Рефераты. Конкуренция

4.5                       Современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции

 

В конце XIX – начале ХХ в. во многих работах прославлялась экономика «свободной конкуренции». В этот период отождествлялись понятия, с одной стороны, «свободная конкуренция» и «совершенство», с другой - «монополия»

и «несовершенство экономического механизма», «монополия» и «социальная несправедливость». Термин «несовершенная» означал в то время несовершенство, неэффективность из-за нарушения механизма выравниванья прибылей и «социальное несовершенство» из-за того, что монополии часть «законной прибыли» изымали у других отраслей.

Позднее термин «несовершенная конкуренция» утратил смысл экономического несовершенства, так как представители теории «несовершенной конкуренции» стали рассматривать монополию как условие массового производства, которое сопровождалось ростом производительности труда, снижения издержек производства. «Несовершенство» стало признаваться фактически только с социальных позиций. Оно проявлялось по отношению к немонополизированным производителям.

В современных условиях «несовершенная конкуренция» в основном применяется для характеристики монополистического сектора. П. Самуэльсон называет немонополизированные отрасли «больными», переполненными мелкими капиталами, с высокими издержками производства и мелкой прибыльностью. «К сожалению, - отмечал П. Самуэльсон - в большинстве хронически перенаселённых больных отраслей рыночная конкуренция весьма далека от совершенства. Экономические последствия такой формы несовершенной конкуренции могут быть хуже, чем при полной монополии». При этом он признаёт экономическое и социальное несовершенство монополий и олигополий в связи с их практикой повышения цен и сокращения производства. Дж. Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в условиях мелкого бизнеса или «незрелых» монополий начала ХХ в. При этом несовершенство проявляется в больших размерах риска и неопределённости, которые ведут к значительным потерям, банкротствам и безработице. Он считает, что конкуренция принимает совершенный характер при переходу к современному господству «зрелых» монополий, которые, по его мнению, стремятся не к максимизации прибыли, а к минимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста.

 В настоящее время в качестве концепции «совершенной конкуренции» получила распространение так называемая экономическая теория производства. В её модели выделяют два типа рынков:

-Рынок товаров и услуг, используемых для личного потребления;

-Рынок факторов производства.

 Взаимосвязь между этими рынками сформулирована в виде технического закона, называемого экономистами «функцией производства». Сущность этого закона заключается в том, что существует технологическая взаимосвязь между любыми данными производственными затратами (или затратами факторов производства) и размерами продукции, которую можно изготовить с их помощью. Для каждого отдельного периода всегда существует максимальный объём выпуска, которого можно достигнуть при данных затратах факторов производства.

 Фирма, с одной стороны, выступает как поставщик своих товаров, с другой - как потребитель, носитель спроса на факторы производства. При этом цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональны соответствующим физическим объёмам производимых с их помощью продуктов. Коэффициентом пропорциональности выступают предельные издержки производства. В результате в точке равновесия достигается «справедливое» распределение производственного продукта, при котором каждый участник обмена получает лишь ту долю продукта, которая соответствует принадлежащим ему факторам производства и их вкладу в производство.

 

5                  Способы ведения конкурентной борьбы

 

 Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и как было уже отмечено выше означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

 Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

 Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

 

5.1                 Добросовестная конкуренция и недобросовестная конкуренция

 

 Основными методами являются:

 - повышение качества продукции

 - снижение цен ("война цен")

 - реклама

 - развитие до- и послепродажного обслуживания

 - создание новых товаров и услуг с использованием достижений

 

 Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

 Более эффективной и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.

 В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

 Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.

 В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.