Рефераты. Издержки и прибыль фирмы

Во-вторых, механизм функционирования фирмы основан на эффективном взаимодействии капитала, труда, земли, информации. В результате производство превращается в результативный процесс; обращение обслуживает выработанные стратегию и тактику; накопление и потребление характеризуются запрограммированной рациональностью

В-третьих, фирма создает особые условия жизнедеятельности человека, она востребовала обширные и разносторонние знания: бухучет, менеджмент, Маркетинг, английский и другие языки, психологию, экономическую географию, историю. Фирма – одна из немногих «экономических ниш», где человек может самовыразиться.

В-четвертых, фирма функционирует эффективно. Экономическая эффективность фирмы связана со структурой кадров. На всех этапах развития рыночной экономики фирме принадлежит особая роль. Она – школа предпринимательства, движущая сила бизнеса, генератор инноваций, «полигон» освоения и внедрения результатов НТП. Фирма интегрирует и организует экономику на микроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом.

Таким образом, западные фирмы являются мощным средством экономической и социальной интеграции народного хозяйства общества. Механизм интересов фирмы, человека и общества функционирует на основе «конкурентного баланса» между прибылями, ценами и высоким уровнем жизни. Активным участником этих интересов выступает государство.

Итак, можно сделать вывод, что фирма действительно находится в центре рыночной экономики и без нее не возможна предпринимательская деятельность. Почему существуют фирмы

Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм.

Во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.

Во-вторых, в социально-экономическом отношении фирмы – это общность людей, объединенных едиными мотивами действия.

В-третьих, фирма – совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат издержки по осуществлению хозяйственных сделок – трансакций.

Внутри фирмы осуществляется сложная коллективная управленческая деятельность. В процессе управления соблюдаются соподчиненность и сбалансированность определенных задач и функций, что предполагает строгое следование некоторым правилам (ограничениям) со стороны участников производственного процесса, т.е. осуществление административных функций, которые становятся одним из отличительных признаков фирмы.

Любая фирма, занимающаяся хозяйственной деятельностью, ставит перед собой определенные цели, к достижению которых она стремится.

Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли.

Многообразием возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

 

         Становление и развитие Казахстана как суверенного государства, переход к рыночному механизму хозяйствования предполагает реализацию программ демонополизации народного хозяйства как путем разукрупнения чрезмерно крупных производственных объединений, так и за счет создания новых малых и средних предприятий.  В этом плане предполагается осо­бенно широко использовать малый бизнес, который по сравнению с круп­ным, эффективнее использует современную технику, быстрее осваивает новые виды продукции, производит товары, широко используя местные источники сырья и отходы крупного производства.

Исследование состояния и динамики развития малого бизнеса, разра­ботка четкой экономической политики государства, поощряющей рост небольших предприятий, требуют более четкого определения того, что следует относить к понятию "малый бизнес".

Изучение различных точек зрения зарубежных и отечественных экономистов, а также собственные исследования, позволили определить, что малый бизнес — это уже не отдельные, разрозненные малые предприятия, а сложившаяся система связанных общей природой, целями и методами организаций и пред­приятий, действующих в основном на местных рынках и наиболее тесно связанных с конечными потребителями товаров и услуг.

Совокупность указанных факторов формирует понятие "Фирма", как категории, характеризующей социально-экономический уровень развития страны, как элемент предпринимательства, без которого нельзя обеспечить успешное вхождение в рынок.

"Фирма " - понятие емкое, поэтому, рассматривая его место и роль в экономике, следует определить критерии его выделения. По своей природе они могут быть количественными и качественными.

Количественные критерии по своему содержанию позволяют правиль­но определить размер предприятия. В отечественной и зарубежной практике количественные критерии обычно принято оценивать по трем параметрам: численности производственного персонала, объему валовой продукции и величине производственных фондов. Каждый из них имеет свои недостатки и преимущества. Но, в конечном итоге, основным крите­рием, который широко используется в статистических и экономических исследованиях большинства стран, является численность занятых на пред­приятии. Остальные показатели используются в качестве корректи­рующих.

Выделение качественных характеристик малого бизнеса, как формы разрешенной экономической деятельности, представляет собой самостоя­тельную проблему, поэтому автор считает, что наиболее важными из них являются: договорной характер деятельности; длительность отношений сторон и устойчивость связей; функциональная направленность деятель­ности; пространственная сфера деятельности; определенность конкретной цели.

Исследование роли малого бизнеса на этапе формирования рыночной  экономики в Казахстане позволило сделать вывод, что он является одним из главных факторов развития рыночной системы хозяйствования и соз­дания конкурентной среды, одновременно способствуя повышению уровня занятости, решению социальных проблем, более эффективному исполь­зованию способностей делового человека.

Сегодня организация мелких хозяйственных единиц происходит под влиянием различных экономических, политических и социальных факторов, сдерживающих их развитие. Характерным моментом для развития экономики в целом, и малого бизнеса, в частности, в Республике Казахстан является неустойчивость юридических норм и неотработан­ность механизма действия уже принятых законов.

Проведенное исследование теоретических и методологических проб­лем формирования и развития отечественных предприятий малого биз­неса показало, что наиболее жизнеспособными в этих условиях оказались следующие их виды:

- предприятия, действующие в производственной сфере, так назы­ваемые "симбионты";

- услугопроизводящие фирмы, работающие в сфере услуг;

- предприятия-брокеры, оказывающие услуги в сфере обращения и без­наличной торговли.

Симбионты малые предприятия, внедренные в крупную производственную структуру, использующие сырье, производ­ственную базу и рабочую силу основного предприятия. Это, как правило, арендный или подрядный коллектив с правами юридического лица.

В условиях спада промышленного производства, когда большинство предприятий испытывает трудности с заключением договоров на поставку продукции, именно, предприятия-брокеры выполняют функции "крове­носных сосудов" экономики.

Фактический объем произведенной малыми предприятиями про­дукции составил по состоянию на 1.01.98 года 101,8 млрд. тенге. В то же время доля продукции, произведенной этими предприятиями, остается пока незначительной - всего 6 - 7 % от ВВП. Положение предприятий

малого бизнеса по отраслям народного хозяйства выглядит следующим образом: 6,6 % от общего количества предприятий функционирует в сельском хозяйстве, 1,3%-в горнодобывающей промышленности, 12,9% - в обрабатывающей промышленности, 11,1 % - в производстве строи­тельных материалов, 33,6% - в торговле, 34,5% занимают остальные отрасли.

Анализ деятельности предприятий и фирм  за 1992 -1997 годы показал, что процесс формирования этих предприятий, как сектора эконо­мики РК, идет неустойчиво, о чем свидетельствуют следующие данные:

из 128,64 тыс. зарегистрированных на 1.01.03 г. субъектов малого предпри­нимательства функционирует только 19,4 %.

Проводимая государством политика поддержки и развития малого предпринимательства позволила сформировать правовые, организационные, инфраструктурные условия, которые еще недостаточны для успешной деятельности предпринимателей на рынке. Однако наличие нерешенных проблем в этой области, низкий уровень выживаемости малых предприятий, жесткая конкурентная борьба заставляют предпринимателей бороться за свое существование.  Считается, что для решения данных проблем необходимо внедрение системы маркетинга в качестве стратегического принципа хозяйственной деятель­ности предприятий малого бизнеса. Такая необходимость вызвана тем, что именно маркетинг обеспечивает процесс стыковки реального потен­циала фирмы с запросами рынка в целях максимального удовлетворения спроса потребителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.