Рефераты. Исследования систем управления

                        Изменение цели  исходные данные



                            Переработка проекта решения


                                                                        нет             нет

Ц                     У              П                      С               Р                    И

постановка   участие,  подготовка    согласо-   принятие           исполнение

цели               сбор         решений          вание       решения        и контроль


Руководитель        Специалисты         Руководитель и            Специалисты

                                                                   главные специали

                                                                   сты 

Кто реализует ? (рис. 1)

            Условные обозначения операций:

            Ц - постановка цели, формирование задачи;

            Р - принятие решений, утверждение, координация;

            П - подготовка решения, составление, расчет;

            С - согласование, рассмотрение;

            И - исполнение, доведение, выполнение и контроль;

            У - участие, информирование, сбор данных.

            Таким образом, из представленного рисунка видно, что постановкой цели в решении задач, принятие управленческого решения, а прерогатива специалистов среднего звена - участие в принятии решения на основе сбора информации и подготовки решения. Другие руководители и главные специалисты вообще не принимают участия в принятии управленческих решений, им отводится только роль исполнителей.

            Такая ситуация действует на предприятии ввиду того, что все четыре руководителя являлись руководителями авторитарного стиля управления. Причем, если предыдущие руководители придерживались “эксплуататорского” авторитарного стиля управления, то последний руководитель авторитарного стиля “благожелательной” разновидности. Ныне действующий руководитель относится к подчиненным снисходительно по- отечески         , интересуется при принятии решений их мнением, поручает им собирать и обрабатывать информацию, которая способствовала бы принятию эффективного управленческого решения. И тем не менее, несмотря на обоснованность принятия решения, предложенного специалистами, как правило поступает по-своему, причем это делается в демонстративной форме, психологический климат в коллективе ухудшается. И в случае неэффективности управленческого решения вся ответственность ( вплоть до наказания) возлагается на подчиненных. Таким образом, качество работы ухудшается, оригинальность и новизна в принятии решений не присутствует. Элементы творчества коллектива в принятии управленческих решений сводится к минимуму.

            Таким образом, отрицательными чертами управленческого стиля руководителя предприятия “N” являются :

            - авторитарно - нажимные методы руководства;

            - постоянное недоверие, подмена нижестоящих руководителей и вмешательство в их деятельность;

            - скупость на похвалу, постоянные “накачки” и разносы”;

            - негативное отношение к инициативе;

            - навязывание своего режима работы.

            При глубоком и всестороннем анализе действий вышестоящего руководителя ( стиль руководства) и нижестоящего руководителя была произведена оценка совместимости и несовместимости стилей.

            Таблица № 1

 Виды стилей управления и оценка их совместимости ( на исследуемом предприятии)


Вид стиля вышестоящего руководителя

Вид стиля нижестоящего руководителя

Оценка совместимости, несовместимости стилей

1. Авторитарный

2. Авторитарный

3. Авторитарный

Демократический

Авторитарный

Либеральный

ТС

Н

ТС

ТС - трудно совместимые стили;

Н - несовместимые;

ТС -  трудно совместимые.

            Из таблицы видно, что  управляющие линейных служб завода трудно совместимы, либо не совместимые по стилю  руководства с директором завода, более  того, в коллективе сложилась крайне взрывоопасная ситуация. Ведущие специалисты уходят с завода, смена руководства положительных результатов не дает. Выход видится в одном - убедить директора изменить свой стиль руководства, делегируя часть своих полномочий своим заместителям.

            Программой разработана методика выявления отношения подчиненных к руководителю, анализ которой позволил подтвердить рабочую гипотезу.

            Методика предполагает шкалу, включающую 24 вопроса. Некоторые из них представлены ниже:

            1. Руководитель хорошо знает, как способен работать каждый из его подчиненных.

            2. Мне трудно ладить с руководителем.

            3. Руководитель единолично принимает решения, которые отнюдь не способствуют эффективной работе предприятия.

            4. Руководитель наказывает за малейший сбой в работе.

           

            Ключ для обработки шкалы

Профессиональные качества

+ 1

+4

+7

+10

-13

-16

+19

+22

Эмоциональные качества

-2

-5

+8

+11

+14

-17

-20

+23

Поведенческие качества

+3

+6

-9

+12

-15

+18

+21

-24


                Ответ на каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Знак ”-” в ключе меняет ответ опрашиваемого на обратный. Ключ не дается опрашиваемому, и он не знает, где будет взят в обработку ответ с его знаком, а где с обратным.

            В результате обработки данных исследований были выявлены следующие индивидуальные и коллективные показатели отношения подчиненных к руководителю.


            Таблица № 2

Характер межличностных отношений руководителя с подчиненными

          Виды отношений


Гностический ( проф. уровень руководителя)

Эмоциональный

Поведенческий

Очень благоприятный (7-8 баллов)




Достаточно благоприятный (5-6 б.)




Средний (4 б.)

1, 4, 8, 9

2, 4, 10


Ниже среднего (2-3 б.)

3, 2, 6, 7, 10

3, 6, 7, 8, 5

1, 5, 8, 10

Неблагоприятный ( 0-1 б.)

5

1

2, 3, 4, 7, 9


Номерами обозначены подчиненные, принимавшие участие в исследовании.

            Из таблицы видно, что с подчиненными у руководителя отношения напряженные в эмоциональном и  личностном плане. Профессиональная деятельность нынешнего руководителя оценивается как средняя, а это значит, что  директор перестал расти профессионально, а его опыт в настоящее время уже недостаточен.

            Мероприятия по устранению недостатков в стиле управления директора завода “N”

            1. Оптимизировать организационную структуру управления с ориентацией всех подразделений на улучшение психологического климата в коллективе.

            2. Предложить руководителю план действий по внесению корректив в свой стиль руководства :

            а) при принятии управленческого решения разъяснять его подчиненным;

            б) принимать решения, советуясь с подчиненными;

            в) не бояться корректировки управленческих решений, используя консультации с подчиненными;

            г) руководитель излагает проблему, получает советы и рекомендации подчиненных, на основе которых принимает решение;

            д) руководитель устанавливает рамки, в пределах которых подчиненные сами принимают решения.

            3. Создать проблемно - ориентированную команду, способную вывести предприятие из кризиса.

            Итак, рабочая гипотеза подтверждена вышеуказанными фактами в результате исследования. Однако, для оптимистического прогноза есть все основания: директор готов на контакты со своими подчиненными, он реально и критически оценил свой стиль руководства, отметив ряд недостатков, которые ему присущи. Он согласился с перечнем тех рекомендаций ( мероприятий), которые были предложены ему в конце исследования. Кроме того, руководитель не против посещения занятий, организованных консалтинговой фирмой, по вопросам психологии и особенности управленческой деятельности на современном этапе.


































                СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :


            1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Учебник/ Инст-т междунар. права и экон-ки. 2-е изд. - М.: Триад лтд, 1997. - 383 с.

            2.  Егоршин А.П. Организация работы с персоналом// Управление персоналом. - 1998, №1, с. 8-14.

            3. Комаров С.И. Искусство совместимости стилей руководителей// Управление персоналом. - 1998, №3, с.6-11.

            4.  Методика выявления отношения подчиненных к руководителю// Управление персоналом. - 1998, №2, с.46 - 49.

            5. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебн. для Вузов/ Под. ред. Т.Г.Морозова. - М.: Закон и право, Юнити, 1997, - 352с.

            6. Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении// Управление персоналом. - 1998, №1, с. 97

            7. Фомченкова Л.В. Стратегическое позиционирование бизнеса в условиях экономического кризиса// Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №2, с.133.

            8. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебн. практ. пособие. - М.: ЗАО Бизнес школа “Интеллект-Синтез”, 1997, - 344с.




[1] Веснин В.Р. Основы менеджмента : Учебник / Институт междунар. права и экон-ки. - 2-е изд. - М.: Триад лтд, 1997. - с. 94

[2] Веснин В.Р. Основы менеджмента : Учебник/ Институт междунар. права и экон-ки. - 2-е изд. -М.: Триад лтд, 1997. - с. 95

[3] Менеджмент/ Под ред. П.А.Кохно и др. - М.: Финансы и статистика, 1993, - с. 8

[4] Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебн. - практ. пособие. - М.: ЗАО Бизнес школа “Интеллект - Синтез”, 1997, - с. 23

[5] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления : Курс лекций. - М.: Юрид. лит., 1997, - с. 92

[6] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления : Курс лекций. - М.: Юрид. лит., 1997, с. 94

[7] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Юрид. лит., 1997. - с. 95


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.