформация в соответствии с меняющимися внутренними и внешними факторами – это важные, строго обязательные условия полной реализации банком своей стратегии, его эффективной деятельности сегодня и в перспективе.

Многообразие организационных форм построения банков с определенной долей условности можно разделить на две большие группы:

Ø     Классические (традиционные) оргструктуры;

Ø     Адаптивные оргструктуры.

         К классическим формам организационного построения банков относятся:

Ø     Функциональные структуры;

Ø     Так называемые дивизионные структуры.

Функциональная структура предполагает существование в банке обособленных подразделений, реализующих функции в соответствии с определенным делением деятельности банка на отдельные части или отрасли (управления, операционное, бухгалтерского учета, хозяйственное и др.). Если объемы задач, решаемых подразделением достаточно большие, внутри них могут создаваться дополнительные, более мелкие структурные единицы.

При дивизионной организации внутренние структуры банка делятся в соответствии с: видами предлагаемых банком продуктов; особенностями отдельных групп клиентов банков; особенностями регионов и региональной клиентуры.

Соответственно говорят о структурах, ориентированных на продукты, на особые группы потребителей, на регионы.

         Рассмотренные варианты классических оргструктур можно считать основными. Кроме того, определенное своеобразие в организационное построение банков вносит наличие у них филиалов (отделений) и выполнение ими международных операций.

         Адаптивными считаются оргструктуры, создаваемые банками на временной или постоянной основе для решения тех или иных дополнительных (на данный момент времени) задач, позволяющие им приспосабливаться к изменяющимся условиям.

К числу адаптивных оргструктур можно отнести: представительства; банковские объединения и группы; финансово-промышленные группы и банковские холдинги; подразделения для осуществления новых, нетрадиционных для банков операций.

         Данные оргструктуры служат решению вспомогательных задач, являются дополнительными по отношению к классическим структурам.

         Необходимо подчеркнуть одну особенность, что понятия адаптивных, дивизионных и функциональных оргструктур – это всего лишь теоретически выделенные ''чистые формы'', которые удобны для аналитических целей, но которых на практике не бывает и не должно быть в ''чистом виде'' [4, стр. 228-230].

Можно привести несколько  примеров, подтверждающих это утверждение: (см. Приложения 2,3). 

    



                     Глава II. Анализ системы кредитования в РФ.

2.1.Поддержка малого предпринимательства со стороны банков и государства.

На начало 2002 г. в России действовало около 880 тыс. малых предприятий. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в развитых странах Запада не менее 30. Численность занятых на малых предприятиях составила 7,6 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей – 11,6 млн. человек. Не смотря на наметившуюся тенденцию роста производства, их вклад в ВВП не превышает 12%. Сложившаяся отраслевая структура по числу занятых показывает, что малое предпринимательство (МП) развивается преимущественно в сфере торговли и общественного питания (32,4% от общего числа работников всех малых предприятий), в промышленности и строительстве, соответственно, 15,3 и 14,4%, в предприятиях инновационного малого предпринимательства – 2,5%. Распределение малых предприятий и численность работающих в них по России крайне неравномерны: (см. Табл. 1).

Таблица 1

 
Распределение малых предприятий и численность работающих в них по России.*                                        

Федеральный округ РФ

Численность малых предприятий (тыс.)

Среднесписочная численность работающих (тыс. чел.)

Центральный

308,2

2394,6

Северо-Западный

156,3

1028,0

Южный

82,2

660,3

Приволжский

131,4

1038,2

Уральский

56,2

424,4

Сибирский

103,8

752,3

Дальневосточный

41,2

298,0

Итого по РФ

879,3

6596,8

* Источник: Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.15.      

Больше всего предприятий МП приходится на Центральный ФО (35%), но в самом округе еще большая дифференциация таких предприятий по областям. Если в Смоленской, Орловской, Курской областях их насчитывается соответственно, 2,5 тыс., 2,6 тыс. и 2,8 тыс., то в Москве 180 тыс., в Московской области 46 тыс. предприятий малого предпринимательства.

За последние 10 лет в России так и не сложилось более-менее стройной и отлаженной кредитно-финансовой системы поддержки малого предпринимательства. 

Существующая точка зрения о том, что банки не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса, опровергается существующей практикой. Средние и небольшие банки кредитуют сейчас в основном малое предпринимательство. Ассоциация региональных банков России при участии Института социально-экономического анализа и развития предпринимательства провела обследование банков по вопросу кредитования малых предприятий. Так, у 46% банков имеется собственная кредитная политика по отношению к МП. За 2001 г. доля кредитов, выданных МП и предпринимателям без образования юридического лица (ПБОЮЛ), увеличилась у 83% банков и только у 17% кредитных организаций эта доля не изменилась или уменьшилась. Внешние заимствования малые предприятия осуществляют в основном в региональных банках. Структура заимствований МП в 2002 г. в региональных банках РФ выглядит следующим образом: (см. Табл. 2).

Структура заимствований малых предприятий в 2002 г. в рег-х банках.*

                                                                                                   Таблица 2

приобретение сырья и материалов

86%

переоборудование производства

77,3%

расширение производства

77,3%

погашение задолженности

перед поставщиками


45,5%

выплата зарплаты

36,4%

НИОКР

22,7%

        * Источник: Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.16.           

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.