Рефераты. Кредит и порядок их учета. Аудит банковских кредитов

В разделе “Информация по запрашиваемому кредиту” указывается сумма запрашиваемого кредита, подробное описание целей кредита, кото­рое расшифровывается в бизнес-плане или технико-экономическом обос­новании, которое прилагается к заявке; также в данном разделе указыва­ются предполагаемые формы обеспечения кредита и прочие условия, ка­сающиеся предоставления кредита.

К заявке, кроме вышеперечисленных документов прилагаются копии учредительных документов, баланс на отчетную дату, отчет о финансовых результатах, копии договоров, справок и других документов, подтвер­ждающих предоставленные расчетные данные, а также документы, под­тверждающие право владения закладываемым имуществом.

Если предприятие желает получить кредит в СКВ, необходимо также предоставить документы,  аргументирующие необходимость такого кредита (контракт на выполнение работ или закупку товаров, оборудования, заключенный с иностранной фирмой).

В заключении сотрудником банка описывается кредитная история предприятия, его деловая репутация, анализ финансового состояния, ха­рактеристика достоверности расчетов и возможности выполнения заплани­рованных показателей, перечень основных рисков, делаются выводы о це­лесообразности выдачи кредита и предлагаются условия кредитования.

В зависимости от величины кредита решение о его выдаче принима­ется либо руководством кредитного отдела, либо кредитным комитетом. Решение о выдаче особо крупных кредитов принимается Советом банка либо Общим собранием акционеров.

После одобрения заявки на кредит и принятия коммерческим банком решения о его выдаче, оформляется и подписывается обеими сторонами кредитный договор. В дальнейшем кредитные взаимоотношения предпри­ятия с банковской организацией строятся на основе заключенного кредит­ного договора.

Кредитный договор является главным правовым документом, регулирующим кредитные отношения заёмщика и банка, защищающим экономические интересы сторон и определяющим их права, обязанности, степень материальной ответственности за нарушение его основных условий.

В кредитном договоре определяется: сумма кредита; условия кредито­вания (срок, кредитный процент, способ обеспечения кредита); обязанно­сти банка (срок и способ, выдачи кредита); обязанности заемщика (способ и своевременность выплаты  процентов по кредиту, предоставление отчет­ности по использованию кредита и т.д.); права банка (права по изменению процентной ставки, право контроля использования кредита, право штраф­ных санкций и их описание и т.д.); права заемщика (право досрочного по­гашения кредита, право на получение неустойки за неисполнение банком своих обязательств); ответственность сторон.

Заключение кредитных договоров проходит в несколько этапов:

1. Формирование содержания кредитного договора клиентом-заёмщиком (вид кредита, сумма, срок, обеспечение и т.д.).

2. Рассмотрение банком предоставленного клиентом проекта кредитного договора и составление заключения о возможности предоставления кредита вообще и об условиях его предоставления в частности (при положительном решении вопроса). На этом этапе банки определяют:

а) кредитоспособность потенциальных заёмщиков. Проверка кредитоспособности является предпосылкой заключения кредитного договора. Банк в процессе этой работы реализует предоставленное ему рыночными условиями хозяйствования право на выбор субъекта кредитной сделки, сообразуясь со своими экономическими интересами;

б) свои возможности предоставить кредит хозорганам в требуемых им суммах исходя из имеющихся в наличии кредитных ресурсов, возможностей их увеличения за счёт своей депозитной и процентной политики, привлечения межбанковских кредитов, рефинансирования в ЦБ РФ и т.д.

3. Совместная корректировка кредитного договора клиентом и банком до достижения взаимоприемлемого варианта и представления его на рассмотрение юристов.

4. Подписание кредитного договора обеими сторонами, т.е. придание ему силы юридического документа.

За нарушение условий кредитного договора предусматривается ответственность сторон, в том числе и имущественная.

Кредитный договор  оформляется в двух равноценных экземплярах – по одному для каждой из сторон и является основным документом при решении всех спорных вопросов между банком и предприятием.

Для бухгалтерии предприятия кредитный договор является основным документом, подтверждающим получение кредита, выплату процентов, пеней, комиссий и других выплат банку со стороны предприятия.

Современный кредитный договор, как правило, содержит следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Права и обязанности заёмщика.

3. Права и обязанности банка.

4. Ответственность сторон.

5. Порядок разрешения споров.

6. Срок действия договора.

7. Юридические адреса сторон.


1.2  Аналитический и синтетический учет банковских кредитов и процентов по ним

          Правила, которым должен следовать бухгалтер при учете расходов по кредитам и займам, устанавливает Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01). Этим документом должны руководствоваться все российские организации, кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений.

          Особое значение имеет то, на какой срок банк выдал предприятию кредит.

          Так, в п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденного приказом Министерства Финансов Российской Федерации  от 02 августа 2001 г. № 60н, говорится: задолженность, которая должна быть погашена менее чем за 12 месяцев, называется краткосрочной. А если кредит выдается на срок более года  - то это уже долгосрочная задолженность. Поэтому чтобы учесть рублевый кредит банка, бухгалтер использует такие счета:

-        66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», субсчет «Сумма кредита»;

-        67  «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», субсчет «Сумма кредита».

По кредиту данных счетов отражается получение кредита, по дебету - его по­гашение.

Первое, что должен сделать бухгалтер организации, которая получила кредит, это отразить в бухгалтерском учете основную сумму долга – задолженность перед заимодавцем или  кредитором. Согласно п.3 ПБУ 15/01, это фактически поступившая сумма. Данная сумма должна быть определена в договоре между заемщиком и заимодавцем (кредитором).

В момент получения краткосрочного кредита должна быть сделана проводка:

ДЕБЕТ 10 (41, 50, 51, 52, 55, 60, 76…)     КРЕДИТ 66

-       Отражена задолженность по краткосрочному кредиту;

В момент получения долгосрочного кредита должна быть сделана проводка:

ДЕБЕТ 10 (41, 50, 51, 52, 55, 60, 76…)     КРЕДИТ 67

-       Отражена задолженность по долгосрочному кредиту;

Обычно задолженность считается долгосрочной, пока не истечет срок ее погашения. Вместе с тем, согласно п.6 ПБУ 15/01, организация может перевести такую задолженность в краткосрочную в тот момент, когда по условиям договора до возврата основного долга останется 365 дней. Правда, возможность такого перевода должна быть предусмотрена в учетной политике организации.

И краткосрочные, и долгосрочные задолженности по кредитам делятся на срочные и просроченные. Пока срок погашения задолженности не наступил, задолженность считается срочной. На следующий день после того, как истек этот срок, заемщик обязан перевести свою задолженность из срочной в просроченную. Расшифровку сумм срочной и просроченной кредиторской задолженности следует дать в приложении к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) в разделе «Движение заёмных средств».

В бухгалтерском балансе сумма начисленных и причитающихся к уплате процентов за пользование кредитами отражается в составе соответствующей кредиторской задолженности по кредитам.

Порядок отражения кредитов на счетах бухгалтерского учёта зависит от целей на которые получены заёмные средства. Проценты за пользование кредитами учитывают по кредиту счета 66 или 67 – на отдельных субсчетах.

Таким образом, на конец каждого отчетного периода задолженность предприятия перед банком числится на этих счетах и состоит из:

-        Суммы предоставленного кредита;

-        Процентов за пользование этим кредитом.

В п.17 ПБУ 15/01 сказано: задолженность по полученным кредитам показывается с учетом причитающихся к уплате процентов.

Проценты за кредит отражают в бухгалтерском учете по мере того, как их начисляют. И не важно, уплачены они банку или нет. Такой порядок установлен п.14  ПБК 15/01. Согласно этому же пункту проценты по полученным кредитам – это операционные расходы предприятия. Их учитывают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Оплата начисленных процентов по полученным кредитам и займам, согласно пункту 10 ПБУ 15/01, отражается как уменьшение кредиторской задолженности.

Таким образом, получая банковский кредит и покупая материалы, бухгалтер делает следующие записи:

ДЕБЕТ 51     КРЕДИТ 66 субсчет «Сумма кредита» (67 субсчет «Сумма кредита»)

-        Получен рублевый кредит банка;

ДЕБЕТ 10     КРЕДИТ 60

-        Оприходованы материалы, купленные у поставщика;

ДЕБЕТ 19     КРЕДИТ 60

-       Учтен НДС по оприходованным материалам;

ДЕБЕТ 60     КРЕДИТ 51

-       Деньги за оприходованные материалы перечислены поставщику;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»     КРЕДИТ 19

-       Зачтен НДС по оплаченным материалам;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»     КРЕДИТ 66 субсчет «Проценты по кредиту» (67 субсчет «проценты по кредиту»)

-       Начислены проценты за пользование кредитом банка.

Проценты за пользование банковским кредитом не всегда нужно учитывать на счёте 91 в составе операционных расходов. Они могут отражаться и на счёте 10 «Материалы».

Так, в п.5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденного приказом Минфина России от 9 июня 2001г. № 44н, сказано, что материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. А фактическая себестоимость материальных ценностей – это сумма всех затрат на их приобретение (за исключением НДС и акцизов). Между тем п.6 ПБУ 5/01 включает в такие затраты и проценты, начисленные по банковскому кредиту, который организация брала специально для покупки материалов. При этом на счет 10  относятся только те проценты, которые начислены до того, как ценности были доставлены на склад (приняты к бухгалтерскому учету). А в п.15 ПБУ 15/01 говорится: если сумма полученного кредита направлена на перечисление аванса поставщику, то расходы по обслуживанию этого кредита заемщик относит на увеличение дебиторской задолженности (то есть в дебет счета 60 субсчет «Расчеты по выданным авансам»).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.