В действительности победителями в конкурентной борьбе выходят то крупные, то мелкие, то сильные, а порой (в виде исключения) даже слабые фирмы.
Конкуренция не сводится к борьбе сильного против слабого.
В реальности конкуренция строится по более сложной формуле. Существует несколько типов хозяйственных единиц, имеющих свои особенности: у ведущих монополий - это сила, у мелких фирм - гибкость, у специализированных компаний - приспособленность к особым сегментам (’’нишам’’) рынка, у фирм-новаторов - преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях преимущество получает то одно, то другое качество.
Конкуренция носит для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, объективно-принудительный характер. Она заставляет их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые продукты. Иначе говоря, конкуренция систематически воздействует на индивидуальные издержки производства в сторону снижения, заставляет экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.
Сущность конкуренции.
Конкуренция выполняет функцию стимулирования хозяйственной деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество за большую прибыль, деньги покупателя создаёт такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители.
Конкуренция способна ’’санировать’’ производство, выталкивая из него нерентабельные, отсталые в техническом отношении предприятия.
Конкуренция так же выполняет функцию дифференциации доходов товаропроизводителей. Выигрывает в конкуренции тот, кто минимизирует затраты на выпуск аналогичной продукции, оперативнее учитывает изменения в потребительских вкусах и предпочтениях покупателей и способен перестраиваться ’’на ходу’’.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства, и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена.
Виды конкуренции.
Различают четыре рыночных ситуации в зависимости от количества, ’’ удельного веса’’ на рынке товаропроизводителей и влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену: совершенная конкуренция (полиполия), монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.
Конкуренция в рыночной экономике.
Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция- главный механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог- застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.
Конкуренция- сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция- это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ’’нормальной’’ конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ’’перекосов’’ и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ’’дефицитный рынок’’ ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий ’’дефицитный рынок’’ можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.
В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:
6) устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства.
7) свёртывание товарно-денежных отношений
8) ликвидация конкуренции
9) искусственная концентрация и узкая специализация производства
10) преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.
Методы конкуренции.
Принято разделять конкуренцию на:
-ценовую (конкуренцию на основе цены);
-неценовую (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн и сервис).
К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы управления фирмой. Степень важности некоторых из них в коммерческом успехе фирмы представлена в моей таблице.
(Маркетинговые методы управления фирмой).
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:
-промышленный (экономический) шпионаж;
-переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
-выпуск поддельных товаров.
- махинации с деловой отчетностью;
- сокрытие дефектов и т.д.
Статистические данные.
В каждом деле существует своя цепочка ценностей, такая же цепочка есть и в сфере предпринимательской деятельности.
Все виды деятельности, входящие в цепочку ценности, вносят свой вклад в потребительскую стоимость. Их можно условно разделить на две категории: основная деятельность и вспомогательная деятельность.
(Цепочка ценности).
Исходя из следующей таблицы (ста крупнейших компаний мира) я сделал вывод, что, примерно, 80% крупнейших фирм находятся на территории США и Японии. А так же я пришёл к выводу, что большинство этих компаний ведут свою деятельность в условиях олигополии.
Причём стоит заметить, что не одна российская компания не входит в этот список, и это говорит о том, что наша страна не может в данный момент создать условия для существования больших, отечественных компаний и это весьма печально.
(Место стран по конкурентоспособности).
Обозначения: I-транспортные средства, II-химикаты, III-неэлектронная продукция машиностроения, IV-средства информатики, V-комплектующие к электронной технике, VI-минеральное сырьё, VII-базовая продукция обрабатывающей промышленности, VIII-прочая продукция обрабатывающей промышленности, IX-непереработанные товары продовольственного назначения, X-продукция пищевой промышленности, XI-продукция лесного комплекса, XII-одежда, XIII-текстиль, XIV-изделия из кожи.
Довольно любопытную картину даёт распределение мест по уровню конкурентоспособности, занимаемых разными странами в отдельных отраслях. Как это ни странно, но США ни в одной из крупнейших отраслей производства ни первого, ни второго, ни третьего конкурентного места. Наибольшее кол-во первых и вторых позиций по конкурентоспособности производств мы видим у Германии, Италии, Франции, Швеции.
Да и позиции России не выглядят в приведённой таблице ужасными. Поэтому было бы никуда не годным решением добровольно списывать свою страну из претендентов на высокие конкурентные позиции в мире. Но для этого требуется изменить акценты в экономической и инновационной политике.
Антитрестовская политика.
В настоящее время практически во всех странах мира действуют антитрестовские законодательства, направленные на сдерживание монополии. Эти законодательства запрещают слияние крупных олигополистических компаний, установление монопольно высоких и монопольно низких цен, а так же вводят запреты на монопольную деятельность государства и т.д.
Выполнение данного законодательства контролирует Государственный комитет по антимонопольной политике.
Особенно разработанным считается антимонопольное законодательство в США.
Заключение.
Итак, конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.
Преимущества:
1) Способствует более эффективному использованью ресурсов;
2) Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
3) Создаёт условия по оптимальному использованью научно – технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;
4) Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
5) Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.
…И определённые недостатки…
Недостатки:
1) Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);
2) Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;
3) Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);
4) Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;
5) Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;
6) Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
К сожалению лишь недавно мы осознали необходимость экономического соревнования производителей, их конкуренции для успешного развития народного хозяйства. Такая необходимость объясняется, прежде всего, невозможностью бездейственной системы материальных стимулов. В недавнем прошлом доминировало стремление сделать стержнем этой системы стимулы, устанавливаемые "сверху", в директивном порядке. Но эффективность такой системы была весьма ограничена.
Именно принудительная сила конкуренции побуждает фирмы предпринимать энергичные усилия, чтобы снизить свои издержки производства и сбыта до минимального уровня. Иными словами, угроза огромных материальных потерь во многих случаях заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и "подогнать" свои издержки к низким рыночным цена.
В целом же, эта форма экономических отношений несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21