Рефераты. Информационное обеспечение как необходимая услуга для функционирования экономики в современных услов...

Удаленные банки данных. Этот вид технологии предполагает коллективный доступ пользователей к информационным продук­там, сосредоточенным на едином компьютере, или хост-ЭВМ (host computer), в диалоговом режиме по сетям передачи данных.

Информационными продуктами здесь выступают БД по раз­личным предметным областям, а также различные метаданные: директории, рубрикаторы и другие данные, облегчающие пользо­вателю поиск в БД. Информационные услуги предоставляются благодаря наличию разнообразных средств поиска, обработки и выдачи информации. Информационные продукты и программные средства являются главными элементами банков данных или ав­томатизированных банков данных (АБД) —основной организаци­онной формы, в которой развиваются современные технологии коммерческого распространения информации.

В соответствии с определением Международной конфедерации обществ авторов и создателей (International Confederation of Societies of Authors and Composers) банком данных назы­вается совокупность (ensemble) наборов данных, а также связан­ных и реляционных файлов. Однако не каждая совокупность дан­ных, занесенная в память компьютера, образует АБД. Для этого необходимо выполнение двух условий:

данные должны составлять некоторое единое целое, т. е. долж­ны быть отобраны на основании стабильного классификационного критерия;

к соответствующим информационным продуктам должен быть организован доступ определенного числа пользователей.

В результате АБД может быть определен как система специ­альным образом организованных данных, программных, техниче­ских, языковых и организационно-методических средств, предна­значенных для централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования этих данных .

' Базами данных называются массивы машиночитаемой информации, отно­сящиеся к определенной предметной области и организованные на соответст­вующем логическом и физическом уровнях представления. Доступ к АБД осуществляется с терминалов пользователя, которыми могут быть какое-либо специальное оборудование, но чаще всего персональные компьютеры или другие интеллектуаль­ные терминалы, позволяющие пользователю производить после-сеансовую обработку найденной информации.

Основными особенностями данной технологии, определяющими во многом и ее достоинства, и ее недостатки, являются:

предоставление пользователю только информационных услуг, а не непосредственно информационных продуктов, в результате чего он получает (а часто и оплачивает) только ту информацию, которая ему действительно нужна;

полнота информации, связанная с загрузкой на хост-ЭВМ больших массивов данных; , высокая скорость обновления информации;                  ' относительно развитое программное обеспечение, позволяющее не только находить и получать информацию, но и при необходи­мости осуществлять ее графическую, наукометрическую и эконометрическую обработку.

Услуги АБД, или интерактивные услуги, могут предоставлять­ся в локальном (local) и удаленном (remote) режимах. В первом случае пользователь работает с терминалов, напрямую подклю­ченных к хост-ЭВМ (пример: читатели библиотеки, осуществляю­щие поиск в АБД, расположенном на ее вычислительном центре, с терминалов, разбросанных по всему помещению библиотеки). Удаленный режим, напротив, предполагает, что АБД может фи­зически находиться сколь угодно далеко от пользователя, так что для их соединения требуются специальные сети ЭВМ (сети пере­дачи данных). Хотя в последнее время локальные услуги начина­ют активно конкурировать с удаленными, последние про­должают оставаться наиболее популярным видом интерактивных услуг.

Впервые система видеотекста была представлена на рынок в 1972 г. компанией Prestel (Великобритания). Учитывая высокий уровень обеспеченности населения телевизорами и телефонами, западные компании высоко оценивали емкость потенциального рынка, в результате чего индустрия видеотекса развивалась в 70-х—начале 80-х гг. достаточно быстрыми темпами. Так, систе­ма Minitel (Франция) —крупнейшая система видеотекса в мире, обслуживала к середине 80-х гг. 2,3 млн. домашних терминалов, устанавливаемых пользователям бесплатно (они должны были платить только за реальное использование системы). В Великобритании примерно в этот же период только у системы Prestel насчитывалось более 36 тыс. пользователей, работающих на условиях подписки. В США у каждой из восьми крупнейших систем видеотекса (из примерно 40 функционирую­щих) число подписчиков превышало 20 тыс..

Тем не менее индустрия видеотекса существенно уступала ин­дустрии АБД по доходности. В США, например, валовой доход от услуг видеотекса составил в 1985 г. 75 млн. дол., что составляет всего около 5% от соответствующего показателя для АБД. Аналогичное соотношение (6%) отмечалось и в Великобритании.

Однако дальнейший ход событий не оправдал оптимистических прогнозов и ознаменовался провалом нескольких крупных проек­тов. Так, убытки только американских фирм составили: Knight— Ridder—50 млн. дол., Times/Mirror—30 млн. дол., American Express—20 млн. дол. Основная причина подобных неудач кроется, по-видимому, в переоценке желания «простых лю­дей» работать с такими системами. Причины этого нежелания лежат, во-первых, в неподготовленности значительной части по­тенциальных пользователей к работе в интерактивном режиме, даже в той упрощенной форме, которая предполагается техноло­гией видеотекса, и, во-вторых, в неготовности рядовых пользова­телей к восприятию ИПУ как товара. К тому же услуги видеотек­са, хотя и сравнительно дешевые (цена подписки в США, напри­мер, составляет в среднем 15—25 дол. в месяц), все же оплачиваются из личного дохода пользователей, а не из бюджета компаний, как это часто происходит в случае использования удален­ных банков данных.

И все же эксперты считают, что слухи о «смерти» видеотекса несколько преувеличены, связывая перспективы его разви­тия прежде всего с ростом квалификации рядовых пользователей, в настоящее время использующих видеотекс главным образом для игр; внедрением в профессиональный сектор; появлением недоро­гих и простых в обращении технических средств; снижением цен на передачу данных; еще большим упрощением процедуры поиска (в том числе за счет стандартизации команд).

Как отмечалось, рассмотренные технологии в той или иной степени направлены на предоставление пользователю интерактив­ных услуг, т. е. услуг по поиску, обработке и выдаче информации в режиме диалога. Первоначально этот термин («online», точнее «on-line») относился только к работе пользователей с удаленными банками данных на отдельных хост-ЭВМ, соединенных линией связи («on-line» и означает буквально «на линии»). Впоследствии он был распространен практически на все новые технологии. В широком смысле понятие «online» охватывает все случаи соеди­нения и общения в реальном времени между хост-ЭВМ и терми­налом вне зависимости от того, находятся ли они в одной комна­те. на разных этажах одного помещения или в разных точках пла­неты. Хотя в целом вопрос о границах индустрии «online» принадлежит к числу дискуссионных, подобное объединение различных видов технологий представляется оправданным, по­скольку

а) методы и приемы информационной работы, предполагаемые этими технологиями, достаточно схожи между собой;

б) конкурируя между собой, технологии в совокупности созда­ют единое информационное пространство: для производителей БД, например, они выступают как альтернативные и взаимодополняю­щие способы распространения информации, для пользователей— как разные возможности ее получения.

Большой интерес в качестве технологического средства информации представляет INTERNET. INTERNET - по определению - метосеть (совокупность взаимосвязанных сетей) со стандартизованным единым протоколом внутри- и межсистемного обмена. С точки зрения пользователей представляет собой ряд источников информации (хостов), каждый из которых имеет свой уникальный адрес. Благодаря новому протоколу хранения/просмотра информации удалось решить задачу организации доступа пользователей к информации в реальном масштабе времени (запрос-ответ). Информация может распространятся одним из следующих способов:

· электронная почта - это канал адресного распространения информации вне реального масштаба времени( без синхронизации отправителя и получателя). Самый старый метод внутрисетевого обмена, работает даже на очень плохих и очень низкоскоростных каналах связи. На сегодня является одним из основных методов распространения информации в группах по интересам, а также важным каналам межличностного обмена информацией, равно как и каналом получения ответа по запросу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.