Рефераты. Государственная поддержка малого предпринимательства

На федеральном уровне до 2001 г. действовала четвертая по счету Феде­ральная программа поддержки малого предпринимательства. Хотя Закон «О государственной поддержке...» предусматривал ежегодное принятие таких программ, последняя программа, как и предыдущие, была рассчитана на 2 го­да (2000-2001 гг.), и на ее реализацию было запланировано 140 млн. руб.   

В таблице 1 представлена информация о федеральных программах и объемах их финансирования, подготовленная в начале 2001 г. для представления в Правительство РФ Министерством по антимонопольной политике и под­держке предпринимательства.

Программы государственной поддержки малого бизнеса как на федераль­ном, так и на региональном уровне в основном своих целей никогда не дости­гали. И это не так уж плохо — ведь зачастую то, что называть «программой», по сути, представляло собой расплывчатый план мероприятий.

Таблица 1

Утверждение и финансирование федеральных программ поддержки малого предпринимательства

Федеральная программа го­сударственной поддержки ма­лого предпри­нимательства в Российской Фе­дерации

Постановление Государствен­ной Думы Фе­дерального Со­брания Россий­ской Федера­ции

Постановление Правительства Российской Фе­дерации

Объемы средств феде­рального бюд­жета, заложен­ные в програм­ме

Всего профи­нансировано

Исполнение мероприятий программ, %

1994-1995 гг.

Не принималось

29.04.94 г. №409

18,38 млрд. руб. в ценах 1993 г.

5,7 млрд. руб.

31

1996-1997 гг.

07.07.96 г. № 444-II-ГД

18.12.95 г. №1256

386,6 млрд. руб., по данным ФФПМП

270 млрд. руб., по данным ФФПМП

70

1998-1999 гг.

Не утверждена

03.06.98 г. №697

100 млн. руб.

0

0

2000-2001 гг.

14.04.00 г. № 298-III-ГД

14.02.00 г. №121

140 млн. руб.

140 млн. руб.

-

Основным недостатком федеральных (как и большинства региональных) программ следует также назвать отсутствие глубокого анализа результатов, до­стигнутых/не достигнутых в ходе реализации предыдущих программ. Так, ни в одной федеральной программе сколько-нибудь серьезно не оценивалась эффективность предыдущей (влияние вложенных в реализацию программ средств федерального бюджета на основные параметры развития малого предпринимательства в стране), зачастую даже не перечислялись мероприятия, ко­торые были или не были выполнены.

В федеральной программе на 1998-1999 гг. были, например, выборочно (на разные даты) перечислены основные показатели малого предпринимательства, фиксируемые Госкомстатом: общее число, количество занятых в этом сек­торе, объемы выручки. А также федеральная программа 1998-1999 гг. была един­ственной, в которой признавалось, что из 81 намеченного предыдущей про­граммой мероприятия полностью было выполнено только 53%, частично — 25% и не выполнено — 22%. В федеральной программе на 2000-2001 гг. уже не было необходимости в таком анализе, поскольку преды­дущая не реализовывалась из-за полного отсутствия финансирования.

Из программы в программу кочует фраза о сложившейся системе под­держки малого предпринимательства, включающей государственную и не­государственную инфраструктуру (государственные органы, федеральный и региональные фонды, торгово-промышленные палаты, Российское агент­ство поддержки малого и среднего бизнеса, Академия менеджмента и рын­ка и т.д.). Анализа эффективности работы этой инфраструктуры, получаю­щей все же некоторое бюджетное финансирование, ни одна программа так­же не давала.

При подготовке очередной федеральной программы, одним из элементов которой стало увеличение срока ее действия с 2 до 3 лет, так­же пришлось столкнуться с серьезными трудностями. Проект ее, разработан­ный в первой половине 2001 г., на первом этапе хотя и с трудом, но прошел через сито согласований примерно с 20 министерствами и ведомствами и был внесен в Правительство РФ для утверждения, но так и пролежат там целый год. Затем согласование проекта пошло по новому кругу, появились новые предложения, противоречащие друг другу, причем многие противоречия носят неустранимый характер. К настоящему времени проект программы превратился в проект комплекса мероприятий, который так и не принят, хотя в бю­джете на 2003 г. на государственную поддержку малого предпринимательства заложено 100 млн. рублей.

Последние два-три года активно обсуждается вопрос об увеличении мас­штабов не прямого финансирования (кредитования) малого бизнеса, а косвен­ного финансирования механизмов поддержки малого предпринимательства, что на практике выражается в финансировании так называемой инфраструк­туры малого предпринимательства.

В целом механизм федеральных государственных программ поддержки развития малого предпринимательства себя не оправдал. Малый бизнес в России существует и развивается сам по себе, федеральные программы поддержки и развития малого предпринимательства реального влияния на его положение не оказывают.

















Глава 3. Основные проблемы развития малого бизнеса в России и направления государственной поддержки

3.1. Проблемы повышения инновационной активности в малом бизнесе

В широком смысле инновационной является любая раз­новидность истинного  предпринимательства, ибо последнее «по определению» основывается на новаторстве, творчестве, нестандартных и рисковых подходах. Вместе с тем инно­вационное предпринимательство выступает как особый вид бизнеса, результатом которого ста­новится специфический товар — нововведение (инновация). В соответствии с формулой, при­нятой Организацией по экономическому со­трудничеству и развитию (ОЭСР), нововведение — это трансформация идеи в рыночный про­дукт или услугу, в новый или улучшенный про­изводственный процесс или в новый метод ока­зания социальной услуги1. Инновационные фирмы различных разме­ров и направлений деятельности, составляющие основу инновационного сектора экономики, — это организации, разрабатывающие нововведе­ния с целью их продажи на рынке. В литературе широко употребляются и другие, близкие по смыслу термины, имеющие различные оттенки: «наукоемкая фирма»; «технологичная фирма» («technology firm»); «высокотехнологичная фир­ма» («high-technology firm»); фирма новейшей тех­нологии («new technology-based firm»). Общее для всех этих понятий — то, что они характеризуют фирмы, осуществляющие НИОКР, разрабатывающие и производящие продукты и услуги при высокой концентрации новых слож­ных технологий.

Инновационный сектор экономики пред­ставлен несколькими сегментами. Во-первых, — корпоративными структурами (сюда входят на­учно-исследовательские подразделения круп­ных компаний или их внутренние венчуры, яв­ляющиеся инновационными предприятиями, выделенными из состава корпорации на период создания и коммерческого освоения нововве­дения и управляемые через специальные отде­лы).

 1 Частное предпри­нимательство:   основные  понятия,   теория   и практика. М:, 1994.  С. 26.

Во-вторых, — государственно-обществен­ными образованиями (в том числе учебными за­ведениями, университетскими исследователь­скими центрами, и т.п.). В-третьих, — малыми инновационными фирмами (МИФ).

Рассматриваемому сектору экономики присущи высокие темпы роста. Так, общее ко­личество инновационных фирм в США в 1976— 1986 гг. возросло с 53,7 до 88,4 тыс., т.е. увеличи­лось в 1,6 раза, а на начало 90-х годов составило около 100 тыс. Большая часть этих фирм пред­ставлена МИФ: в тех же США в различных сфе­рах инновационного бизнеса они составляют от 70 до 98% всех предприятий, и на них прихо­дится от 16 до 20% занятых. Такие фирмы явля­ются технологическими лидерами в отраслях двух типов: в динамичных, с быстро меняющей­ся технологией, и в эмбриональных, только за­рождающихся (в остальных отраслях, как пра­вило, техническое развитие осуществляют круп­ные компании). Так, в сфере программного обеспечения 98% фирм — малые; в отрасли фотоники и оптики — 97; в наукоемком сервисе и сфере контроля и измерений — по 96%

В России процесс создания МИФ начался в конце 80-х годов и прошел несколько этапов со сменой организационно-правовых форм и приоритетных видов деятельности. На этих эта­пах возникали: научно-технические кооперати­вы (НТК); центры научно-технического твор­чества молодежи (ЦНТТМ); совместные инно­вационные предприятия; фирмы-посредники между временными творческими коллективами и заказчиками научно-технической продукции, занимавшиеся внедрением нововведений; фир­мы, обеспечивающие процесс компьютеризации страны на базе импортной вычислительной техники, периферийного оборудования и средств связи. До начала приватизации малые формы научно-технического профиля являлись теми или иными структурными подразделениями го­сударственных предприятий или организаций. В ходе же приватизационной кампании стали возникать частные инновационные предприя­тия: АО (товарищества) на материально-техни­ческой и финансовой базе государственных предприятий или предприятий арендного типа (создававшихся на основе НИИ, вузов и гос­предприятий). Начался процесс превращения государственных НИИ и КБ в частные малые инновационные фирмы.

В официальной российской статистике по­следние отдельно не учитываются, однако кос­венное представление об их численности и ее динамике можно составить по соответствую­щим данным о малых предприятиях в отрасли «наука и научное обслуживание» (тыс.): в 1991 г. — 10, в 1992г. — 36, в 1993 г. —65, в 1994 г. — 52, в первом квартале 1995 г. — 47, или 5,6% общего количества малых предприятий в стране1. Таким образом, динамика малого инновационного предпринимательства соответствует тенденции эволюции российского малого бизнеса в целом и характеризуется, в частности, замедлением ро­ста после 1994 г.2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.