В этой системе гносеологических элементов государственного управления содержится важная логика управленческой деятельности, понимание и соблюдение которой помогает при решении конкретных управленческих задач. Ведь в зависимости от информации, служащей импульсом для определенного управленческого цикла, приходится изыскивать соответствующие знания, ориентироваться на правовые нормы и процедуры, имеющиеся материальные и финансовые ресурсы, организационные формы, обосновывать предложения, различные варианты решения вопроса, выверять их через экспертизу и воплощать в решениях, вызывающих нужные действия. И так каждый раз по бесчисленному количеству проблем, выдвигаемых общественной и личной жизнью людей.
Системное “видение” государственного управления предполагает четкое усвоение той истины, что среди его элементов нет ни одного, который мог бы сам по себе содержать сущность государственного управления и решать какую -либо управленческую задачу чтобы понять ( и практически использовать) управленческий смысл любого элемента государственного управления следует изучить, с одной стороны, те элементы, которые ему предшествуют, на него влияют и которые он как бы “вбирает” в себя и передает по цепи элементов, а , с другой, те, которые идут следом за ним и в которые он вкладывает свои возможности.
Думается, что в совокупности и взаимосвязи система субъектно - объектных зависимостей, система онтологических элементов государственного управления, система гносеологических элементов государственного управления в сочетании с социальным механизмом формирования и реализации государственного управления создают достаточно полное представление о системном строении государственного управления. Одновременно эти системы и механизмы служат методологической основой его анализа, использования возможностей и совершенствования.
Необходимым методологическим требованием при описании любой подсистемы государственного управления - от управляемого объекта и до высшего уровня государственной власти выступает “ схватывание” всего многообразия взаимодействующих элементов и представление их в виде единой взаимообусловленной конструкции ( объективной системы).
Как бы кто ни трактовал государственное управление, в нем обязательно должны быть представлены управляющие воздействия, пронизывающие и подчиняющие себе многообразные элементы ( и компоненты) государственного управления и вводящие их в управляемые объекты. Если управляющее воздействие, рожденное в любом государственном органе, не доходит до человека в управляемом объекте и не влияет на его поведение и деятельность, то государственное управление как таковое не реализуется. Убери систему управляющих воздействий - и управление со стороны государства развалится на отдельные части и элементы ( уже не подсистемы и звенья), которые начнут действовать разрозненно, противоречиво, в конкурентной, а то и конфликтной истощающей борьбе.
Актуальность прямых вертикальных связей вместе с тем не противоречит широкой автономии компонентов государственного управления ( подсистем органов субъектов федерации и административно - территориальных образований, государственных органов и должностных лиц) и установлению между ними содержательных горизонтальных взаимосвязей. Наличие сильных горизонтальных взаимосвязей как раз и придает системе государственного управления законченный пирамидальный вид с мощно развитыми нижними пластами.
Соответственно не противоречит понимание государственного управления как явления, в центре которого стоит управляющее воздействие, другому его пониманию - как организационного сотрудничества государства с коллективными и индивидуальными членами общества, обеспечивающего целесообразное и эффективное функционирование и развитие общественной жизнедеятельности. В прямых связях выделяются преимущественно управляющие воздействия. В обратных связях на первое место выдвигаются моменты сотрудничества, взаимодействия, инициативы снизу, восприятия прямых связей, их результативности и другие. Это не только реакция на управляющие воздействия, но и постановка вопроса об их создании. И проблема заключается в соотношении прямых и обратных связей в системе государственного управления.
Перекосы в сторону прямых связей могут способствовать авторитарной бюрократизации государственного управления и резкому снижению его рациональности и эффективности, а в сторону обратных связей - параличу, распаду управления, когда каждый считается только с собой и добивается реализации только собственного интереса.
В системе государственного управления представляется возможным выделить два типа обратных связей: объектные и субъектные, что связано с местом их становления и реализации.
Объектные обратные связи отражают уровень, глубину, адекватность восприятия управляемыми объектами управляющих воздействий компонентов субъекта государственного управления, действительную роль последних в их функционировании и развитии. Ведь каждому управляющему компоненту необходимо достоверно и своевременно знать, как же воплощается его активность в функционировании управляемых объектов и, прежде всего, доходят ли к ним вообще его идеи, замыслы, цели, зафиксированные в решениях управляющие воздействия. Отсутствие или неполнота содержательных и правдивых объектных обратных связей не позволяет определять рациональность и эффективности организации и деятельности субъекта государственного управления и вырабатывать меры по их повышению. Плохо в таком случае представляются и потребности, интересы и цели управляемых объектов.
Субъектные обратные связи характеризуют целесообразность и рациональность собственной, внутренней организации и деятельности субъекта государственного управления в целом, его подсистем, звеньев и отдельных компонентов. Сложность, иерархичность, многокомпонентность и многоэлементность государства как управляющей системы, каждой его структурной части обусловливают актуальность и управленческую значимость субъектных обратных связей. Они дают возможность увидеть, понять и оценить, как каждый нижестоящий уровень реагирует на решения и действия вышестоящего, насколько и каким образом он учитывает их в своей деятельности, что происходит в результате его собственной активности, каково его реальное отношение к вышестоящему уровню и многое другое.
Целевая ориентация совершенствования государственного управления видится в том, чтобы, во-первых, обеспечивать максимально достижимое соответствие содержания управляющих воздействий органов государственной власти и местного самоуправления потребностям и закономерностям управляемых объектов - всей общественной системы; во-вторых, формировать наиболее рациональные и эффективные взаимосвязи между управляющими компонентами государства и управляемыми объектами, а также субъектами других видов управления; в- третьих, поддерживать в оптимальном состоянии ( с общественной и экономической точек зрения) организационную структуру государственного управления; в- четвертых, способствовать постоянному относительному и абсолютному уменьшению общественных затрат на управление; в- пятых, повышать эффективность форм, методов и других элементов государственно - управленческой деятельности.
Ценность истории состоит только в научении разумной жизни и полностью определяется способностью людей делать из нее выводы и созидать будущее, опираясь на ее совокупное ( положительное и отрицательное наследие ). Следовательно, если в прошлом государственное управление не оправдало возлагавшихся на него надежд, то надо что-то делать так, чтобы в будущем изменить его состояние к лучшему. Предвидеть, прогнозировать, программировать, планировать всегда трудно : переменчивы обстоятельства жизни, потребности и страсти людей; решенные проблемы порождают новые и неожиданные; случаются природные катаклизмы, крупные технологические аварии и катастрофы. Но, с другой стороны, ни одному человеку, ни одному обществу не удается нормально жить, если они не заглядывают в будущее и не готовы его созидать. И здесь им помогают выявленные посредством исследования и познания определенные тенденции и закономерности общественного функционирования, движения и развития, логика тех или иных процессов, типичные явления и их последствия, взаимозависимости между поведением, действиями и их результатами.
Мы можем и должны думать о будущем, предусматривать его ““вызовы” ( в смысле А.Дж.Тойнби) и искать на них “ответы”.”
4. Разработка гипотезы и программы исследования влияния стиля конкретного руководителя на поведение подчиненных в процессе выработки и принятия эффективных ( или конкурентоспособных ) решений.
Предприятие “N” выпускает разноплановую продукцию. Это приборы контроля, геофизические приборы, гидрометприборы, приборы спецназначения и товары народного потребления. Доля продукции, производимой для Росгидромета, составляет 2,0 %. В основном это гидрометприборы для управления гидрометслужб.
На рынках России завод “N” является монополистом. Однако возможность реализовать товар по высоким ценам отсутствует, т.к. происходит постоянное снижение реальных доходов большей части организаций - потребителей.
Состояние технической базы завода неудовлетворительное, в 1996 г. износ оборудования составил более 60%. Наметилась тенденция к снижению эффективности использования оборотных фондов и увеличению заемных средств.
В практике управления персоналом существуют свои проблемы : за последние три года сменилось четыре руководителя, деятельность троих была оценена как “неудовлетворительная”.
Следовательно, предприятие является проблемным не только в сфере производства, но и в сфере управления персоналом.
Целью программного исследования является:
1. Выявление причин неэффективного руководства персоналом на основе структуры организационного построения.
2. Характеристика совместимости стилей руководителей и влияние стиля на поведение подчиненных в процессе принятия эффективных решений.
3. Разработка рекомендаций по устранению недостатков в стиле руководителя.
Рабочей гипотезой является предположение, что эффективной работе предприятия мешает отсутствие взаимопонимания между руководителем и подчиненными, авторитарный стиль руководства, единоличное принятие управленческих решений.
На исследуемом предприятии организационная схема управления представляет из себя функциональную структуру. Распределение функций управления между структурными подразделениями представляет собой таблицу, строками которой являются конкретные функции управления производством, а столбцами - структурные подразделения аппарата управления. На пересечении столбцов и строк показываются основные операции управления по конкретной функции, за реализацию которых отвечает структурное подразделение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5