|
класс |
баллы |
||||||||||||
Кл |
40 |
1 |
40 |
2 |
80 |
3 |
120 |
3 |
120 |
1 |
40 |
20 |
3 |
60 |
Кп |
30 |
1 |
30 |
2 |
60 |
3 |
90 |
3 |
90 |
2 |
60 |
10 |
3 |
30 |
Псс |
30 |
1 |
30 |
2 |
60 |
3 |
90 |
2 |
60 |
3 |
90 |
70 |
2 |
140 |
Итого |
|
|
100 |
|
200 |
|
300 |
|
270 |
|
190 |
|
|
230 |
класс |
I |
II |
III |
III |
II |
|
II |
В 4-ом варианте фактическое значение Кл и Кпокр позволяет присвоить 3 класс, а Псс - 2 класс. В итоге Заемщик имеет 270 баллов, что соответствует III классу.
Изменение рейтинга показателей при сохранении классности каждого из них может привести к изменению общего класса кредитоспособности. Например, в 4-м и 6-м вариантах Кл. и Кпокр и Псс имеют одинаковый класс, но рейтинг присвоен разный, В результате при 4-м варианте Заемщик имеет III класс, а при 6-м - II.
Наиболее кредитоспособным в примере является предприятие, соответствующее первому варианту ( сумма балов равна 100 ; I класс кредитоспособности) . [49]
При оценке кредитоспособности клиента коммерческого банка рекомендуется использовать не только основные, но и дополнительные показатели. В их числе могут быть показатели, характеризующие оборачиваемость запасов или средств в расчетах, долю ликвидных активов в общей сумме оборотных средств или соотношение ликвидных активов I класса и задолженности, уровень неплатежей за истекший период, эффективность производственного потенциала, доходность и прибыльность партнеров (например, кредитоспособность заказчика), среднюю продолжительность строительства, равномерность распределения дохода.
Одинаковый уровень показателей и сумма баллов достигаются влиянием разных факторов. Так, в КБ ПриватБанке увеличение общего размера ликвидных средств за счет нормируемых активов далеко не всегда создает прочную гарантию возврата ссуд. Рост остатков годовой продукции, не имеющей широкого потребителя или связанной с транспортными затруднениями, не гарантирует своевременного возврата ссуды. Рост Кл и Кп может объясняться сокращением долговых обязательств. Заключение о кредитоспособности клиента будет зависеть от причины этого сокращения. Если, например, задолженность по краткосрочным ссудам уменьшилась из-за срыва поставок сырья, то нельзя рост коэффициента оценивать как укрепление финансового положение клиента. Анализ факторов, изменивших уровень соответствующих коэффициентов и показателей, должен являться обязательным элементом оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка. В качестве основных направлений этого анализа можно выделить:
- анализ влияния ликвидных средств в целом и их элементов на коэффициенты ликвидности и покрытия;
- oценку изменения коэффициента покрытия под влиянием нормируемых активов;
- изучение изменения структуры долговых обязательств и ее воздействия на коэффициенты ликвидности и покрытия;
- анализ факторов, определивших рост или снижение показателя обеспеченности собственными средствами;
- оценку показателя обеспеченности собственными средствами с позиции достаточности собственных средств клиента ;
- анализ факторов изменения уровня коэффициентов и показателей кредитоспособности позволяет более точно определить класс кредитоспособности а также выработать условия по данному классу.
Не рекомендуется улучшать класс кредитоспособности клиента банка или оговаривать условия кредитования по данному классу при[52]:
- улучшении коэффициента ликвидности только за счет роста дебиторской задолженности или остатков готовой продукции;
- повышения коэффициента покрытия за счет роста остатков готовой продукции, не обеспеченной договорами на сбыт, или труднореализуемых остатков сырья и незавершенного производства;
- ухудшении структуры ликвидных средств;
- фактическое наличие собственных оборотных средств в размере менее постоянной минимальной потребности в них;
- росте показателя обеспеченности собственными средствами малых производственных структур за счет фондов, связанных с рисковой деятельностью предприятия;
- улучшения показателя обеспеченности производственной деятельности договорами за счет заключения договоров с некредитоспособными покупателями и поставщиками;
- сокращение долговых обязательств банку в связи с непоставками кредитуемого сырья.
КБ ПриватБанк должн получить ответ на вопрос о платежеспособности предприятия, т.е. о готовности возвращать заемные средства в срок. За счет чего предприятие будет возвращать долги, в том числе кредит, если оно получит этот кредит в банке?
Иными словами, теоретически погашение задолженности обеспечивается всеми оборотными средствами предприятия. Точно также теоретически можно было бы предположить, что если у предприятия оборотные средства превышают сумму задолженности, то оно готово к погашению долгов, т.е. платежеспособно. Однако, если предприятие действительно направит все оборотные средства на погашение долгов, то в тот же момент прекращается его производственная деятельность, т.к. из средств производства у него останутся только основные средства, а денег на приобретение материальных оборотных средств нет - они полностью ушли на выплату задолженности.
Поэтому платежеспособным можно считать предприятие, у которого сумма оборотных средств значительно превышает размер задолженности.
Выше было отмечено , что числитель данного показателя должен значительно превышать знаменатель. Соответственно уровень показателя платежеспособности должен значительно выше единицы. Эта качественная оценка уровня показателя платежеспособности на каждом предприятии должна быть оценена количественно.[52]
В финансовой теории КБ ПриватБанка существуют примерные нормативы для этого показателя, который называется общий коэффициент покрытия.
В 1997-1999 гг. считалось, что он не должен быть ниже 2-2,5. В настоящее время в условиях нестабильности в экономике его минимальная величина оценивается выше - 3-4.
Однако, именно нестабильность делает невозможным какое-либо нормирование этого показателя вообще. Он должен оцениваться для каждого конкретного предприятия, по его балансовым данным. Для такой оценки надо определить сколько оборотных средств должно остаться в распоряжении предприятия после погашения текущих долговых обязательств на другие нужды - бесперебойное ведение производственного процесса, погашение долгосрочных обязательств и т.п. Кроме того следует учесть, что при определении общего коэффициента покрытия принималось в расчет источника погашения краткосрочных обязательств всю дебиторскую задолженность. Но среди дебиторов есть и неплатежеспособные покупатели и заказчики, которые по разным причинам не оплатят продукцию данного предприятия. Все эти обстоятельства и определяют, насколько должен быть выше единицы показатель общего коэффициента покрытия.
Если формализовать сказанное, то общий коэффициент покрытия будет равен [52]:
К = (Кр+Мп+Дб)/Кр = 1 + (Мп+ Дб)/Кр ; (3.7)
где К - общий коэффициент покрытия;
Мп - материальные ресурсы, необходимые для бесперебойного ведения производственного процесса;
Дб - безнадежная дебиторская задолженность;
Кр - величина краткосрочной задолженности всех видов.
3.2. Определение привлекательности рыночных сегментов как необходимый фактор снижения кредитного риска
В процессе анализа кредитных вложений и ссудной политики КБ ПриватБанка была выявлена проблема несоответствия приоритетов. Основная масса кредитных вложений осуществлялась в сельское хозяйство, которое имело самый большой риск возникновения просроченной задолженности и неуплаты процентов. При этом в 2005 году ему обеспечивалась минимальная процентная ставка по банку. В 2006 году торговля, имевшая значительные кредитные вложения, имела далеко не приоритетную ставку кредитования, притом, что практически не имела неплатежей по кредитам и процентам.
Определить привлекательность того или иного рыночного сегмента следует на основе матрицы "клиенты/услуги", по которой можно рассчитать целый ряд коэффициентов показывающих сравнительную характеристику. Вот некоторые из них, воспользовавшись следующим примером (Y - услуги, K - клиенты)[42]:
Таблица 3.5 - Пример матрицы “ услуги/клиенты”
Услуги (i)
Группы потребителей (j)
Всего
первая
(100 клиентов)
вторая
(200 клиентов)
третья
(50 клиентов)
первого вида
150/70
210/190
70/50
430/310
второго вида
80/50
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.