|
ТС - трудно совместимые стили;
Н - несовместимые;
ТС - трудно совместимые.
Из таблицы видно, что управляющие линейных служб завода трудно совместимы, либо не совместимые по стилю руководства с директором завода, более того, в коллективе сложилась крайне взрывоопасная ситуация. Ведущие специалисты уходят с завода, смена руководства положительных результатов не дает. Выход видится в одном - убедить директора изменить свой стиль руководства, делегируя часть своих полномочий своим заместителям.
Программой разработана методика выявления отношения подчиненных к руководителю, анализ которой позволил подтвердить рабочую гипотезу.
Методика предполагает шкалу, включающую 24 вопроса. Некоторые из них представлены ниже:
1. Руководитель хорошо знает, как способен работать каждый из его подчиненных.
2. Мне трудно ладить с руководителем.
3. Руководитель единолично принимает решения, которые отнюдь не способствуют эффективной работе предприятия.
4. Руководитель наказывает за малейший сбой в работе.
Ключ для обработки шкалы
Профессиональные качества
+ 1
+4
+7
+10
-13
-16
+19
+22
Эмоциональные качества
-2
-5
+8
+11
+14
-17
-20
+23
Поведенческие качества
+3
+6
-9
+12
-15
+18
+21
-24
Ответ на каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Знак ”-” в ключе меняет ответ опрашиваемого на обратный. Ключ не дается опрашиваемому, и он не знает, где будет взят в обработку ответ с его знаком, а где с обратным.
В результате обработки данных исследований были выявлены следующие индивидуальные и коллективные показатели отношения подчиненных к руководителю.
Таблица № 2
Характер межличностных отношений руководителя с подчиненными
Виды отношений
Гностический ( проф. уровень руководителя)
Эмоциональный
Поведенческий
Очень благоприятный (7-8 баллов)
Достаточно благоприятный (5-6 б.)
Средний (4 б.)
1, 4, 8, 9
2, 4, 10
Ниже среднего (2-3 б.)
3, 2, 6, 7, 10
3, 6, 7, 8, 5
1, 5, 8, 10
Неблагоприятный ( 0-1 б.)
5
1
2, 3, 4, 7, 9
Номерами обозначены подчиненные, принимавшие участие в исследовании.
Из таблицы видно, что с подчиненными у руководителя отношения напряженные в эмоциональном и личностном плане. Профессиональная деятельность нынешнего руководителя оценивается как средняя, а это значит, что директор перестал расти профессионально, а его опыт в настоящее время уже недостаточен.
Мероприятия по устранению недостатков в стиле управления директора завода “N”
1. Оптимизировать организационную структуру управления с ориентацией всех подразделений на улучшение психологического климата в коллективе.
2. Предложить руководителю план действий по внесению корректив в свой стиль руководства :
а) при принятии управленческого решения разъяснять его подчиненным;
б) принимать решения, советуясь с подчиненными;
в) не бояться корректировки управленческих решений, используя консультации с подчиненными;
г) руководитель излагает проблему, получает советы и рекомендации подчиненных, на основе которых принимает решение;
д) руководитель устанавливает рамки, в пределах которых подчиненные сами принимают решения.
3. Создать проблемно - ориентированную команду, способную вывести предприятие из кризиса.
Итак, рабочая гипотеза подтверждена вышеуказанными фактами в результате исследования. Однако, для оптимистического прогноза есть все основания: директор готов на контакты со своими подчиненными, он реально и критически оценил свой стиль руководства, отметив ряд недостатков, которые ему присущи. Он согласился с перечнем тех рекомендаций ( мероприятий), которые были предложены ему в конце исследования. Кроме того, руководитель не против посещения занятий, организованных консалтинговой фирмой, по вопросам психологии и особенности управленческой деятельности на современном этапе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Учебник/ Инст-т междунар. права и экон-ки. 2-е изд. - М.: Триад лтд, 1997. - 383 с.
2. Егоршин А.П. Организация работы с персоналом// Управление персоналом. - 1998, №1, с. 8-14.
3. Комаров С.И. Искусство совместимости стилей руководителей// Управление персоналом. - 1998, №3, с.6-11.
4. Методика выявления отношения подчиненных к руководителю// Управление персоналом. - 1998, №2, с.46 - 49.
5. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебн. для Вузов/ Под. ред. Т.Г.Морозова. - М.: Закон и право, Юнити, 1997, - 352с.
6. Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении// Управление персоналом. - 1998, №1, с. 97
7. Фомченкова Л.В. Стратегическое позиционирование бизнеса в условиях экономического кризиса// Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №2, с.133.
8. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебн. практ. пособие. - М.: ЗАО Бизнес школа “Интеллект-Синтез”, 1997, - 344с.
[1] Веснин В.Р. Основы менеджмента : Учебник / Институт междунар. права и экон-ки. - 2-е изд. - М.: Триад лтд, 1997. - с. 94
[2] Веснин В.Р. Основы менеджмента : Учебник/ Институт междунар. права и экон-ки. - 2-е изд. -М.: Триад лтд, 1997. - с. 95
[3] Менеджмент/ Под ред. П.А.Кохно и др. - М.: Финансы и статистика, 1993, - с. 8
[4] Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебн. - практ. пособие. - М.: ЗАО Бизнес школа “Интеллект - Синтез”, 1997, - с. 23
[5] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления : Курс лекций. - М.: Юрид. лит., 1997, - с. 92
[6] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления : Курс лекций. - М.: Юрид. лит., 1997, с. 94
[7] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Юрид. лит., 1997. - с. 95
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.