Рефераты. Исследования систем управления

            Другая  группа факторов, от которых зависит структура управления - технологические. В условиях всеобщей автоматизации производственных процессов, преобладания аппаратной их формы, при которой не нужно постоянное присутствие человека, структура управления бывает гораздо более простой, чем там, где производственный персонал велик и занят выполнением сложных ручных операций.

            На структуру управления немалое влияние оказывают экономические факторы. Например, сгруппировав сходные виды деятельности в единое подразделение, руководимое единым органом управления вместо нескольких прежних, можно значительно снизить соответствующие затраты.

            Структура управления не может не находиться под влиянием человеческого фактора - социальной структуры персонала и взаимоотношений между людьми. Так, если в организации не достает лиц с соответствующим уровнем образования и квалификации, попытка создать то или иное подразделение или должность вряд ли увенчается успехом, даже если потребность в них несомненна. И наоборот, с точки зрения реальных потребностей они могут быть и не нужными, но, тем не менее, создаются, поскольку нужно кого-то пристроить на хорошее место.

            В ряде случаев структура управления может находиться под воздействием естественных факторов - географических или природно - климатических. Например, территориальная разбросанность подразделений, их оторванность от центрального руководства, экстремальный характер условий работы.

            Наконец, структура управления частью организации во многом определяется местом, которое эта часть занимает в рамках последней и характером ее деятельности. Структура управления производственными подразделениями будет, понятно, совсем не такой, как научными, а находящимися на верхних “этажах” иной, чем на нижних.

            В связи со сложностью системы управления, ее структуры и постоянным развитием организация управления на научной основе требует постоянной и глубокой разработки проблем управления, тщательного изучения достижений передовых в технико - экономическом отношении зарубежных стран.

            Изучить и применять на практике различные подходы, принципы и методы менеджмента сложно, но необходимо. Менеджмент является комплексной, охватывающей технические, экономические, социальные и другие аспекты наукой.

            Целью менеджмента как науки является разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу систем менеджмента.

            2. Понятие научной эффективности исследований систем управления.

            Теория управления как наука возникла в конце прошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения. Само понятие “научное управление” впервые ввел в обиход представитель американских фрахтовых  компаний - Луис Брандейс в 1910 году, хотя считается, что данное понятие впервые ввел Фредерик У.Тейлор, по праву считающийся родоначальником теории управления. Ф.У.Тейлор подчеркивал, что “ управление - это подлинная наука, опирающаяся на точно определенные законы, правила и принципы”[3]

            Теорию управления и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а, пожалуй, как науку, помогающую нам понять весьма трудный мир организации. При правильном использовании теория управления и результаты научных исследований дают возможность руководителям предсказать, что по всей вероятности может случиться в результате тех или иных действий, и тем самым способствуют принятию  более целесообразных решений, помогая избежать возможных ошибок.

            Эволюция теории и практики управления тесно увязана с развитием промышленности и науки вообще. Трудно выделить, что здесь первично, а что вторично. Видимо, эти процессы являются сопутствующими и тесно переплетены друг с другом.

            Поэтому рассматривая развитие теории управления можно сказать, что каждый ее этап связан с определенной стадией науки и промышленности.

            Развитие теории управления и прежде всего управления людьми в процессе производственной деятельности описывается авторами с различных позиций. Наиболее интересные модели описания эволюции теории управления предложены в работах Р.Скотта, А.Силадьи, Т.Питерса и Р.Уотермена, Клода Ст. Джорджа - младшего.

            Р.Скотт, рассматривал теорию управления в развитии с двух точек зрения: закрытой и открытой систем и с точки зрения рационального и социального факторов, выделил четыре этапа в развитии теории и практики управления.

            При этом под открытой системой он понимал систему, воспринимающую и реагирующую ( в отличие от замкнутой) на внешние воздействия, будь то изменения цен на сырье, ужесточение конкурентной борьбы или другие факторы.

            Рациональный же фактор управления, в противовес социальному, низводит роль человека в процессе производства до простого механизма, отдавая приоритет часто техническим аспектам.

            Выделенные Р.Скоттом четыре этапа достаточно удачно конкретизируются и дополняются классификацией А.Силадьи, который характеризует развитие теории управления на фоне эволюции внешней Среды ( прежде всего науки и промышленности), а также управленческим континуумом Клода Ст. Джорджа младшего.

            С начала века ( т.е. с момента зарождения теории управления ) и до 60-х годов принципы управления были построены по закрытому типу. Иначе говоря, руководителей мало интересовали проблемы, возникающие за воротами предприятий, а именно: конкуренция, вопросы сбыта и другие внешние проблемы.

            На таких принципах до настоящего времени базировалась управленческая деятельность и в нашей стране. Все управление в масштабах предприятия в данном случае большей частью сводится к оперативному регулированию внутренней деятельности предприятия без ориентации на внешние изменения.

            Лишь с развитием общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств, управленческая наука стала подходить к решению возникающих проблем исходя из того обстоятельства, что работа фирмы во многом обусловлена внешней средой.

            С другой стороны, имеет место эволюция и в другом направлении - от рационального фактора к социальному. Рациональный фактор имеет в виду достижение конкретных целей - прежде всего максимизацию прибыли.

            Исходя из этого построена вся работа организации. Однако в своем развитии управленческая мысль пришла к пониманию того, что получение максимальной прибыли возможно лишь при совпадении интересов и целей фирмы с интересами исполнителей, что, в свою очередь, привело к смещению с принципов рационализма в сторону ориентации на человеческий фактор.

            Эффективность менеджмента как науки определяется прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако “в настоящее время к менеджменту применяют только некоторые научные подходы и принципы. Это можно объяснить “узостью” понятия “менеджмент”, отсутствием в нем цели управляющей подсистемы ( коллективы, индивидуумы) - обеспечение конкурентоспособности объекта на конкретном рынке. Если руководствоваться “широким” понятием “менеджмента”, то автоматически добавляются комплексный, функциональный, динамический, интеграционный подходы, которые применяются в настоящее время при управлении качеством и экономичностью продукции.”[4]

            Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов : системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, динамического, воспроизводственного, процессного, нормативного, количественного, административного, поведенческого, ситуационного.

            Системный подход -  это направление методологии специально - научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.

            При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при формировании новых коллективов или реорганизации структур редко учитываются социальные и психологические аспекты.

            Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей : а) между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, б) между стадиями жизненного цикла объекта управления, в) между уровнями управления по вертикали, г) между субъектами управления по горизонтали.

            Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев маркетинга :

            1) повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей, 2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества, 3) экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно - технического прогресса, применения системы менеджмента.

            Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного  эффекта. При применении функционального подхода, когда идут от обратного, от потребностей, иногда создают совершенно новые оригинальные объекты.

            При альтернативном предметном подходе совершенствуется существующий объект, что не позволяет коренным образом улучшить структуру объекта, принципы его работы и т.д.

            При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно - следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5-10 и более прошлых лет и перспективный анализ ( прогноз ).

            Воспроизводственный подход - это подход, ориентированный на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим, аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементами воспроизводственного подхода являются :

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.