Рефераты. Исследования систем управления

            1) применение опережающей базы  сравнения при планировании обновления объекта;

            2) трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;

            3) рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта;

            4) пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды ( прежде всего макросреды страны  и инфраструктуры региона);

            5) интеграция для крупных фирм науки и производства в рамках комплексного объединения.

            Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

            Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам :

а) целевой подсистемы ( показатели качества и ресурсоемкости товара, параметры рынка, показатели организационно - технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды,

б) функциональной подсистемы ( нормативы качества планов, организованности системы менеджмента, качества учета и контроля, нормативы стимулирования качественного труда,

в) обеспечивающей подсистемы ( нормативы обеспеченности  работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, выполнения стоящих перед ними целей и задач, нормативы эффективности использования различных видов ресурсов в целом по фирме.

            Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности ( во времени и масштабу применения).

            Нормативами функционирования элементов внешней среды фирма не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать                 ( особенно правовые и экологические нормативы) и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды фирмы. Чем больше обоснованных нормативов по каждому элементу системы менеджмента, тем выше будет ее организованность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля на всех уровнях управления.

            Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не словами.

            Сущность административного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах( приказы,      распоряжения, инструкции   и т.п.)

            Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

            Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как и в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управления объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

            Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов менеджмента, при этом они не являются синонимами и друг друга не дублируют.

            3. Система государственного управления как объект исследования : явления, определение данной системы, цели исследования.

            Для государственного управления системное представление его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение. От того, что понимается под системой государственного управления, какие и в каком порядке включаются в нее управленческие проявления, как они соотносятся между собой и приводятся в реальное взаимодействие, зависит почти все, что ассоциируется с государственным управлением.

            Прежде всего имеется в виду “взаимосвязь субъекта государственного управления ( государства)  с управляемой общественной системой ( управляемыми объектами). Однозначно можно сказать, что субъект государственного управления не может существовать без соответствующих управляемых объектов и только в совокупности они могут образовывать систему государственного управления.”[5] Последняя призвана обязательно охватывать : а) организация и функционирование субъекта управления - управляющую систему; б) структуру взаимосвязей управляющей системы с общественной системой - управляемыми объектами; в) компоненты общественной системы или их отдельные проявления, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой системы и непосредственно воспринимают государственно - управляющие воздействия либо участвуют в их формировании.

            Особенности накладываются характером взаимосвязей между субъектом и объектами государственного управления, из-за чего система субъектно- объектных зависимостей характеризуется в широком и узком смысле слова. В широком смысле : субъект управления ( государство как управляющая подсистема ) - взаимодействия ( подсистема прямых и обратных связей) - общественная система ( подсистема компонентов общества, подверженных государственному управлению). В такой системе субъект управления ( государство) определяет государственно - властный характер и преимущественно правовую форму взаимосвязи и взаимодействия соответствующих сторон. Общественная система формирует главным образом содержание взаимодействия, которое выступает диалектическим сочетанием закономерностей, потребностей и интересов общественной системы и возможностей ( организующе - регулирующих потенций ) субъекта управления. Здесь особая роль отводится закономерностям, потребностям и интересам общественной жизнедеятельностью

            В узком смысле, как уже непосредственно реализуемое, практически осуществляемое управления, система субъектно - объектных зависимостей включает в себя : субъект управления - воздействия - управляемые объекты, где преимущество находится на стороне субъекта управления, а управляемые объекты воспринимают его решения и действия и трансформируют их в процессе собственного функционирования. В данной схеме воздействия вычленяются из взаимодействий и берутся в “готовом”, сформированном виде; в общественной системе также выделяются только то ее стороны, проявления, которые подлежат государственно-управляющим воздействиям.

            Система субъектно - объектных зависимостей в указанных аспектах проявляет себя не только при формировании и реализации управления как определенной целостности: в каждом управленческом акте, действии, отношении она объективно обусловливает и предполагает присутствие трех элементов : субъекта управления или его отдельного управляющего компонента ( государственного органа,  должностного лица, участника управления); создаваемого и реализуемого им управляющего воздействия; объектов воздействия в виде, главным образом, деятельности организаций, учреждений, предприятий, отдельных граждан ( в том числе и входящих в состав субъекта управления ).

            “Определяющей доминантой элементов государственного управления является его общественно - политическая природа. Именно она воспринимает объективные основы и субъективный фактор государственного управления, непосредственно связана с управляемыми объектами и в свою очередь влияет на элементы государственного управления ( цели, функции, организацию и т.д.) как напрямую, придавая им формационные качества, так и косвенно, через внутренние взаимосвязи самих элементов. В результате в государственном управлении создается устойчивый и достаточно крепкий  “каркас”, несущий на себе все динамические элементы. Его можно представить в следующей логической схеме: “ природа - цели - функции - структура - процесс - ( принципы)”. “Принципы” взяты в скобки потому, что в отличие от других элементов управления они олицетворяют научные положения, определенные теоретические выводы. Остальные элементы “материализованы” в управлении.”[6]

            В названной системе онтологических элементов государственного управления существует последовательная и жесткая детерминация. Это значит, что если изменяется, обновляется, наполняется чем - то новым один элемент, то он непременно должен отражаться в других, вызывать в них адекватные ему преобразования. И начинать здесь надо с анализа изменений в природе, а затем в целях государственного управления, а не наоборот, не с элементов управленческого процесса, что распространено на практике. В рационально поставленном государственном управлении каждый последующий элемент должен подчиняться предыдущему и обслуживать его

            При описании системных связей государственного управления в таком “срезе” надо учитывать, что перечисленные элементы сами обладают сложной, многоуровневой и иерархической организацией, проявляют себя в виде определенных подсистем : подсистема целей, функциональная структура, организационная структура, подсистема управленческой деятельности и, конечно, подсистема принципов. Поэтому во всем ее многообразии ее трудно изобразить схематически, но каждый, кто теоретически или практически связан с управлением, должен отчетливо представлять, что с каким бы единичным элементом управления он ни имел  дело - компетенцией государственного органа, формами и методами его деятельности, его решениями или организационными мероприятиями - этот элемент вписан через группу однозначных элементов в систему онтологических элементов государственного управления.

            Государственное управление - это явление субъективное. Значит, “погружаясь” в объективное, стремясь своими возможностями способствовать его развитию, субъект управления использует для этого множество элементов, которые являются продуктом сознания людей. К ним можно отнести: информацию, знания, организационные и нормативные ресурсы, идеи (модели), экспертные оценки, решения, действия государственных служащих и других участников управленческих процессов, субъективные результаты  управления, которые характеризуют не только объективное осуществление потребностей и интересов, но и отражение всего этого в мыслях и чувствах людей. “Все такие субъективные элементы проявляют себя в управлении тоже не в хаотическом, сумбурном виде, а как определенная система, выразить которую целесообразно следующим образом: ”информация - знания - ресурсы - идеи( модели) - экспертные оценки - решения - действия - результаты”.”[7]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.