Рефераты. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере розничных сетей)

Однако нас больше интересует ситуация на стороне предложения, которая выглядит более тревожной. Главный источник обострения конкуренции таится в расширении зоны пересечения интересов разных типов игроков. Такие «спорные» зоны существуют всегда, однако степень напряжения на их границах может быть разной. В нашем случае с точки зрения российских сетевых компаний выстраиваются три пограничные зоны – с открытыми рынками, региональными операторами и западными сетями. Рассмотрим их более подробно.

Сетевые компании и открытые рынки. Развивающимся российским сетевым структурам по-прежнему противостоят сохраняющиеся открытые рынки с множеством маленьких магазинчиков и палаток, которые покрывают в среднем около ¼ всей розничной торговли. Сегодня проблема взаимоотношений с открытыми рынками обостряется. Дело в том, что до начала 2000-х годов ведущие рыночные игроки, формирующие свои сетевые структуры, и открытые рынки занимали во многом разные ниши. Сетевые магазины продавали более дорогие брэндовые товары, преимущественно европейского производства, оставляя открытым рынкам сегменты более дешевой и менее качественной азиатской продукции. Сейчас розничные сети строят большие магазины и торговые центры, в которых существенно расширяется ценовой спектр предлагаемых товаров. Соответственно они начинают претендовать и на нишу более дешевого товарного ассортимента. Конкуренция обостряется, но не потому, что наступают открытые рынки, а потому, что расширяются интересы розничных сетей.

В связи с этим ситуация вокруг стихийных рынков не может не волновать представителей розничных сетей. Демпинг через внемагазинные формы торговли способен серьезно «портить» рынок, который очень чувствителен к уровню цен. Причем это может происходить даже при относительно малом объеме выбрасываемого на рынок товара. «Портится» информационное поле, приходится ждать окончания «слива» дешевого товара, дополнительно убеждать дезориентированных клиентов. В отдельных случаях (например, в случае с мобильными телефонами) через рынки могут «сниматься сливки» от нелегального ввоза новых моделей, на продажу которых ведущими участниками еще не получены официальные разрешения. Через рынки также распространяется большой объем несертифицированной и откровенно фальсифицированной (контрафактной) продукции. Хотя доля подделок в последние годы заметно снижается, но по отдельным позициям, согласно выборочным данным Государственной торговой инспекции, они составляют 30-60% предложения товаров.

В организации самих открытых рынков произошли серьезные изменения. Традиционный для начального периода реформ индивидуальный челночный бизнес сошел со сцены. Еще сохраняются поставленные на поток организованные формы челночничества, когда группы физических лиц курсируют через границу, оформляя «на себя» минимально допустимое количество товара. Но челноки не представляют для ведущих операторов заметной угрозы. Если речь идет о сфере электроники, то, во-первых, челноки везут относительно дешевые и несертифицированные модели (в основном из Дубаи). А во-вторых, количество ввозимых ими товаров слишком мало по сравнению с оборотом крупных операторов.

Одновременно произошло укрупнение, концентрация бизнеса, что просто менее заметно, ибо не сопровождалось особым шумом. За мелкими фирмами, имеющими по две-три торговые точки, часто стоят крупные дистрибьюторы с отстроенными «серыми» и «черными» схемами ввоза товаров. В отличие от мелких фирм, «протаскивающих» через таможню по одной-две машины, они завозят крупные партии товара, а потом распределяют их по многочисленным контрагентам, в первую очередь на открытых рынках. Именно эти крупные полутеневые операторы и представляют здесь основную конкурентную силу. Таким образом, открытые рынки, которые порою называют «стихийными», на поверку оказываются не столь стихийными.

Давление на открытые рынки со стороны сетевых компаний постепенно возрастает. Преимущества более цивилизованных магазинных форм торговли достаточно очевидны. Это – не только более комфортные условия и лучшее обслуживание. Это – предоставление гарантий того, что проданный товар сертифицирован, соответствует заявленному качеству, и что в случае поломок может быть отремонтирован или заменен. Открытые рынки чаще всего подобных услуг предоставить не могут. Выдаваемые там гарантии весьма условны. Да и самих продавцов через короткое время уже можно не найти по причинам их постоянного передвижения, ротации мест, просто исчезновения. В целом опрошенные руководители указывают на тенденцию к оттоку части покупателей со стихийных рынков и переориентации на магазины.

В первую очередь уходят представители средних классов, оставляя рынки малообеспеченным слоям населения. Тем не менее переориентация на магазинные формы торговли происходит не слишком быстро. Эти наблюдения подкрепляются официальной статистикой МЭРТ России, в соответствии с которой в 2001-2002 гг. доля открытых рынков в розничной торговле сократилась примерно на полтора процента (с 26,3 до 24,7%).

Если по таким товарным группам, как крупная электробытовая техника, стихийные рынки понемногу вытесняются, то по другим (продукты питания, одежда и др.) их доля остается весьма значительной. А, например, в сфере строительных и отделочных материалов позиции открытых рынков по-прежнему достаточно сильны. Дело в том, что цены на аналогичную продукцию на этих рынках, как правило, на 10-20% ниже, чем в магазинах, что достигается за счет использования «серых» и «черных» таможенных схем, а также более низких накладных расходов. Кроме того, рыночные торговцы фактически не платят налогов, образуя своего рода внутренние оффшоры. Заставить же их платить налоги практически невозможно, ибо в этом случае они начнут исчезать, трансформироваться в магазины. На этом фоне крупные торговые компании оказываются более уязвимыми, ибо они находятся на виду, в любой момент могут стать объектом проверок, а цена возможных потерь здесь более высока.

Сетевые компании и региональные операторы. Москва по-прежнему занимает ключевые позиции по объему продаж потребительских товаров (например, по электробытовой технике ее доля составляет примерно 35-40% в 2001 г., 30-35% - в 2002 г.). Поскольку очень весомая часть потребительского спроса концентрируется в Москве и закупки для регионов также осуществляются через нее, ведущие торговые сети за исключением торгово-инвестиционной группы «Эльдорадо» не занимались региональной экспансией систематически, ограничивались в основном московским рынком (отчасти рынков Санкт-Петербурга). А потребности регионов покрывались местными мелкими компаниями, которые часто забирали товар в Москве для реализации в местных некрупных магазинах и микросетях из нескольких магазинов.

Сегодня есть основания считать, что значение регионов для российских сетевых структур начало возрастать, крупные сети стали продвигаться в регионы, претендуя на сегменты рынка, занимаемые местными операторами. Речь идет прежде всего о товарах так называемого экономкласса, то есть о сравнительно недорогой, но достаточно качественной продукции, продажа которой в регионах способна обеспечить достаточный уровень рентабельности. А навстречу из регионов в столицу в сфере электробытовой техники движется компания «Эльдорадо», расширяющая сферу своей деятельности на московский рынок.

Продвижение сетевых компаний в регионы сталкивается с определенными трудностями. Здесь нужно не только отметить необходимость крупных вложений, на и сказать о конкуренции на региональных рынках, которая чаще всего оценивается как более острая по сравнению с Москвой. Причина заключается не в насыщенности местных рынков и не в высокой эффективности мелких местных операторов, а скорее в их низких запросах с точки зрения планки рентабельности и уровня накладных расходов (рентабельность в региональных структурах, по оценкам, оказывается ниже примерно в два раза). Возникают и дополнительные проблемы управляемости бизнеса при местонахождении управляющего и финансового центра компании в Москве. Кроме того, часто москвичей ожидает на местах весьма неласковая встреча – могут затрагиваться интересы местных чиновников, формироваться критическое общественное мнение по отношению к «завоевателям».

Тем не менее успех компании «Эльдорадо» по завоеванию региональных рынков в сфере электробытовых товаров сегодня многими приводится как пример для подражания. И ведущие розничные сети все активнее открывают свои магазины в региональных центрах.

Сетевые компании и транснациональные операторы. Главный же источник напряжения на российском рынке связан с внешним вторжением на него мощных игроков. В страну продвигаются транснациональные операторы, которые первоначально располагаются на границах Москвы, окружая ее все более плотным кольцом. Ввиду огромных масштабов торговли и относительно низких цен они грозят отобрать покупателей одновременно и у российских розничных сетей, и у открытых рынков.

Первые зарубежные сетевые компании (шведская «IKEA», немецкая «Metro», французская «Auchan») начали свою работу с открытия к концу 2002 г. по два гипермаркета. Свой первый торговый центр в начале 2003 г. открыла немецкая компания «Marktkauf». Появление других зарубежных сетей считается неизбежным и ожидается не позднее 2004 г. На пороге стоят другие западные сети (прежде всего германские и французские). Политика московского правительства благоприятствует их вхождению на российский рынок, а Москва становится для них основными воротами для прихода в Россию.

Оценка последствий прихода в нашу страну западных сетей охватывает буквально весь спектр мнений – от пессимистического («всех сожрут») до оптимистического («мы полностью готовы к их приходу»). Однако в любом случае ожидается серьезное изменение конкурентной ситуации. Встает вопрос не только о реструктуризации рынка, но и о самом выживании российских сетей и сохранении их брэндов. Опыт стран Восточной Европы (Польши, Венгрии, Чехии) в данном отношении не слишком оптимистичен. Там зарубежные операторы сумели подавить местные сети и примерно за пять лет завоевали господствующее положение на рынке.

В чем заключаются сравнительные конкурентные преимущества западных сетей? Их главное преимущество – в огромной финансовой мощи, сопоставимой с финансовыми ресурсами всех российских сетей, вместе взятых. Крупные западные операторы имеют доступ к дешевым долгосрочным кредитам и способны на крупные единовременные инвестиции. Они могут себе позволить достаточно длительное время работать с предельно низкой рентабельностью или даже с запланированными убытками. Один из применяемых ими инструментов – использование демпинговых цен с их последующим повышением до нормального уровня рентабельности после завоевания рыночной ниши.

Финансовые ресурсы крупных западных операторов обеспечивают широкие масштабы деятельности. Они строят сразу несколько торговых центров, стремясь подавить рынок. Возводятся гипермаркеты, заведомо превышающие размеры любых российских супермаркетов. Эти гипермаркеты привлекают покупателей широким ассортиментом предлагаемых товаров (40-60 тыс. наименований) и низким уровнем цен, позволяющим соперничать с открытыми рынками.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.