· обоснованность получения кредитов (источники получения кредитов);
· целевое использование банковских кредитов, полноту и своевременность их погашения (на какие цели использованы полученные средства, как погашается задолженность по кредитам, наличие просроченных задолженностей);
· оценку остатков по непогашенным кредитам и уплату процентов по ним (учет процентов по кредитам, участие процентов в оценке имущества и в формировании финансовых результатов);
· ведение синтетического и аналитического учета операций по кредитам (применение счетов учета кредитов и займов, отражение операций получения и погашения заемных средств, соблюдение принципов формирования финансовых результатов).
В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г. Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (п. 10) в процессе планирования аудиторской проверки должна быть составлена и документально оформлена программа аудита – документ, определяющий характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.
Планирование аудита – один из важнейших процессов в осуществлении аудиторской проверки.
Процесс планирования аудита включает:
▪ определение его стратегии и тактики;
▪ составление общего плана аудиторской проверки;
▪ разработку аудиторской программы;
▪ определение конкретных аудиторских процедур;
▪ оценку объема аудиторской проверки.
Источниками информации для проверки являются:
1. Учетная политика предприятия.
2. Первичные документы по разделу (участку) учета.
3. Регистры синтетического учета по разделу (участку) учета.
4. Регистры аналитического учета по разделу (участку) учета.
5. Бухгалтерская отчетность.
В учетной политике предприятия представлено описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту.
Предприятиями и организациями могут использоваться различные первичные учетные документы: это и унифицированные первичные документы, и документы, разрабатываемые предприятиями самостоятельно.
При аудите банковских кредитов аудитору в качестве первичных документов в бухгалтерии проверяемого предприятия предоставляют:
· выписки банка, если проценты снимаются с расчетного счета;
· платежные поручения, если проценты перечисляются в другой банк;
· мемориальные ордера банка;
· выписки банка по ссудному счету;
· кредитные договоры;
· договоры залога;
· договоры страхования невозврата кредитов;
· дополнительные соглашения к кредитным договорам и др.
Аудитору предоставляются регистры синтетического и аналитического учета, присущие выбранной в организации форме бухгалтерского учета: журнал-ордер № 4, если применяется журнально-ордерная форма; соответствующие компьютерные формы по счетам 66, 67, главная книга, аналитические ведомости, если учет автоматизирован.
При аудите банковских кредитов аудитор часто встречается с тем, что на предприятии не ведется аналитический учет кредитов. Поэтому в целях экономии рабочего времени аудитору не всегда следует сразу приступать к проверке правильности начисления процентов по банковским кредитам, если на предприятии плохо отлажен аналитический учет кредитов. В подобных случаях аудитору следует сгруппировать все кредитные договоры по определенным признакам и только затем начать проверку правильности начисления и отражения в бухгалтерском учете предприятия процентов по банковским кредитам или поручить выполнить эту работу работникам бухгалтерии проверяемого предприятия (соответственно скорректировав затраты времени на проведение проверки).
Состав регистров синтетического учета зависит от применяемой на предприятии формы бухгалтерского учета (формы счетоводства). Методика проведения детальной проверки должна содержать перечень регистров синтетического учета, характерных для каждой формы счетоводства. Кроме того, данный раздел методики должен включать образцы регистров синтетического учета, описание принципов их заполнения и взаимосвязи с другими регистрами.
При аудите банковских кредитов, учет которых ведется экономическим субъектом с помощью компьютера, аудитору следует запросить распечатку такой формы, из которой он сможет получить интересующую его информацию в различных разрезах.
Бухгалтерская отчетность, в которой находит отражение учет кредитов и займов, должна включать следующие документы:
· официальную бухгалтерскую отчетность
- бухгалтерский баланс по ф. № 1,
- отчет о прибылях и убытках по ф. № 2,
- отчет о движении капитала по ф. № 3,
- отчет о движение денежных средств по ф. № 4,
- приложение к бухгалтерскому балансу по ф. № 5,
· отчетность, предоставляемую в соответствии с законодательством в органы Государственного комитета РФ по статистике;
· расчеты по налогам и платежам;
· расчеты, предоставляемые в государственные социальные внебюджетные фонды, и другие формы отчетности.
Также, в отчетности обязательно надо указать:
· задолженность по основным видам займов и кредитов, а также все изменения ее величины;
· все условия погашения выданных векселей и размещенных облигаций;
· сроки погашения основных видов займов, кредитов и других заемных обязательств;
· суммы затрат на займы и кредиты, включенные в операционные расходы и в стоимость инвестиционных активов.
Банковские кредиты находят отражение в бухгалтерском балансе, отчете о движении денежных средств, приложении к бухгалтерскому балансу.
Привлечение кредитов банков является дополнительным источником финансирования коммерческой деятельности организаций. Кредитные взаимоотношения организаций с банками строятся на основе кредитных договоров, которые определяют взаимные обязательства и ответственность сторон.
При проверке аудитор выясняет, имеются ли в наличии кредитные договоры, отвечают ли они нормам ГК РФ.
Все операции, связанные с выдачей и погашением кредитов, регулируются правилами банков и кредитными договорами между предприятием-заемщиком и банком на договорной основе. Анализируя договоры, аудитор устанавливает, предусматриваются ли в них:
• цель кредитования;
• сроки кредита;
• порядок и условия выдачи и погашения кредита;
• формы обеспечения обязательств;
• процентные ставки, порядок и сроки уплаты процентов;
• обязательства, права и ответственность сторон по выдаче и погашению кредита;
• перечень документов и периодичность их представления банку;
• другие условия.
Аудитор уточняет, используются ли кредиты и займы по целевому назначению или нет, как погашались задолженности по кредитам (в виде денежных средств, путем передачи векселя, взаимозачетом). Полноту и своевременность погашения кредитов аудитор проверяет по выпискам банка.
Аудитор проверяет, имеются ли просроченные задолженности по кредитам, устанавливает причины несвоевременного возврата и какие меры предпринимаются для их погашения.
Анализируя дебетовые обороты по счетам 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" в корреспонденции со счетами 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет" и другими, аудитор проверяет своевременность погашения полученных кредитов.
Аудитору следует обратить внимание на вопросы обеспеченности кредита. Основными видами кредитного обеспечения являются поручительство, гарантия, залог ценных бумаг, товаров, другого имущества. Договоры о залоге достаточно распространены. При этом необходимо проверить: реальность договора о залоге, не составлен ли он формально, насколько конкретизированы в нем предметы залога.
Для погашения кредитов используются денежные средства с расчетного и валютного счетов, а также ценные бумаги.
Аудитор проверяет правильность применения плана счетов по видам кредитов, как организован синтетический и аналитический учет по этим счетам, соответствуют ли данные аналитического учета данным синтетического учета, Главной книге, соответствуют ли остатки в этих регистрах остаткам на соответствующих счетах в балансе организации.
Оценивая систему бухгалтерского учета, аудитор для получения документальных доказательств использует соответствующие методы аудита: пересчет, инвентаризацию, подтверждение, прослеживание, аналитические процедуры и др. В частности, метод арифметической проверки применяется для установления правильности расчета процентов по кредитам.
Инвентаризация позволяет проверить достоверность расчетов с банками, выявить расхождения между кредиторской задолженностью банкам по полученным ссудам, отраженным в учете и фактически имевшей место.
Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности аудитор получает подтверждение в письменной форме от независимой третьей стороны. Например, в банке можно получить справку о составе задолженности предприятия перед банком с расшифровкой по номерам кредитных договоров. В случае наличия расхождения между учетными данными и информацией третьей стороны должны быть применены дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин этого.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13