Рефераты. Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере розничных сетей)

Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере розничных сетей)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Ульяновский Государственный Технический Университет

Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере розничных сетей)

 

 

Группа МД-11

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА





Выполнил: Елисеев А.А.   

 

Научный руководитель: Д. Соц. Н., профессор Займалин Е.П.

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск

2005

СОДЕРЖАНИЕ.

1.    ВВЕДЕНИЕ ----------------------------------------------------------3


2.    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ----------------------------------------------4


2.1.        АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СИТУАЦИИ --------5

2.2.        КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ СЕТЕЙ -----------------------------------------------------------------15

2.3.        СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ---------------------20

2.4.        СОТРУДНИЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ -26


3.        ЗАКЛЮЧЕНИЕ-----------------------------------------------------------30

4.   БИБЛИОГРАФИЯ -------------------------------------------------------32


1. ВСТУПЛЕНИЕ

В настоящее время в процессе формирования рыночной экономики в России формируются разветвленные розничные сети крупных торговых компаний. На пути этого формирования встает необходимость стратегического выбора траектории развития и борьбы за ниши сбыта с западными операторами.

Целью курсовой работы является ознакомление с основными чертами конкурентной ситуации в России.

Задачи определяются анализом проблемы существования как открытых рынков, так и российских розничных сетей, по причине конкуренции не только между собой, но и с западной экспансией.

В работе использованы периодические и специализированные издания, материалы интернета, и некоторая другая фактическая информация по данной тематике.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

 Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere – сталкиваться, состязаться).

 Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

 В данной работе освещены основные аспекты возможной политики российских предпринимателей по улучшению эффективности своей деятельности в розничных сетях продаж и способы оптимального выхода из ситуации входа большого числа западных операторов на российский внутренний рынок.


2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Современные рынки являются динамичными образованиями, испытывающими воздействия множества экономических, политических и культурных факторов. Появляются новые продукты и услуги, видоизменяются деловые стратегии, на рынок входят новые участники, переутверждаются правила игры. Для того, чтобы проследить, как все это происходит и какие противоречия порождает, мы проанализируем один из сегментов российских рынков, связанный с деятельностью розничных торговых сетей. Он особенно интересен, ибо в настоящее время здесь наблюдаются поистине кардинальные и при этом достаточно быстрые сдвиги. Возникает совершенно новая конкурентная ситуация, сопровождаемая острой борьбой за передел рынков.

Пора расцвета открытых уличных рынков уходит в прошлое. Все чаще раздаются призывы к ликвидации этих «нецивилизованных форм торговли. Сначала их убирают с улиц и площадей под крыши павильонов, затем сносят и сами павильоны. На их место все более явно претендуют стремительно расширяющиеся сетевые структуры. Сумеют ли они занять это место? И какова будущая судьба открытых рынков? Таков первый немаловажный вопрос.

Между тем и сами российские розничные торговые сети оказались под серьезной угрозой. Над страной нависла тень крупных транснациональных операторов, первые из которых уже пришли в Россию. Оправдаются ли связанные с их приходом ожидания потребительского рая? И что произойдет в данном случае с российскими компаниями? Не поставит ли это их на грань исчезновения? Что они должны предпринимать в новой конкурентной ситуации? Это второй и намного более острый вопрос.


2.1. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СИТУАЦИИ

Посмотрим, насколько серьезно изменилась в начале 2000-х годов конкурентная ситуация в сфере розничной торговли потребительскими товарами с точки зрения ведущих игроков – российских сетевых компаний. Под конкурентной ситуацией мы понимаем характер взаимного позиционирования и взаимодействия между хозяйственными агентами, работающими в одном или смежных сегментах рынка.

Опережающий рост сетевых структур. Рынок розничной торговли электробытовой техникой делится между тремя основными типами игроков: открытые рынки, обычные («независимые») магазины, торговые сети.

Развиваются они весьма неравномерно. Наблюдающийся в последнее время рост продаж сопровождается усилением концентрации бизнеса. Обороты более крупных компаний растут быстрее, а безусловным лидером расширения продаж стали российские розничные сети. Впрочем, здесь требуется серьезное уточнение. Наступление сетевых структур нельзя признать всеобщим и безоговорочным, оно касается скорее определенных рыночных ниш. Мы видим это на примере электробытовой техники. Здесь розничные сети одерживают серьезные победы в сфере крупной бытовой техники (холодильники, телевизоры и пр.), где потребителей беспокоит степень надежности техники, возможность ее гарантийного ремонта. В то же время в сфере мелкой бытовой техники (кухонные электрические приборы, утюги, пылесосы и пр.) потребитель пока склонен к экономии и направляется за покупками прежде всего на открытые рынки.

Далее, розничные сети выигрывают в большей степени по стоимостным, нежели по натуральным объемам продаж. Это связано с тем, что они в большей степени специализируются на более дорогой брэндовой продукции. А открытые рынки заполняются в первую очередь относительно более дешевыми товарами. Причем понижение цен здесь достигается за счет более дешевых торговых марок (преимущественно азиатских), а также путем параллельного («серого» и «черного») ввоза дорогих европейских марок с уходом от уплаты таможенных пошлин.

Обращает на себя внимание решительное вытеснение обычных («независимых») магазинов – в отношении как крупной, так и мелкой бытовой техники. Это касается и стоимостных, и натуральных объемов реализации, причем по стоимостным показателям вытеснение происходит быстрее (см. таблицу).


Динамика объема продаж крупной и мелкой бытовой техники в 2001 г. по сравнению с 2000 г. (данные GFK-Russia, в %)


Участники рынка

Крупная бытовая техника

Мелкая бытовая техника

Число единиц

Стоимостной объем

Число единиц

Стоимостной объем

Сетевые магазины

74,4

79,7

29,2

39,8

«Независимые» магазины

-5,1

-6,8

-7,5

-24,4

Открытые рынки

9,9

-2,6

61,4

57,5

Всего

21,3

18,6

34,3

30,9

 

Итак, все возрастающую роль играют сетевые структуры – ведущие участники данного рынка. В первую очередь это касается наиболее крупного, московского рынка, который в сфере той же электробытовой техники в значительной мере поделен между пятью ведущими сетевыми игроками: «СВ» («Техносила»), «М.Видео», «Мир», «Партия», «Эльдорадо» (включая «Электрический мир»). Все они были созданы в 1992-1994 гг., то есть к моменту обследования находились на рынке около 8-10 лет. В совокупности они овладели до 60% московского рынка электробытовой техники, объем продаж которого в 2002 г. перевалил за полтора миллиарда долларов.

Уплотнение рынка. Острота конкурентной ситуации определяется: со стороны спроса – общей насыщенностью рынка данного вида товаров; со стороны предложения – степенью сегментированности рынка и пересечением зон деятельности разных типов игроков.

В целом наблюдения свидетельствуют в пользу очевидного уплотнения рынка. В начале 20000-х годов конъюнктура была весьма благоприятная. Однако на 2004 г. прогнозируется замедление и даже прекращение роста спроса. Кроме того, рост объема продаж сопровождается снижением рентабельности. Она оценивается, как правило, на уровне 10-20%. Компании вынуждены теперь зарабатывать прежде всего за счет оборота (в еще большей степени, чем розницы, это касается оптовой торговли). К тому же потребитель (особенно в части более дорогих товаров) становится требовательнее в отношении качества продукции и сервисных услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.