Рефераты. Государственная поддержка малого предпринимательства

Ключевую роль в становлении малого ин­новационного предпринимательства призвана сыграть система институтов его поддержки, или инновационная инфраструктура. Она, судя по опыту стран развитой рыночной экономики, включает три главных функциональных блока. Это блоки: а) специализированных организа­ций поддержки и обслуживания МИФ; б) цент­ров выращивания последних; в) зон (террито­рий) инновационного предпринимательства. При этом элементы первой группы можно рас­сматривать в качестве объектов общей рыноч­ной инфраструктуры, а второй и третьей — объ­ектов инфраструктуры как малого бизнеса в целом, так и малого инновационного предпри­нимательства в частности.

К первому функциональному блоку отно­сятся следующие подсистемы: 1) информацион­ного обеспечения; 2) экспертизы; 3) финансово-экономического обеспечения; 4) сертификации наукоемкой продукции; 5) патентования и ли­цензирования; 6) подготовки и переподготовки кадров; 7) лизинговые центры; 8) консультаци­онная служба (маркетинг, менеджмент и др.);  9)  фирмы специализированных услуг (бухгал­терских,  аудиторских,  рекламных  и др.); 10) фирмы - технологические (научно-техниче­ские)

1 Малый бизнес России. Проблемы и пер­спективы.  М.:, С. 34—41.

2 Шулус А. Субъекты малого предпринимательст­ва и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал.  1996.  № 5-6.

посредники. Все названные подсистемы находятся в России в начальной фазе становле­ния (пожалуй, относительно продвинутым мож­но считать состояние информационного обес­печения, подготовки кадров и консалтинговых услуг).

Второй и третий функциональный блоки инновационной инфраструктуры представлены «центрами выращивания» (инкубаторами) биз­неса, в том числе малых инновационных фирм, а также научными и технологическими пар­ками. Имеющиеся данные о количестве дейст­вующих парков и инкубаторов существенно расходятся. Согласно одним источникам, в РФ на начало 1996 г. функционировали 27 техно­парков и 65 инкубаторов инновационного биз­неса1, объединенных в ассоциацию «Технопарк», со­зданную в 1990 г. По другим данным, на конец 1995 г. имелось всего 42 объекта, включая науч­ные и технологические парки, инкубаторы биз­неса и инновационные центры.2 Не­которые из них уже прошли период становления и превратились в успешно работающие инно­вационные структуры, признанные и междуна­родными экспертами  (например, технополис «Зеленоград», технопарки в Уфе и Томске, Меж­дународный центр развития науки и технологий «Дубна»). В этих структурах функционирует 900 инновационных фирм и 150 малых обслужи­вающих фирм создано свыше 7 тыс. новых рабо­чих мест.

Инкубаторные программы реализуются во многих регионах России. Скажем, в 1993 г. создан Нижегородский центр инкубации науко­емких технологий для поддержки и стимулиро­вания инновационного бизнеса, а в Новгород­ской области учреждено аналогично нацелен­ное АО «Бизнес-парк».

Ключевыми проблемами технопарков и инкубаторов бизнеса являются отсутствие на­дежной правовой базы их создания и развития (хотя сами понятия и признаки технопарков, концепция и технология их создания уже

1 Россия в третьем тысячелетии. Вы­пуск 1.  М.:,  1996. С. 68.

2 Тезисы до­кладов I Всероссийского съезда представителей малых предприятий. М., 1996.  С. 12.



выра­ботаны), недостаточность материально-техни­ческой и финансовой поддержки со стороны го­сударства и, конечно, отсутствие квалифициро­ванных кадров. Задача улучшения кадрового обеспечения зачастую решается с зарубежной помощью; на нее, в частности, опираются Меж­дународный инкубатор технологий в системе Академии народного хозяйства при Правитель­стве РФ, Академия менеджмента и рынка в рам­ках «Морозовского проекта» и Фонд поддерж­ки предпринимательства и развития конкурен­ции, работающие с регионами, в том числе в ас­пекте подготовки и переподготовки кадров. С 1993 г. ассоциация «Технопарк» совместно с на­учным парком Уорвикского университета Вели­кобритании осуществляет международный про­ект по подготовке команд менеджеров и кон­сультантов для технопарков. В конце 1995 г. эта же организация совместно с Ассоциацией уни­верситетских научных парков США и Канады реализовала проект обучения специалистов для технопарков России и СНГ, профинансирован­ный американским фондом «Евразия».

В общем, формирование инновационной инфраструктуры в России так или иначе уже идет по всем трем функциональным блокам, хотя недостаточно быстро. Правообеспечение, финансирование и кадры специалистов — это, стоит повторить, главные проблемы, однако не менее острым можно, думается, считать дефи­цит координирующего государственного воз­действия на развитие охарактеризованной ин­фраструктуры.

Становление инновационного предприни­мательства тесно сопряжено с развитием прак­тики венчурного (рискового) финансирования. В широком смысле под ним подразумеваются все вложения в рискованные с точки зрения финансовых результатов проек­ты, прежде всего в области высоких технологий. В узком смысле оно означает долго- или средне­срочные инвестиции в виде кредитов или вло­жений в акции, осуществляемые венчурными фондами с целью создания малых быстрорастущих компаний. Чаще всего малые рисковые (или венчурные) предприятия связаны со сферой НИОКР, поэтому для их обозначения использу­ется фигурировавший выше термин «малые инновационные предприятия». Венчурные фонды существуют в нескольких организационных формах, главной из которых является специа­лизированная независимая фирма венчурного капитала (ФВК). Далее по значимости идут вен­чурные фонды крупных корпораций, инвести­ционные компании малого бизнеса, научно-исследовательские партнерства с ограничен­ной ответственностью, являющиеся формой со­вместного финансирования НИОКР.

Через свои венчурные фонды корпорации осуществляют рисковое финансирование ма­лых фирм, выступающее формой интеграции последних с крупными структурами. С учетом этого обстоятельства перспективы развития в России венчурного финансирования важно, ду­мается, увязать прежде всего с реализацией воз­можностей становящихся финансово-промыш­ленных групп. Налаживание их взаимодействия с малыми инновационными фирмами способст­вовало бы смягчению противоречия между не­востребованностью колоссального научного потенциала российских ученых и необходимо­стью кардинального обновления технической основы почти всех отраслей народного хозяйст­ва. Государство призвано создать адекватную этой задаче внешнюю среду, а также осущест­влять прямую финансовую поддержку приори­тетных венчурных разработок. Важную роль способны сыграть специальные фонды финан­сирования, инициируемые государством и объединениями предпринимателей, Российский фонд фундаментальных исследовании, Фонд со­действия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и т.д.


3.2. Проблемы совершенствования системы кредитования малых предприятий

Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия при обращении за кредитом является недостаточность обеспечения по кредиту. Отсутствие достаточного для залога имущества при расширении деятельности или более того при организации нового бизнеса – вполне нормальное явление для необремененных основными фондами малых предпринимателей. Для малого предпринимательства также крайне важны сроки рассмотрения кредитных заявок и принятия решений о кредитовании – в силу мобильности и высокой эффективности проектов малого предпринимательства лишние 2-3 недели на анализ заявки банком могут обернуться для предпринимателя потерей значительных доходов.

Гарантийные фонды как источник обеспечения кредитов малому бизнесу

В последнее время активно ведутся разговоры о необходимости создания эффективной структуры, решающей проблемы обеспечения кредитов для малых предприятий. Ниже будет рассмотрен зарубежный (США) опыт работы организаций с аналогичными, что и у гарантийного фонда задачами, а также предложения по  мультипликации средств гарантийного фонда. Small Business Administration - организация, задачей которой является поддержка малого бизнеса в США (аналог Федерального фонда поддержки малого предпринимательства).  SBA предлагает целый пакет программ, направленных на финансирование и гарантирование займов малого бизнеса в США.

SBA также предлагает ряд менее актуальных для российской действительности программ гарантий займов:

- женщинам-бизнесменам;

- малым предприятиям, работающим на “оборонку”;

- экспортным малым предприятиям;

- экспортно-импортным малым предприятиям;

- микропредприятиям;

- гарантии под “развивающие” кредиты.

Наиболее интересна для российских условий программа loan guaranty, реализуемая в соответствии со статьей Акта о малом бизнесе (Small Business Act), предоставившей полномочия SBA по гарантированию ссуд малым предприятиям, которые не могут привлечь финансирование на разумные сроки через традиционные каналы получения заемных ресурсов. Эта программа создана для поддержки становления и роста малых предприятий путем предоставления гарантий по кредитам, выдаваемым эффективно работающим фирмам. Она рассчитана на весьма разнообразные цели использования кредита:

- покупка недвижимости;

- расширение бизнеса;

- покупка оборудования;

- пополнение оборотных средств;

- приобретение инструментов (МБП).

В рамках этой программы SBA может прогарантировать до 75 % ссуд размером до  $ 750 000 и до 80 % ссуд размером не более $ 100 000. Стоимость гарантии не превышает 2,75 % годовых. Срок гарантии: для кредитования оборотных средств - до 10 лет, основных средств - до 25 лет. Размещение средств SBA производится через коммерческие кредитные институты, получившие соответствующие лицензии SBA (например, General Electric Capital Small Business Finance)

Опыт SBA представляет ценность в силу того, что в рамках Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и региональных фондов поддержки малого предпринимательства ведется работа по созданию гарантийных.

В Федеральном законе “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” сказано, что “Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства может выступать гарантом по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями РФ субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов в области малого предпринимательства” (1, ст. 8, п. 2). Это положение отражено в Уставе фонда: “для достижения своей основной цели Фонд: ... выполняет функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам субъектов малого предпринимательства” (6, ст.6). Формирование гарантийных фондов может быть осуществлено и в рамках региональных фондов поддержки малого предпринимательства.

Необходимость создания гарантийных фондов связана с необходимостью “привлечения дополнительных средств и повышения эффективности управления ими” (5, Приложение 1, п.1.7.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.