Рефераты. Информационная служба фирмы

-         сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Из соотношения целесообразного и допустимого определяется следующий примерный перечень сведений из сферы коммерческой деятельности, которые должны составлять коммерческую тайну предприятия:

-         организация и размеры товарного оборота, включая данные об издержках производства и обращения, цене продукции и услуг;

-         состоянии рынков сбыта и рынков закупок;

-         планы сбыта материально-технического обеспечения;

-         сведения о поставщиках потребителях и посредниках;

-         сведения о финансовых операциях;

-         списки персонала коммерческих служб, организационные схемы управления;

-         информационное обеспечение, схемы документооборота и др.

Конкретный содержательный состав сведений, подлежащих защите в режиме коммерческой тайны, определяется каждым предприятием самостоятельно. При установлении режима коммерческой тайны, помимо самого состава сведений и «срока жизни» секретов, выявляются источники и места накопления информации, реальные пользователи и те, кто потенциально заинтересован в ее получении, в том числе среди партнеров по коммерческой деятельности и конкурентов, определяются возможные каналы утечки информации, прорабатываются способы перекрытия каналов утечки.

Защита строится комплексно, путем создания специальной системы обеспечения безопасности, в рамках которой проводятся следующие мероприятия:

-         защита коммерческой тайны при заключении контрактов и трудовых соглашений, работа с персоналом – соответствующие беседы при приеме, инструктаж вновь принятых по правилам секретного использования информации, обучение сохранению конфиденциальности сведений, работа с сотрудниками, подозреваемыми в хищении секретной информации, пропаганда мер административной и экономической ответственности за разглашение конфиденциальных сведений, а также форм материального и морального поощрения за работу с секретной информацией и т.п.;

-         организация работы с конфиденциальными документами, представленными на бумажных носителях, - ведение порядка делопроизводства, контроль за прохождением секретных документов по маршруту пользования информацией, рассекречивание и уничтожение конфиденциальных документов, охрана секретов партнеров по коммерческой деятельности. Конфиденциальные документы, составленные на бумажных носителях, наделяются обычно тем или иным грифом секретности – «конфиденциально», «строго конфиденциально», «конфиденциально, только адресату», - которым, по существу, и определяются границы доступа к информации для отдельных категорий лиц. Правило состоит в том, что каждый сотрудник службы сбыта или материально-технического обеспечения (гистической службы предприятия) должен иметь доступ только к той информации, которая необходима ему для выполнения прямых должностных обязанностей;

-         организация работы с конфиденциальными документами, представленными на машинных носителях, то есть в электронной форме. Порядок, в принципе, аналогичен тому, что применяется в работе с документами на бумажных носителях, с той лишь разницей, что гриф секретности заменяется электронными паролями, известными ограниченному кругу лиц, допущенных к пользованию информацией;

-         контроль помещения и оборудования – обеспечение безопасности служебных помещений, охрана множительной техники, контроль за посетителями, применение средств сигнализации в случае обнаружения несанкционированного доступа и т.п.

Ответственность за сохранность коммерческой тайны на предприятии в целом несет его руководитель. Он должен предусмотреть условия конфиденциальности в коллективном договоре, правила внутреннего трудового распорядка, контрактах и трудовых соглашениях с работниками, договорах с партнерами. С лиц, допущенных к работе с конфиденциальной информацией, целесообразно взять специальные обязательства о ее неразглашении.

Для практического осуществления режима коммерческой тайны на предприятии считается целесообразным назначение специального уполномоченного, а на крупных – создание специального подразделения безопасности (37).

 


3.5. Источники информации


Наиболее важной информацией для предпринимательской деятельности  является:

-         оперативная информация об общей экономической конъюнктуре в виде биржевых котировок, курсов валют, кредитных ставок

-         экономическая и демографическая статистическая информация, которая пока выступает единственной основой для объективного экономического анализа и прогнозирования долгосрочных тенденций

-         коммерческая информация об участниках рынка – предприятиях и о

продукции

-         деловые новости о событиях, происходящих на рынке

-         информация о перспективах развития науки и техники и их возможных результатах

-         информация о правовых условиях хозяйственной деятельности.

      Существуют внутренние и внешние источники информации.

Внутренними источниками служат отчеты компании, беседы с сотрудниками отдела сбыта и другими руководителями и сотрудниками, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты, отчеты руководителей на собраниях акционеров, сообщения торгового персонала, отчеты о командировках, обзоры жалоб и рекламаций потребителей, благодарственные письма, планы производства, протоколы заседаний руководства, деловая корреспонденция фирмы и т.д. 

      Внешними источниками являются данные международных организаций (Международный валютный фонд, Европейская организация по сотрудничеству и развитию, ООН), законы, указы, постановления государственных органов, выступления государственных, политических и общественных деятелей, данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследований и т.п.

     Если об этом говорить более конкретно, то здесь в первую очередь следует выделить: статистические ежегодники, каталоги различных фирм, годовые финансовые отчеты фирм, информация отраслей, бирж, банков, таблицы курсов акций, судебные решения.

    Кардинальные изменения в экономике страны 90-х годов существенно повлияли на развитие и использование ее документальных потоков. Документальный поток стал мобильно отвечать на текущий спрос в области экономического знания, но вместе с тем возросла степень его хаотичности – дублирования, фрагментарности и рассеивания полезной информации.

    Одновременно в потоке формируются новые подструктуры, вводятся новые каналы доведения и средства хранения больших массивов значимой для экономистов информации – сетевой доступ к удаленным источникам данных, электронные версии изданий, компактные оптические диски (CD-ROM, DVD-ROM), полнотекстовые базы данных с гипертекстовой технологией и др.

   В мире все шире распространяется тенденция комплексного представления информации об экономических объектах. Как правило, основу базы данных составляют полные тексты и рефераты публикаций из периодики, полные тексты других материалов открытой печати. В результате в рамках одной программной оболочки аккумулируются полнотекстовые, библиографические, фактографические и прогнозно-аналитические ресурсы экономики. Наиболее известной из них является база данных PROMT. В России комплексные БД создаются в отдельных информационных фирмах. Примером может быть БД о Северо-Западном регионе России компании «Nsинформ+».

     В целом развитие средств связи, формирование глобальных компьютерных сетей привели к появлению целой группы источников оперативной информации об экономической жизни в стране и в мире.

Значительный поток информации распространяется только через компьютерные сети без выхода печатного аналога их текстов.

      Интенсивно наращивалась в этот период авторская, организационно-фирменная структура потока. Круг создателей новой информации расширился: кроме академических и отраслевых научных учреждений и вузов, профессионально-значимые источники информации формируют органы управления государством и регионами, редакции газет и журналов (деловые новости, фактографическая, аналитическая информация), специализированные информационные службы (библиографическая, фактографическая, аналитическая информация конъюнктурного характера и др.), коммерческие фирмы (отчетно-финансовая, кредитная информация), ассоциации и союзы, независимые аналитические центры, унитарные предприятия, организации непроизводственной сферы.

  В 90-е годы созданы и активно работают: агентство деловой информации «Бизнес-карта», агентство «Бизнес-информ». Их основной профиль – многотомные товарно-фирменные справочники. Издательский дом «Инфра-М», «Приор», издающие организации «Дело», «Центр», пополняют документальный поток нормативно-правовой, учебной и профессиональной литературой.

    Т.о. вторичные данные в России можно получить из таких информационных источников, как:

-         изданий общей экономической ориентации (газеты «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», периодические печатные издания «Коммерсант», «Финансовые известия», журналы «Бизнес», «Эко» и др.)

-         периодических печатных изданий торгового характера (Экстра-М», «Из рук в руки», «Центр плюс» и др.)

-         ежедневных газет

-         газет бесплатных объявлений

-         электронных средств массовой информации (телевидение, радио)

-         публикаций Торгово-промышленной палаты

-         информационно-аналитических бюллетеней (различных исследовательских центров, правительственных организаций)

-         публикации внешторговых организаций

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.