Рефераты. Информационное обеспечение как необходимая услуга для функционирования экономики в современных услов...

• их нельзя отнести к частным — за некоторым исключением (в Праге) они возникли на базе библиотек и информацион­ных центров;

• они вполне уместны в рамках возникающих экономических структур, но зависят от частной инициативы, к тому же им приходится преодолевать множество препятствий. Деловая информация существовала и до 1989 года, но между экономической информацией и информацией в условиях жесткого планирования есть значительная разница. Часто имеющаяся инфор­мация была просто неверной, что, например, вылилось в полное незнание в Западной Германии реального состояния экономики ГДР. Доступ к информации об экономике стран Центральной и Восточной Европы был закрыт, а значит, и конкуренция была невозможна и нежелательна.

Теперь важно наладить централизованную информационную си­стему, что приведет к появлению новых фирм. Ряд информацион­ных агентов независимы и самостоятельно зарабатывают деньги, некоторые предлагают платные услуги, получая при этом средства из бюджета. Одни разоряются, другие объединяют свои усилия, третьи преуспевают. Хорошо работают агентства с профессиональ­ным штатом. Библиотеки участвуют в этом процессе, поскольку им приходится зарабатывать деньги. Свои услуги они оценивают по-разному, порой слишком высоко, так как бюджетные ассигнования постоянно уменьшаются, а средства для развития необходимы. Значительный разброс цен на информационные услуги говорит о том, что эти службы не умеют пока оценивать ситуацию на рынке. Многие также надеются на бюджет.

Библиотеки могут конкурировать на информационном рынке, так как имеют компетентных, эрудированных специалистов, кроме того, международные связи в библиотечной среде более развиты, чем в частном информационном секторе.

 

5. ТЕХНОЛОГИИ КОММЕРЧЕСКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Результатом применения новых информационных технологий является предоставление пользователю интересующих его данных в виде информационных услуг на базе информационных продук­тов. При этом данные определяются как события, записи или ин­струкции, представленные в любой конвенциональной форме, вы­ражающие любую информацию и поддающиеся компьютерной обработке.

 Совокупность данных, сформированная их производителями для дальнейшего распространения, представляет собой информа­ционный продукт, или продукт информационной деятельности, который может существовать как в вещественной, так и в неве­щественной форме. Таким образом, информационный продукт отражает информационную модель производителя, в ко­торой воплощены в первую очередь его собственные представле­ния о некоторой предметной области. Однако ценность информа­ционного продукта для пользователей, а следовательно, и его коммерческий успех зависят от того, насколько он сможет удов­летворить потребности пользователей. При этом получаемая ин­формация воспринимается как первичные данные, которым еще только предстоит стать информацией, будучи воспринятой в рам­ках информационных моделей пользователей (представлений пользователей об интересующей их предметной области).

Разумеется, производители коммерческих продуктов стараются учесть в своих моделях также и модели пользователей. Тем не менее информационные модели производителей и пользователей никогда не могут полностью совпасть, так как

пользователи часто не оформляют (явно или неявно) свои до­статочно смутные представления о том, какая информация им нужна, в четкие информационные модели, что препятствует учету этих представлений в концепции продукта;

если даже такие модели каким-то образом и существуют, то, во-первых, производитель может о них не знать и/или неверно их воспринимать и, во-вторых, эти модели у разных пользователей могут не совпадать друг с другом, делая тем самым построение абстрактной информационной модели «пользователя вообще» трудноразрешимой, а нередко — и не имеющей практического смысла, задачей.

Несовпадения информационных моделей производителей и пользователей проявляются главным образом в том, что пользо­вателю нужны данные в другом объеме и в другой структуре по сравнению с тем, как это сделано в информационном продукте. При традиционных информационных технологиях такие несовпа­дения обычны, что может быть проиллюстрировано следующим примером. Допустим, некий пользователь (читатель), решающий кроссворд, желает узнать название озера в штате Иллинойс (США) из семи букв (первая—«М>>). Его информационной мо­дели в наибольшей степени соответствовала бы специальная бро­шюра, содержащая 51 раздел (по числу штатов США), в каждом из которых находился бы алфавитный указатель озер (и только он!), расположенных в этом штате. Поскольку данная конкретная потребность нетипична, то такой брошюры может не быть вообще либо она есть, но надежно погребена под ворохом изданий, отвечающих сходным потребностям (типа «Пустыни США», «Горные массивы США» и т. п.). В любом случае, если только подобной брошюры нет под рукой, читателю ничего не остается, как обра­титься к энциклопедии, воплощающей представления ее создате­лей о мироздании (большая часть этих представлений гипотети­ческого читателя, естественно, не интересует). В результате дол­гих поисков читатель останавливается на статье «США», где после фактического переструктурирования данных (игнорирования всего, что не относится к озерам, а не относится к ним подавляю­щая часть статьи) он, наконец, не без труда находит ответ («Ми­чиган»).

Новые информационные технологии, в отличие от традицион­ных, предполагают предоставление пользователю не только ин­формационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т. п.). Эти средства позволяют пользователю не просто визуализировать содержание компьютер­ных файлов, в которых воплощен информационный продукт, но и получить информацию в объеме и формате, которые релевантны именно его потребностям.

В идеальном случае средства доступа должны обеспечить по­иск и представление информации, соответствующей потребностям пользователя, где бы она ни находилась. В терминах приведенного выше примера это означает, что пользователь информационного продукта (электронного аналога энциклопедии) должен иметь возможность найти название озера, оперируя лишь терминами «озеро» и «штат Иллинойс» и не зная, что в действительности это название находится в статье «США». Подобная возможность тра­диционно связывается с понятием информационной услуги.

Появление информационных услуг расширило спрос на инфор­мационные продукты, так как способствовало индивидуализации предложения данных—его приближению к индивидуальным пред­почтениям отдельных пользователей, а также сближению инфор­мационных моделей производителей и пользователей. Кроме того, пользователю не обязательно уже обладать целиком информаци­онным продуктом, что при прочих равных условиях удешевляет реально полученную информацию.

Таким образом, информационная услуга является наряду с ин­формационным продуктом важнейшей характеристикой новых информационных технологий (это единство отражается и в вошед­шей за последнее время в обиход аббревиатурой «ИПУ»—«ин­формационные продукты и услуги»). Поэтому дальнейший анализ, предлагаемый в данном параграфе, будет связан в основном с выявлением специфики ИПУ, вытекающей из особенностей той или иной технологии коммерческого распространения информации. Различия между технологиями с точки зрения применяемых технических и программных средств будут рассматриваться в гораздо меньшей степени.

В наиболее общем виде современные технологии коммерческо­го распространения информации подразумевают, что пользователи со своего терминального устройства «общаются» с информацион­ными продуктами, основными из которых являются базы данных (БД)\ при помощи специальных программных средств. Поскольку подобное «общение», или сеанс, осуществляется по схеме «за­прос—ответ» и протекает в реальном времени (т. е. отклик на запросы появляется непосредственно в ходе сеанса, а не по его окончании, как при пакетном (batch) режиме), о соответствую­щих технологиях говорят как о диалоговых, или интерактивных (online). Основные их виды—удаленные банки данных, ИПУ на технических носителях, видеотекс.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.