Опыт стран с развитой экономикой показывает, что функционирование и развитие любого предприятия не представляется возможным без внедрения концепции маркетинга как формы рыночного управления.
Современный маркетинг представляет собой систему гибкой увязки производства и потребления, способ их согласованного взаимодействия, играющего важную роль в воспроизводственных процессах экономики. По мнению экономистов маркетинговый подход, в основу которого положены идеи удовлетворения нужд и потребностей рынка, должен стать главным направлением стратегии малого бизнеса.
На основе изучения мировой, советской и современной отечественной экономической литературы, в работе рассмотрено содержание концепции маркетинга в малом бизнесе как системы поведения предпринимателя в условиях современного рынка. Маркетинг должен охватывать различные стороны деятельности фирмы и направлять ее на решение таких задач, как комплексное изучение рынка, ценообразование, товарная политика, управление сбытом, коммуникационная деятельность. Основным критерием успеха предприятий малого бизнеса должно стать то, что выпускаемые ими изделия удовлетворяют разносторонние потребности клиентов. Только при выполнении этого условия предприниматель достигает своей главной цели - получения прибыли и увеличения объема сбыта.
Использование концепции маркетинга в практике производственно-коммерческой деятельности предприятий зависит от уровня доходов, масштабов деятельности, стоящих перед ними целей, рыночной конъюнктуры и других факторов. Поэтому степень внедрения концепции маркетинга на отечественных предприятиях различна. В связи с этим, считается необходимым выделить следующие степени внедрения: локальное, частичное и глобальное.
Локальное внедрение маркетинга - разработка и применение инструментов маркетинга в практике фирм, позволяющих установить двухсторонние отношения между производителями и потребителями, основу которых составляют изучение, формирование и реализация потребностей покупателей.
Частичное внедрение системы маркетинга предполагает более высокую степень использования ее элементов, которые пусть и в ограниченном масштабе, но формируют целостную систему маркетинга. В этом случае фирма осуществляет маркетинговую деятельность, опираясь на разработанные долгосрочные планы. Это дает возможность производить продукты с заранее заданными свойствами. Данный уровень использования маркетинга предполагает внедрение его элементов на микроуровне с дальнейшим учетом региональных профилей в общественном разделении труда и формированием регионального рынка.
Глобальное внедрение системы маркетинга - формирование маркетинга на макроэкономическом уровне, которое можно сформулировать как совместную деятельность государства, предприятий, фирм и иных субъектов хозяйствования, направленную на удовлетворение нужд покупателей и создание рынка потребителя.
Такое внедрение системы маркетинга отечественными предпринимателями раскрывает ее целевую направленность, одной из главных составляющих которой является анализ реальных рыночных процессов и тенденций развития предприятия.
На первых порах предприятия малого бизнеса могут использовать у себя лишь отдельные направления маркетинговой концепции, постоянно сужая или расширяя сферы их применения.
Переход к рыночной экономике обуславливает необходимость работать по-новому, приспосабливать производственно-сбытовую деятельность к конкретной рыночной ситуации. Для этого необходимо решение целого ряда задач, главная из которых - ориентация предприятия на принципы маркетинга, как наиболее эффективные в условиях рынка.
Непременным условием успешной деятельности на рынке является постоянное маркетинговое исследование рынка на базе непрерывного сбора и обработки информации обо всех изменениях его конъюнктуры. Исследование рынка позволяет перейти от субъективных суждений к фактам, тем самым, снижая для предприятия степень риска, связанную с быстрыми изменениями соотношения между спросом и предложением. Поэтому изменения рынка являются центральным блоком структуры маркетингового исследования.
Частные предприятия представляют собой один из важнейших объектов микроэкономического анализа. Их можно изучать с самых разнообразных углов зрения, однако в первую очередь их нужно рассматривать с достаточно прозаической точки зрения - как механизм для превращения затрат труда, капитала и природных ресурсов в готовую продукцию, представляющую собой товары и услуги, произведенные для удовлетворения человеческих потребностей. Фирма как производственное звено является ключевым элементом неоклассической традиции микроэкономического анализа.
Каждое предприятие, фирма прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход она сможет получить. Прибыль предприятия, фирмы зависит от двух показателей:
цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называемых «издержками производства». Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве. Что же понимается под издержками производства, прибылью и валовым доходом?
В общем виде издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
В издержки производства и реализации продукции включаются затраты, связанные с непосредственным производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства;
использованием природного сырья;
подготовкой и освоением производства;
совершенствованием технологии и организации производства, а также улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств (затраты некапитального характера);
изобретательством и рационализацией, проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов, выплатой авторских вознаграждений и т.п.;
обслуживанием производственного процесса: обеспечением производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и другими средствами и предметами труда, поддержанием основных производственных фондов в рабочем состоянии, выполнением санитарно-гигиенических требований;
обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности;
управлением производством: содержанием работников аппарата управления предприятия, фирмы и их структурных подразделений, командировками, содержанием и обслуживанием технических средств управления, оплатой консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительскими расходами, связанными с коммерческой деятельностью предприятий, фирм и т.п.;
подготовкой и переподготовкой кадров;
отчислением на государственное и негосударственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, в Государственный фонд занятости населения;
отчислением по обязательному медицинскому страхованию и др.
В силу действия феномена редкости (ограниченности всех видов ресурсов) производство без некоторых издержек вообще невозможно. В силу этого обстоятельства любое решение о производстве чего- либо вызывает необходимость отказа от использования тех же ресурсов для производства каких- то иных вещей (Издержки - это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, что - бы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах). Таким образом, все издержки представляют собой альтернативные (или вмененные) издержки. Альтернативные издержки производства являются главным препятствием, с которым сталкивается фирма в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли. Классификацию издержек производства нужно начать с того, что в число альтернативных издержек, с которыми сталкиваются фирмы, входят выплаты рабочим, инвесторам, а так же владельцам природных ресурсов; все эти выплаты осуществляются с целью привлечь факторы производства, отвлекая их тем самым от альтернативных вариантов применения и т.д. Эти издержки можно классифицировать множеством способов: явные, неявные издержки
Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10