Рефераты. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере розничных сетей)
Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере розничных сетей)
Министерство образования и науки Российской
Федерации
Ульяновский Государственный Технический
Университет
Кафедра «Экономическая теория»
Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере
розничных сетей)
Группа МД-11
КУРСОВАЯ РАБОТА
Выполнил: Елисеев
А.А.
Научный руководитель:
Д. Соц. Н., профессор Займалин Е.П.
Ульяновск
2005
СОДЕРЖАНИЕ.
1. ВВЕДЕНИЕ
----------------------------------------------------------3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
----------------------------------------------4
2.1.
АНАЛИЗ
КОНКУРЕНТНОЙ СИТУАЦИИ --------5
2.2.
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ СЕТЕЙ
-----------------------------------------------------------------15
2.3.
СТРАТЕГИЯ
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ---------------------20
2.4.
СОТРУДНИЧЕСТВО
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ -26
3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-----------------------------------------------------------30
4. БИБЛИОГРАФИЯ
-------------------------------------------------------32
1. ВСТУПЛЕНИЕ
В настоящее время
в процессе формирования рыночной экономики в России формируются разветвленные
розничные сети крупных торговых компаний. На пути этого формирования встает
необходимость стратегического выбора траектории развития и борьбы за ниши сбыта
с западными операторами.
Целью курсовой
работы является ознакомление с основными чертами конкурентной ситуации в
России.
Задачи
определяются анализом проблемы существования как открытых рынков, так и
российских розничных сетей, по причине конкуренции не только между собой, но и
с западной экспансией.
В работе использованы
периодические и специализированные издания, материалы интернета, и некоторая
другая фактическая информация по данной тематике.
Современная
рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из
огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и
информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы
правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Ключевым
понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции
(лат. concurrere – сталкиваться, состязаться).
Конкуренция -
это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между
производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на
рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется
конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен
и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе,
является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о
заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба -
это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению
рынка товарами.
В данной работе
освещены основные аспекты возможной политики российских предпринимателей по
улучшению эффективности своей деятельности в розничных сетях продаж и способы
оптимального выхода из ситуации входа большого числа западных операторов на
российский внутренний рынок.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Современные рынки
являются динамичными образованиями, испытывающими воздействия множества
экономических, политических и культурных факторов. Появляются новые продукты и
услуги, видоизменяются деловые стратегии, на рынок входят новые участники,
переутверждаются правила игры. Для того, чтобы проследить, как все это
происходит и какие противоречия порождает, мы проанализируем один из сегментов
российских рынков, связанный с деятельностью розничных торговых сетей. Он
особенно интересен, ибо в настоящее время здесь наблюдаются поистине
кардинальные и при этом достаточно быстрые сдвиги. Возникает совершенно новая
конкурентная ситуация, сопровождаемая острой борьбой за передел рынков.
Пора расцвета
открытых уличных рынков уходит в прошлое. Все чаще раздаются призывы к
ликвидации этих «нецивилизованных форм торговли. Сначала их убирают с улиц и
площадей под крыши павильонов, затем сносят и сами павильоны. На их место все
более явно претендуют стремительно расширяющиеся сетевые структуры. Сумеют ли
они занять это место? И какова будущая судьба открытых рынков? Таков первый
немаловажный вопрос.
Между тем и сами
российские розничные торговые сети оказались под серьезной угрозой. Над страной
нависла тень крупных транснациональных операторов, первые из которых уже пришли
в Россию. Оправдаются ли связанные с их приходом ожидания потребительского рая?
И что произойдет в данном случае с российскими компаниями? Не поставит ли это
их на грань исчезновения? Что они должны предпринимать в новой конкурентной
ситуации? Это второй и намного более острый вопрос.
2.1. АНАЛИЗ
КОНКУРЕНТНОЙ СИТУАЦИИ
Посмотрим,
насколько серьезно изменилась в начале 2000-х годов конкурентная ситуация в
сфере розничной торговли потребительскими товарами с точки зрения ведущих
игроков – российских сетевых компаний. Под конкурентной ситуацией мы понимаем
характер взаимного позиционирования и взаимодействия между хозяйственными
агентами, работающими в одном или смежных сегментах рынка.
Опережающий рост
сетевых структур. Рынок розничной торговли электробытовой техникой делится
между тремя основными типами игроков: открытые рынки, обычные («независимые»)
магазины, торговые сети.
Развиваются они
весьма неравномерно. Наблюдающийся в последнее время рост продаж сопровождается
усилением концентрации бизнеса. Обороты более крупных компаний растут быстрее,
а безусловным лидером расширения продаж стали российские розничные сети.
Впрочем, здесь требуется серьезное уточнение. Наступление сетевых структур
нельзя признать всеобщим и безоговорочным, оно касается скорее определенных
рыночных ниш. Мы видим это на примере электробытовой техники. Здесь розничные
сети одерживают серьезные победы в сфере крупной бытовой техники (холодильники,
телевизоры и пр.), где потребителей беспокоит степень надежности техники,
возможность ее гарантийного ремонта. В то же время в сфере мелкой бытовой
техники (кухонные электрические приборы, утюги, пылесосы и пр.) потребитель
пока склонен к экономии и направляется за покупками прежде всего на открытые
рынки.
Далее, розничные сети
выигрывают в большей степени по стоимостным, нежели по натуральным объемам
продаж. Это связано с тем, что они в большей степени специализируются на более
дорогой брэндовой продукции. А открытые рынки заполняются в первую очередь
относительно более дешевыми товарами. Причем понижение цен здесь достигается за
счет более дешевых торговых марок (преимущественно азиатских), а также путем
параллельного («серого» и «черного») ввоза дорогих европейских марок с уходом
от уплаты таможенных пошлин.
Обращает на себя
внимание решительное вытеснение обычных («независимых») магазинов – в отношении
как крупной, так и мелкой бытовой техники. Это касается и стоимостных, и
натуральных объемов реализации, причем по стоимостным показателям вытеснение
происходит быстрее (см. таблицу).
Динамика объема
продаж крупной и мелкой бытовой техники в 2001 г. по сравнению с 2000 г.
(данные GFK-Russia, в %)
Участники рынка
Крупная бытовая техника
Мелкая бытовая техника
Число единиц
Стоимостной объем
Число единиц
Стоимостной объем
Сетевые магазины
74,4
79,7
29,2
39,8
«Независимые» магазины
-5,1
-6,8
-7,5
-24,4
Открытые рынки
9,9
-2,6
61,4
57,5
Всего
21,3
18,6
34,3
30,9