Рефераты. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере розничных сетей)

Необходимость гибких подходов относится и к построению внутренней структуры компаний в целом. Речь идет о создании интегрированных структур с относительно независимыми звеньями, которые обеспечиваю дополнительную устойчивость бизнеса. Тем, кто смотрит вперед, приходится заботиться о кадровом потенциале – создавать дееспособные менеджерские команды, набирать людей под будущие проекты и обучать их. Нужно также обучать персонал – в центре и в регионах.

Готовясь к приходу западных сетей, российские компании учатся у них внедрению передовых технологий продаж. Ярким примером являются практики потребительского кредитования. В 2001 г. на продажи в кредит приходилось, по оценкам руководителей компаний, 20-30% их общего объема (по оценкам независимых экспертов – вдвое меньше). Первоначально лидером потребительского кредитования на московском рынке стал банк «Русский стандарт». Среди других банков выделяются Российский национальный коммерческий банк, «Первый О.В.К.», Сбербанк России. Первыми среди компаний в сфере электробытовой техники к новому опыту прибегли компании «Мир» и «М.Видео». Вскоре к ним присоединились «Техносила», «Техмаркет», «Формоза», и нет сомнений, что этот круг будет быстро расширяться.

Немалые резервы кроются в сфере улучшения обслуживания и привлечения покупателей. Разрабатываются разные системы дисконтных карт, привязанных к определенным видам товаров, времени или объемам покупок. Менеджеры учатся проводить гибкую ценовую политику, устраивая «магазины в магазинах», активно демонстрируя свои сильные стороны. Осваиваются передовые методы мерчендайзинга, связанного с расположением товаров на полках и их представлением покупателю.

Оживление произошло даже в такой, как казалось раньше, безнадежной сфере, как торговля электробытовой техникой и электроникой отечественного производства. Заметно возросла рентабельность «красной сборки». И начало 2000-х годов ознаменовалось взрывным ростом выпуска отечественных телевизоров («Рубин», «Сокол», «Rolsen» и др.), хотя частично это было вызвано переносом в Россию корейского производства. Более умеренно, но растет выпуск холодильников («Стинол», «Атлант»), стиральных машин и мелкой электробытовой техники. И хотя доля российских товаров по многим позициям составляет в среднем около 5-10%, но определенную нишу им все же удалось занять. По другим же товарным группам в сфере деятельности компаний АКОРТ (продукты питания и другие потребительские товары) отечественные товары составляют куда более значительную долю – 50-80%. Сначала оживление отечественного производства стало результатом импортозамещения, порожденного кризисом. Но в перспективе все большую роль будут играть совместные российские производства с зарубежными партнерами.[1]


2.4. СОТРУДНИЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ.

Сотрудничество  и конкуренция, образуя противоречивое единство, пронизывают всю деятельность национальных и транснациональных хозяйствующих субъектов, они вызваны к жизни непрерывным прогрессом в науке, технике, технологиях, организации и управлении как в национальных, так и в международных масштабах, процессами интернационализации, транснационализации, региональной интеграции, глобализации.

Страны с развитым рыночном хозяйством, индустрией и наукой и их хозяйствующие субъекты, а также транснациональные компании (ТНК) накопили богатый и разнообразный опыт  международного кооперационного взаимодействия и конкурентной борьбы, соединения конкуренции с сотрудничеством, кооперацией.

Россия ныне значительно отстает от многих стран мира по масштабам и формам кооперационных связей. Одной из главных причин этого является свершившийся за последние годы разрыв хозяйственно-кооперационных связей внутри страны, а также с хозяйствующими субъектами ближнего и дальнего зарубежья.

Переход России к рыночной экономике требует выработки новых подходов к сотрудничеству как национальному (отраслевому, межотраслевому, международному, внутрикорпоративному), так и международному, с тем чтобы  использовать его резервы и преимущества.

Вступая в сотрудничество, хозяйствующие субъекты одной или нескольких стран преследуют определенные или общие цели, не забывая и свои частные, достижение которых в одиночку им не под силу, при этом инициаторы кооперации среди действующих конкурентов выбирают относительно равных себе партнеров по конкурентному потенциалу, особенно тех опыт и знания которых отсутствуют у фирмы- инициатора кооперационного проекта. Более сильные конкурентные позиции имеют обычно крупные компании, особенно транснациональные. Последние быстрее реагируют на новейшие достижения научно-технического прогресса, активнее опираются на мощь патронирующих их государств.

В определенных условиях конкуренты, оперирующие в широких нишах рынка, объединяются, руководствуясь своими стратегическими интересами под давлением серьезных затруднений в их деятельности. Вместе с тем при коренном улучшении положения того или иного участника договора, укреплении его научно-производственного и рыночного потенциала, достигнутого в процессе кооперации, он может расширить свое независимое функционирование нередко снова становясь конкурентом бывшему партнеру.

Договорная кооперация не гармонизирует раз и навсегда отношения фирм, взаимодействующих в ее рамках. Скорее она выражает компромисс различающихся подспудных целей и стратегий каждого желающего объединиться, взаимовыгодный на определенном этапе и потому их объединяющий.

В сфере высоких технологий в настоящее время возобладала комбинированная модель МПК, многократно указавшая свои преимущества. Ее особенность состоит в заранее обусловленном двухэтапном сотрудничестве. На первом этапе конкуренты становятся равноправными и равнозаинтересованными кооперантами. Это этап производственно-технологического освоения совместно полученных данных по проекту МПК на втором этапе (производство продукции, ее сбыт и послепродажный сервис) каждый из кооперантов ведет самостоятельный бизнес. Союзники вновь становятся конкурентами.

Повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий, увеличение масштабов ее реализации на рынках, особенно внешних, невозможно без активизации межфирменных связей, в том числе с зарубежными партнерами.

Любые формы устойчивого взаимодействия партнеров в сфере внешнеэкономических отношений сводятся, в конечном счете, к разделению и кооперации труда (производства), их взаимодействию, опосредуемому экспортно-импортным обменом товарами и услугами.

 Предприятия обрабатывающих отраслей промышленности, особенно машиностроения, не могут функционировать без широких горизонтальных и вертикальных кооперационных связей с партнерами своей и зарубежных стран. Это предопределено характером продукции названных отраслей и применяемых в них технологий.

Ныне международные межфирменные кооперационные связи охватывают весь инновационно-воспроизводственный цикл: НИОКР – инжиниринг и строительство – производство и сбыт (в том числе экспорт) продукции, ее послепродажный сервис. Кооперация производства в сфере высоких технологий трансформировалась ныне в научно-производственную. Она стала определять весь облик современного мирохозяйственного развития в отраслях перерабатывающей промышленности, особенно машиностроении, электроники, металлургии, химической промышленности, а также конкурентоспособность продукции отраслей. Даже крупная, лидирующая в своей нише национальная кооперация ныне не может обойтись без кооперационных связей с фирмами разных стран мира.

Эффективное и конкурентоспособное участие России, ее хозяйствующих субъектов в мирохозяйственных процессах разделения труда и кооперации производства, его интернационализации и транснационализации возможно лишь при обеспечении не только и не столько частных, сколько принципиальных организационно-экономических мер общегосударственного характера.

При разработке новой промполитики России следовало бы предусмотреть создание в России в короткий срок развитой законодательно-нормативной, правовой базы в основном прямого действия, обеспечивающей возможности и заинтересованность в активном включении российских хозяйствующих субъектов в процесс международного промышленного сотрудничества, прежде всего в научно-производственную кооперацию, и извлечение на этой основе крупномасштабных выгод. Одновременно понадобится определить меры «подтягивания» инфраструктуры российского рынка до уровня, отвечающего базовым потребностям международного бизнеса по обучению персонала органов государственной исполнительной власти, руководящего и оперативного персонала предприятий навыкам ведения хозяйства в динамично изменяющихся условиях на российском и внешних рынках.

Коренного сдвига в повышении конкурентоспособности российских предприятий и их продукции можно добиться лишь при последовательном изменении структуры внешнеэкономических связей России на основе наращивания производства и экспорта высокотехнологичной, наукоемкой и конкурентоспособной продукции, изготовляемой, преимущественно, по российским «прорывным» технологиям, с опорой, главным образом, на отечественный интеллектуально-кадровый и природно-ресурсный потенциал, модернизируемые производственные мощности, импортозамещение экономически неоправданно ввозимых в Россию товаров.


3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкуренция является необходимым и определяющим условием    нормального функционирования рыночной экономики.

1) она способствует развитию научно-технического прогресса. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

И в то же время:

1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

 3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

       Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

      Что же объединяет все рассмотренные разнородные элементы новых деловых стратегий? Российские сетевые компании в ускоренном порядке осваивают достижения крупных западных операторов, которые претендуют на место ведущих участников рынка и скоро, видимо, его займут. Подобная имитация действий ведущих игроков (или по крайней мере, соотнесение с их действиями) является обычной практикой для участников рынка. Любопытно, что новые правила игры устанавливаются (навязываются) еще до выхода на сцену новых влиятельных игроков. Российские сетевые структуры пытаются играть на опережение, копируя транснациональных операторов в структурном и институциональном отношениях, чтобы подготовиться к новой конкурентной ситуации («стать как они, до того, как они пришли»). В какой мере успешными окажутся подобные действия, мы увидим не позднее чем через три-четыре года.




















4. БИБЛИОГРАФИЯ


1.          Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

2.          Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. – СПб: Спектр, 2000. - 284 с.

3.          Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Республика,1993.

4.          Портер М. Международная конкуренция. - М.: Инфра-М, 1994.

5.          Радаев В. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках// В.Э. – 2003. - №7. – С 57-77.

6.          Рубин Ю.Б. Конкуренция: Реалии и перспективы. - М.: Знание, 1990 г.

7.          Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. - М.: ЮНИТИ, 1996.

8.          Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: "ГНОМ-ПРЕСС", 1998. - 384 с.


[1] Радаев В. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках// В.Э. – 2003. - №7. – С 57-77.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.